УДК 33

ПРОКЬЮРЕМЕНТ В ОБЪЕДИНЁННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТАХ И СОЕДИНЁННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

№46,

Юридические науки

Ибрагимова Екатерина Анатольевна


Научный руководитель: Логинова Н.В., кандидат экономических наук кафедры бухгалтерского учета, налогов и экономической безопасности Поволжский государственный технологический университет (г. Йошкар-Ола, Россия)


Ключевые слова: ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ; ПРОТЕКЦИОНИСТСКАЯ ПОЛИТИКА; ОФСЕТНАЯ СДЕЛКА; PROCUREMENT ACTIVITIES; PUBLIC PROCUREMENT; PROTECTIONIST POLICY; OFFSET TRANSACTION; PROCURE-TO-PAY; E-COMMERCE.


Аннотация: Проведено сравнение проведения закупочной деятельности в Объединённых Арабских Эмиратах, Соединенных Штатах Америки. Рассмотрены принципы осуществления закупок, размещения сопутствующей информации на федеральных информационных системах в сфере закупок. Изучены и рассмотрены законодательные основы организации контроля закупочной деятельности. Проанализированы процедуры закупок товаров, работ, услуг, и этапы для развития экономической деятельности внутри страны.

Данная статья посвящена изучению закупочной деятельности в бюджетной сфере с помощью сравнения особенностей управления материальными потоками в процессе снабжения материальными ресурсами бюджетных организаций в других странах, в таких как Объединённые Арабские Эмираты и Соединенные Штаты Америки.

Таблица 1. Сравнение принципов осуществления закупок

  ОАЭ США
Основные законы, постановления по регулированию госзакупок Тендеры на поставку товаров для госнужд регулируется ФЗ «О тендерах для государственных нужд» № 16 от 1975 г.; ФЗ ОАЭ 1992 г. №10 «О предоставлении доказательств по гражданским и торговым спорам» Госзакупки регулируются ст.10 и 41 Кодекса, Законом о федеральной собственности и административных услугах 1949 г., Законом о вооруженных закупках — 1949 г., Постановлением по государственным закупкам, титул 48 «Федеральная система приобретения товаров и услуг»
Контролирующий орган процесса закупочной деятельности Главным контролером процесса бюджетных закупок является Министерство финансов Контроль возлагается на министерства обороны и финансов; Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли
Основные принципы проведения закупочной деятельности Отсутствие открытости, равноправия, есть экономическая эффективность и ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки Соблюдение прозрачности договорных условий, здоровая и равноправная конкуренция, открытая информация по сделкам и торгам, находящаяся в общем доступе, помощь в организации и проведении честных торгов, сопровождение и оптимизация представителей малого бизнеса, есть экономическая эффективность и ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки

В Объединённых Арабских Эмиратах участие в тендерах на поставку товаров для государственных нужд регулируется федеральным законом «О тендерах для государственных нужд» № 16 от 1975 года. Специальные требования для субъектов малого предпринимательства в законе не оговариваются, в связи с чем права и обязанности местных участников госзакупок не выделены (табл.1).

Главным контролером процесса бюджетных закупок в Объединенных Арабских Эмиратах является Министерство финансов, которое курирует развитие новой системы (Procure-to-pay), позволяющее ускорить процесс государственных закупок. Procure-to-pay (Покупка с оплатой) — этот термин используется для обозначения конкретного процесса закупок, позволяющий объединить отдел закупок с отделом кредиторской задолженности. Для участия в этих закупках необходимо получить электронное разрешение на выпуск ордеров на покупку, заказов для нужд федеральных государственных органов на территории страны. Предприятия выбирают для себя ордер на закупку определенного товара и/или услуги и мгновенно направляют их поставщикам, при наличии пакета необходимых документов. Это мера необходимости для работы в дистанционном режиме для повышения эффективности функционирования финансовой системы.

Данное приложение помогает проводить тендеры, согласно принятым процедурам и системе регулирования, проводить техническую финансовую оценку предложений и выбирать исполнителей. Кроме того, оно направляет счета-фактуры в электронном виде через специальный портал, с помощью которых можно быстро и не выходя из системы оплачивать их в автоматическом режиме. Средний срок одобрения счета-фактуры составляет 5 дней – от его подачи до получения оплаты.

В случае задержки платежей, будут приняты меры, которые обеспечат получение поставщиками денег в срок. После проведения аудита и одобрения счетов-фактур указанная в них сумма будет автоматически направляться в систему TMS Центрального банка ОАЭ, а из нее – на счет получателя. Поставщик получит уведомление об оплате по электронной почте. Если у поставщика возникнут сложности с получением оплаты, он может обратиться напрямую к техническим специалистам Министерства финансов Объединенных Арабских Эмиратов.

Одним из видов закупочной деятельности ОАЭ является заключение офсетных сделок с иностранными компаниями. Это долгосрочный вид компенсационной сделки при закупке импортной продукции, существенным условием которой является выставление встречных требований по инвестированию определенной части средств от суммы контракта в экономику страны-импортёра. Срок исполнения договора составляет не менее 7 лет с момента заключения импортного соглашения, стоимость — от 10 млн. дирхамов. Руководство страны было вынуждено прибегнуть к данному виду торговой деятельности в связи с большим уходом денежных средств за рубеж. В итоге получили планомерное вливание денежных средств в различные виды экономической деятельности (табл.2). Со сделкой в 10 млн. дирхамов лимиты комиссионных вознаграждений составляют 2%, контракты стоимостью от 10 до 50 млн. дирхамов — 1,5%. И конечно же иностранной компании, зарегистрированной в ОАЭ дополнительно необходимо иметь местного агента, члена Дубайской торговой палаты, с принадлежностью капитала этой иностранной компании в 51%, с действующей лицензией экономического департамента Объединенных Арабских Эмиратов.

В Соединенных Штатах Америки «государственные закупки регулируются статьями 10 и 41 Кодекса. Законом о федеральной собственности и административных услугах 1949 года, Законом о вооруженных закупках — 1949 года и являются основой законодательства в сфере федеральных закупок. Начало системы планирования закупок было положено в 1792 году с принятия закона о регулировании закупок, где контроль возлагался на министерства обороны и финансов, тем самым являясь одной из самых старейших контрактных систем в мире, стала одной из самых надежных и наиболее полной системой федеральных закупок.

Государства — члены Евросоюза придерживаются единого законодательного формата системы госзакупок, преследующей следующие цели: соблюдение прозрачности договорных условий для всех представителей внутригосударственных рынков и общей торговой зоны Евросоюза, здоровая и равноправная конкуренция, открытая информация по сделкам и торгам, находящаяся в общем доступе, помощь в организации и проведении честных торгов, сопровождение и оптимизация представителей малого бизнеса, снижения затрат и увеличение динамики торговых сделок в интересах государства (табл.1).

«Официальный журнал ЕС» был основным источником информации о планируемых, происходящих и свершенных сделках. Все средства СМИ, сопровождающие процессы торгов, публиковали в печатном виде достоверную информацию. Сейчас при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов используется единая информационная система. База данных «Электронный тендер» содержит информацию об участниках торгов и условиях контактов. Сами участники, входящие в ЕС, могут воспользоваться помощью информационных центров, предоставляющих консультации по всем вопросам.

Способы закупок в европейских странах осуществляются согласно двум системам. Одна из них предполагает действие распределения, другая — централизацию деятельности.

В первом варианте каждый филиал или дочернее предприятие одного концерна осуществляет самостоятельные закупки согласно собственным индивидуальным потребностям. Для этого каждый из них организует отдел, занимающийся закупками.

Во втором случае создается единая центральная база, содержащая заявки на требуемую продукцию ото всех филиалов. Если степень централизованных действий является наивысшей, создается единый отдел, осуществляющий контроль над всеми процессами торгов корпорации.

Каждая система госзакупок обладает своими преимуществами и недостатками. Децентрализованный метод характеризуется гибкостью, при этом требует больших финансовых вливаний. Централизованная система предполагает закупки продукции большими оптовыми партиями, за счет чего снижается их себестоимость. При этом она теряет автономность и широту требуемого ассортимента потребностей для каждого, отдельно взятого, предприятия, входящего в компанию.

Следует отметить, что обе системы интегрированы в законодательный процесс практически всех цивилизованных стран.

Европейский союз практикует оптимальное сочетание обоих методов, при котором вся руководящая деятельность по проектированию, планированию, внедрению и координации нормативов и действий, распределению бюджетных средств осуществляется Министерством финансов, а непосредственные торговые сделки проводятся отделами закупок.

Структура проведения госзакупок в зависимости от поставленной задачи делится на такие виды, как открытые, закрытые, поэтапные конкурсы, мониторинг котировок, торги с одним продавцом, закупки посредством переговоров с конкурирующими поставщиками.

«Любая заявка на закупку должна быть проанализирована не менее чем тремя потенциальными продавцами. Закупщик формирует оценивающие предложения условия по выгодным преимуществам, которые раскрывают весь технический, функциональный и конечный спектр предложения. Таким образом, поставщик должен соответствовать определенным экономическим и результативным рамкам, установленным заказчиком.

Для достижения максимальной эффективности процесса допускаются переговоры, поставщик вправе запросить переформирование предложения с целью оптимального соответствия заказу. Формат переговоров всегда носит приватный характер, участниками становятся все потенциальные поставщики, чьи предложения были рассмотрены и приняты закупщиком.

Результатом переговоров становится договор на предоставление в определенный срок утвержденных проектов, из которых заказчик выбирает наиболее выгодный и подходящий по его условия.» [I.]

«В США данная система является более зрелой, так как за период своего существования она прошла через достаточное количество изменений, что привело к четко регламентированной позиции.» [V.]

«Общий объем закупок государством товаров и услуг измеряется величиной расходов государственного бюджета в части его статей, предназначенных на оплату вооружений, товаров, услуг и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В данном случае в понятие государственного бюджета включаются средства федерального бюджета, средства бюджетов штатов и местных органов власти.

В совокупности купля-продажа такого рода товаров и услуг со стороны государства образует огромный государственный рынок.

Данный рынок открыт для всех стран НАТО, Израиля, Южной Кореи, Египта и Тайваня, т.е. для всех ключевых военно-политических союзников США во всем мире. Тем самым достигается военно-экономическое и военно-научно-техническое единство США с ключевыми союзниками в мире.

Соединённые Штаты Америки являются крупнейшими в мире экспортером товаров (13% мирового экспорта) и услуг (18% мирового экспорта). Основными партнерами по экспорту являются Канада (23% экспорта США), Япония (10,3%), Мексика (10,1%), Великобритания (5,3%), Германия (3,7%), Южная Корея (3,4%), Тайвань (3,2%). Экспортируют в основном оборудование (46%), сырье и материалы (21%), также потребительские товары (13%), автомобили (11%), продукты питания (5%) и другие товары (4%).» [IV.]

Правительственные заказы США регулируются Постановлением по государственным закупкам, титул 48 «Федеральная система приобретения товаров и услуг» — это нормативный документ экономико-правового регулирования общих принципов хозяйственной деятельности. Правительственные заказы США разделяют, прежде всего, по двум принципиальным назначениям: функционально-целевому назначению (хозяйственному применению); экономико-хозяйственному назначению (ценообразованию), т.е. государство возмещает подрядчикам издержки производства, связанные с выполнением контракта.

Федеральные ведомства, размещая заказы в различных секторах экономики, стремятся в более широких масштабах применять методы оценки затрат корпораций-подрядчиков. Методы оценки обычно сводятся к трем методам финансово-бухгалтерского анализа: 1) анализ цены контракта; 2) оценка издержек производства корпораций-подрядчиков по контракту; 3) комплексный анализ издержек производства.

Комплексный анализ издержек производства – особая форма анализа затрат производства, которая предназначена для оценки издержек производства программ, путем сопоставления и противопоставления методов управления корпорации-подрядчика, ее операционных систем или их частей. Этот метод не предполагает использование рабочей силы, материалов, оборудования, методов управления или оперативных систем. Он нацелен на анализ особых существенных элементов увеличения издержек производства и может быть встроен в какой-то операционный этап управления производством корпорации-подрядчика, например, в косвенные административные расходы, общую организацию производства и т.д.» [III.]

США использует офсетные соглашения при заключении крупных сделок в отношении аэрокосмических, оборонных компаний, экспортирующими оборонную продукцию, системы или услуги как взаимообмен дополнительными услугами при покупке систем вооружения. Объясняя это защитой безопасности, содействие коммерчески приемлемой внешней политике и защитой экономических интересов США. Данная деятельность тщательно контролируется Министерством торговли в Бюро промышленности и безопасности (табл.2).

Таблица 2. Проведение офсетных сделок

Предпосылки ОАЭ США
Условия проведения Срок исполнения договора составляет не менее 7 лет с момента заключения импортного соглашения, стоимость — от 10 млн. дирхамов При заключении крупных сделок в отношении аэрокосмических, оборонных компаний, экспортирующими оборонную продукцию, системы или услуги как взаимообмен дополнительными услугами при покупке систем вооружения, сроком до 10 лет
Причины возникновения Создавались в результате большого ухода денежных средств за рубеж Для защиты безопасности, содействие коммерчески приемлемой внешней политике и защиты экономических интересов

Главный принцип в ОАЭ это принцип верховенства шариата и закона – это прежде всего доступная юридическая защита граждан ОАЭ, осуществление правосудия только судом, гарантия права гражданина на судебную защиту компетентным судом, гласность и состязательность судебного разбирательства, обязательность исполнения судебных актов, несменяемость судей, принцип устности, непосредственность и процессуальный формализм.

В соглашениях детально определена процедура разрешения споров и это единые процедуры рассмотрения гражданских и торговых дел. Нормы о доказательствах и доказывании не закреплены в указанных процессуальных актах. Для урегулирования указанного института гражданского процессуального права приняты специальные законы, а именно Федеральный закон Объединенных Арабских Эмиратов 1992 г. N 10 о предоставлении доказательств по гражданским и торговым спорам.

Несмотря на параллельное действие религиозных норм и государственных законов, принцип верховенства шариата, мусульманское право применяется в случае специального указания закона, либо для преодоления пробела в законодательстве.

ОАЭ в 1981 году наравне с Саудовской Аравией входит в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, занимая в нем лидирующую позицию – это стратегический союз Объединенных Арабских Эмиратов, Королевства Бахрейн, Королевства Саудовская Аравия, Султаната Оман, Государства Катар и Государства Кувейт. Основными рабочими подразделениями являются Верховный совет, Совет министров и Генеральный секретариат.

Для развития торговли и экономики арабских государств в ОАЭ действуют по методу «покупай свое». Удаленные от региональных экономико-политических центров, при размещении государственных заказов реализуют самостоятельную торговую политику, защищают отечественного производителя и его финансовые интересы, обязывают иностранные компании, стремящиеся «протолкнуть» свой товар, объединяться с предприятиями-резидентами в производственном и организационном плане.

Важными качествами для участия в торгах являются такие факторы, как «капитал компании, технический опыт, уровень компетентности ее персонала», должен быть представлен «годовой финансовый отчет, прошедший аудиторскую проверку», должна быть предоставлена «информация, которая включает подробную учредительную документацию компании», т.е. детальную характеристику имеющегося опыта в соответствующих видах деятельности, например: не было ли нарушений при экспорте определенных товаров, проблем при сотрудничестве с местными партнерами».

Необходимым условием для участия иностранных компаний в закупках с ОАЭ является передача части полученных средств от крупной сделки в инвестирование в экономику страны ОАЭ, следовать условиям использования веб-сайта, специально созданных собственником: Резолюция № 35 от 2012 года «Стандарты содержания рекламы в средствах массовой информации». Данная резолюция содержит множество условий, которые будут применяться к рекламе на сайте электронной коммерции. Например с такими данными как «ложные и вводящие в заблуждение. К ответственности за заявления, сделанные в рекламе, может быть привлечен издатель — в данном случае — оператор сайта электронной коммерции».

Основные требования к рекламе – это «четкость и недвусмысленность». Дополнительно должна быть четко «определена личность рекламодателя в каждом случае и разделении редакционного и рекламного контента». Наиболее важным является следующее: «рекламодатель, продукт и издатель должны нести юридическую ответственность и обязанность предоставления согласно с данными заявлениями, связанными с обещаниями, гарантиями, залогами и компенсациями, упомянутыми в рекламе». [II.]

Есть и исключения: эти принципы не распространяется на некоторые поставки для нужд вооруженных сил, а также на поставки продукции «редкой специализации».

Запрещено ввозить товары, не учитывающие религиозных норм, норм здравоохранения, экологические нормы и нормы безопасности, санитарные и фитосанитарные правила применения в целях защиты здоровья и жизни населения, жизни животных и растений.

Таможенно-тарифные барьеры – это высокие транспортные издержки, жесткие визовые требования, большая продолжительность пересечения таможенных границ по причине задержки при осуществлении сделок, инспекций, повторных процедур на границе и слабой погранично-таможенной инфраструктуры, высокие таможенные сборы, финансовые ограничения, количественные ограничения и ценовой контроль.

Экспорт в арабских странах ограничивает крупный государственный сектор и низкий уровень прозрачности. Местное законодательство не ограничивает участие в тендерах по государственным заказам иностранных компаний, однако при этом весьма жестко соблюдаются интересы национального производителя: при прочих равных условиях, когда цена иностранного поставщика товаров будет ниже отечественного поставщика товара, предпочтение всегда отдается отечественным товарам.

Заключение

Учитывая вышеизложенное, видно, что проведение государственных закупок в разных странах сильно отличаются, это зависит от социально-экономической, историко-политической ситуации в стране. В разных странах в то или иное время остро встал вопрос регулирования торговой деятельности. Для этого на законном уровне устанавливались правила торговых отношений. Государственные организации осуществляют свою деятельность на основе финансирования от государства, а именно: налогов, инвестирования, развития науки и научной деятельности. Создание законной, контролируемой единой информационной системы без коррупции и нерационального использования бюджета – это главная цель здорового и развитого государства. Разработка способов контроля повысят прозрачность и открытость закупочной деятельности. Тщательная разработка индивидуальных пунктов контракта — повысят эффективность.


Список литературы

  1. Государственные закупки: американская система. Статья. АНТЕК КОНСАЛТИНГ 2011-2023. URL: http://antek-consult.ru/gos-zakupki-amerika-system.php (дата обращения: 08.02.2023).
  2. Гражданский процессуальный кодекс Объединенных Арабских Эмиратов 1992 г. (1992) (на арабском языке). URL: http://www.gcc-legal.org/LawAsPDF.aspx?country=2&LawID=3129 (дата обращения: 09.02.2023).
  3. Reimer W.H. Op. cit. – P. 218-221, 275-278; Wangemann M.A. Federal Government Contractors. – N.Y., 1998. – P. 91-92; Keyes W.N. Government Contracts Under Federal Acquisition Regulations. 2-nd ed. – Wash., 1997. URL: https://www.goodreads.com/book/show/5479591-federal-government-contractor-s-manual (дата обращения: 12.04.2023).
  4. Система государственных закупок в Европе. Антек. Статья 2011-2023. URL: http://antek-consult.ru/gos-zakupki-mirovie-standarti.php (дата обращения: 23.02.2023)
  5. Сергиенко, В. С. Сравнение государственных закупок в РФ и США. URL: https://moluch.ru/archive/449/98752/ (дата обращения: 13.07.2023).