УДК 33

СРАВНЕНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕХ СТРАН: РОССИИ, УЗБЕКИСТАНА И АЗЕРБАЙДЖАНА

№46,

Юридические науки

Кудрявцева Айгуль Рашитовна
Петрова Валерия Николаевна


Научный руководитель: Логинова Н.В.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВО; ЗАКУПКА; ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; GOVERNMENT; PROCUREMENT; PROCUREMENT ACTIVITIES.


Аннотация: В статье рассмотрена закупочная деятельность, осуществляемая государством в трех странах: в России, в Узбекистане и в Азербайджане.

Актуальность статьи заключается в том, что во всех странах государство является основным покупателем товаров и услуг на рынке. Задача обеспечения эффективности государственных закупок является первостепенной, так как объемы государственных закупок занимают значительную долю в хозяйственном обороте.

В России закупочная деятельность регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров [1], работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о госзакупках).

Закупочная деятельность в России ведется в двух видах: конкурентные закупки и неконкурентные закупки. К конкурентным закупкам относятся аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. К неконкурентным закупкам относится закупка у единственного поставщика. Для того, чтобы закупка состоялась у единственного поставщика, она не должна превышать 600 тыс. руб.

В таблице 1 представлены виды закупок, осуществляемые при конкурентном способе.

Таблица 1

Виды закупок, осуществляемые при конкурентном способе.

Вид закупки Краткое описание
Открытый конкурс Самый часто встречающийся вариант проведения закупок. Информация о закупке и конкурсная документация размещаются в открытом доступе на портале закупок (ЕИС) для неограниченного круга лиц. К поставщикам предъявляются одинаковые требования. Победителем считается тот участник, который предлагает лучшие условия исполнения контракта, это же относится и к остальным формам конкурса.
Открытый конкурс с ограниченным участием Условия проведения такой закупки похожи на открытый конкурс: информация о закупке в свободном доступе, одинаковые требования к поставщикам. Отличие заключается в том, что для участия могут быть предъявлены дополнительные требования, а участники должны пройти предквалификационный отбор.
Открытый двухэтапный конкурс Особенность проведения такой закупки заключается в том, что каждый участник должен пройти оба этапа конкурса. Заказчик выбирает победителя именно на основе результатов второго этапа. К участникам могут быть предъявлены как единые требования, так и дополнительные.
Закрытый конкурс (одноэтапный, двухэтапный и с ограниченным участием) Отличие закрытого конкурса от открытого заключается в формате его проведения: информация о закупке направляется ограниченному кругу лиц, которые будут удовлетворять определённым заказчиком требованиям. Одноэтапный, двухэтапным и конкурс с ограниченным участием проводятся по подобию открытого конкурса.
Открытый аукцион Как и в случае с открытым конкурсом, информация о закупке и конкурсная документация размещаются в открытом доступе на портале закупок (ЕИС) для неограниченного круга лиц. Главное отличие от конкурса заключается в том, что победителем становится тот участник закупок, который предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым понижением цен.
Закрытый аукцион За получение документации о закрытом аукционе с участников может взиматься плата, которую указывается сам заказчик. Информация о ней указывается в приглашении, отправляемом им поставщикам.
Запрос котировок Информация о закупке сообщается неограниченному числу лиц, а начальная максимальная цена контракта не должна превышать 500 тысяч рублей. Победителем становится тот участник, который предложит наименьшую цену.
Запрос предложений Всё также как и в предыдущих случаях: информация о закупке распространяется свободно, к поставщикам выставляются одинаковые требования. Однако, в этом случае победителем становится не тот, кто предложит самую низкую цену, а тот, кто предложит самые подходящие условия исполнения контракта.

В настоящее время в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере госзакупок в России создана Единая информационная система (далее ЕИС), в которой представлена вся необходимая информация о любой конкретной закупке [4, с. 218]. Закупочная деятельность в данной системе ведется в электронном виде, для того, чтобы вся представленная там информация о закупках была прозрачна. Закупочная деятельность ведется на 8ми электронных площадках. На каждой их них не стоит регистрироваться. Зарегистрироваться нужно только на ЕИС. После того, как предприятие-поставщик пройдет регистрацию на данной площадке, он получит доступ к реестру госзакупок, которые осуществляются по 44-ФЗ [5, с. 142].

Оплата закупочной деятельности осуществляется после поставки. Авансовые платежи в госзакупках практически не применяются, для того, чтобы поставки были реально осуществлены, а предприятия после получения оплаты, чтобы не исчезали.

Рассмотрим проведение закупочной деятельности в Республике Узбекистан, которое осуществляется в рамках Закона Республики Узбекистан от 22.04.2021 г. № ЗРУ-684 «О государственных закупках» [2].

Государственные закупки в Республике Узбекистан осуществляются при помощи тендеров в базовых расчетных величинах (БРВ) (1БРВ = 23,15 долларов США). Победители по тендеру выбираются по количественной, качественной и денежной оценке. Государственная закупка в Узбекистане осуществляется ну сумму свыше 6000 БРВ.

Для проведении тендера создается тендерная комиссия их нечетного числа членов (минимум 7 человек), в которую входят представители Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, а также представители проектного института «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров РУЗ.

Для осуществления госзакупок в Республике Узбекистан действует специальный информационный портал. На этом портале заказчик (государственный орган) размещает объявление о закупке не менее чем за 30 дней и не более чем за 45 дней до окончания срока приема предложений от участников. Затем предприятия-поставщики отправляют тендерную документацию. При этом эти предприятия не должны иметь задолженности по налогам, не должны быть в стадии банкротства, должны иметь необходимые технические, финансовые, материальные и кадровые ресурсы для исполнения договора.

Тендерную документацию рассматривает тендерная комиссия.

Срок рассмотрения и анализ предложений участников не может превышать 60 дней с момента окончания подачи предложений. Комиссия оценивает предложения в два этапа. На первом этапе рассматриваются технические критерии предложений, на втором – идет оценка ценовой части. На второй этап допускаются победители первого этапа. При этом процессе ведется видеозапись. Если лишь одно предложение соответствует требованиям тендерной документации, то такой тендер признается несостоявшимся. Победителем становится тот, кто предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями, обусловленными тендерной документацией

Решение о победителе принимается большинством голосов в комиссии.

В Республике Узбекистан госзакупки могут быть осуществлены и ез проведения тендера в том случае, если товар имеется только у одного предприятия-поставщика.

С 1 ноября 2020 г. в Республике Узбекистан государственные предприятия не имеют права закупать товар иностранного происхождения.

Рассмотрим проведение закупочной деятельности в Азербайджанской Республике, которое осуществляется в рамках Закона Азербайджанской Республики от 27.12.2001 № 245-IIQ «О государственных закупках» [3].

Закупочная деятельность в Азербайджанской Республике осуществляется на электронном портале e-tender.gov.az.

Государственные закупки товаров в Азербайджанской Республике осуществляются методами открытого тендера, двухэтапного тендера, тендера с ограниченным участием и закрытого тендера, запроса предложений, запроса котировок и закупки из одного источника в зависимости от условий применения.

На портале e-tender.gov.az. размещается информация о госзакупке, информация о предприятии-покупателе. Затем предприятия-поставщики подают документы об участии в госзакупке. При этом эти предприятия не должны иметь задолженности по налогам, не должны быть в стадии банкротства, должны иметь необходимые технические, финансовые, материальные и кадровые ресурсы для исполнения договора.

Для проведения тендера создается тендерная комиссия, куда входят представители предприятия. Победителем становится тот, кто предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями, обусловленными тендерной документацией. Решение о победителе принимается большинством голосов в комиссии.

Таким образом, госзакупки в рассмотренных трех странах осуществляются в электронном формате. У стран имеются свои информационные порталы, где размещается информация о проводимой госзакупке. Общим является то, что предприятия-поставщики  не должны иметь задолженности по налогам, не должны быть в стадии банкротства, должны иметь необходимые технические, финансовые, материальные и кадровые ресурсы для исполнения договора. Предприятие-покупатель заключает договор с тем предприятием, которое предложил лучшие условия исполнения договора.


Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Закон Республики Узбекистан от 22.04.2021 г. № ЗРУ-684 «О государственных закупках».
  3. Закон Азербайджанской Республики от 27.12.2001 № 245-IIQ «О государственных закупках».
  4. Мельников И.Н. Актуальные вопросы совершенствования контрактной системы государственных закупок в РФ на современном этапе / Мельников И.Н. // Вестник КГУ. — №1- 2020- с. 217 – 220.
  5. Тукмаков В.П. Сравнение системы государственных закупок в РФ и США / Тукмаков В.П. // Международный журнал гуманитарных и естесственных наук. — № 7 – 2022 – с. 141 — 143