УДК 81’42

РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНТАКТОУСТАНАВЛИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ВСТУПЛЕНИЯ В ЛЕКЦИИ ЖАНРА TED TALK

№46,

Филологические науки

Кузьминых Жанна Олеговна (кандидат педагогических наук, доцент)
Шатунов Сергей Владимирович


Ключевые слова: ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ; НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ; ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ; ВСТУПЛЕНИЕ; ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ; СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ; VERBAL COMMUNICATION; NONVERBAL COMMUNICATION; PRESENTATIONS; INTRODUCTION; PUBLIC SPEECH; MEANS OF NONVERBAL COMMUNICATION.


Аннотация: В статье рассматриваются роль и место средств невербальной коммуникации в установлении контакта между оратором и аудиторией во время вступительной части публичного выступления. Изучение влияния невербального речевого воздействия на эффективность публичных выступлений является актуальным, поскольку невербальная коммуникация играет важную роль в оказании персуазивного влияния на аудиторию. Элементы невербальной коммуникации, такие как жесты, мимика, поза, интонация, могут усилить или ослабить эффект словесного выражения идей оратора. Авторы представили обзор отечественных и зарубежных исследований в русле обозначенной тематики. Кроме того, предпринята попытка выявить специфику реализации контактоустанавливающей функции вступления в открытой научно-популярной лекции жанра TED Talk.

Влияние невербального речевого воздействия на эффективность публичных выступлений является сегодня предметом активного изучения в России и мире, поскольку невербальная коммуникация играет важную роль в передаче информации и оказания персуазивного влияния на аудиторию. Элементы невербальной коммуникации, такие как жесты, мимика, поза, интонация и другие, могут усилить или ослабить эффект словесного выражения идей оратора. Настоящая статья представляет собой попытку рассмотреть роль и место средств невербального речевого воздействия во вступительной части публичного выступления для установления контакта с аудиторией на примере лекций жанра TED Talk.

Невербальные средства общения сопровождают, дополняют и иногда заменяют слова, что позволяет передавать информацию без использования речи. Невербальное речевое воздействие предполагает использование жестов, мимики, внешнего вида, поведения говорящего и расстояния до собеседника.

А. Пиз, австралийский писатель, известный в мировом бизнес-сообществе как «мистер язык тела» после выхода в 1978 году его книги-бестселлера «Язык телодвижений», пишет, что общение людей состоит преимущественно из невербальных элементов, и только около 35% информации передается через слова. При этом автор отмечает, что люди используют вербальный канал коммуникации, чтобы передавать информацию о внешнем мире и событиях, а невербальный канал для обсуждения межличностных отношений [4]. А. Меграбян, почетный профессор психологии в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, широко известный по публикациям о сравнении вербального и невербального общения, утверждает, что важнейшую роль в общении играют три основных фактора: что мы говорим (7%), как мы говорим (38%) и язык тела (55%) [3].

По мнению И.А. Стернина, известного российский языковеда, члена совета Российской психолингвистической ассоциации и международной прагмалингвистической ассоциации, все невербальные сигналы могут подразделяться на симптомы, символы и знаки. Симптомы проявляются преимущественно через мимические движения и их комбинации, такие как выражение страха, радости, удовольствия, задумчивости и других эмоций. Социальные символы (одежда, язык, манеры поведения, жилье, досуг и проч.) не принимают непосредственного участия в коммуникации, но несут информацию, которая имеет значение в общении между людьми. Социальные невербальные символы также имеют культурно-обусловленную специфику. Невербальные знаки включают язык телодвижений (включая взгляд, мимику, позу, движения, походку и физический контакт), организацию пространства общения и отсутствие говорения. Они могут иметь знаковую, симптоматическую или символическую функцию. Некоторые невербальные сигналы производятся сознательно, а некоторые — бессознательно. Одной из самых распространенных форм невербальных знаков являются жесты [5].

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что невербальное поведение может иметь большее значение, чем вербальное, и выделяет следующие невербальные средства общения: язык тела (поза, жесты, мимика, походка); визуальный контакт (частота контакта, направление взгляда); голосовые характеристики (интонация, громкость, пауза, вздох, кашель, смех); тактильные сигналы (рукопожатие, прикосновения); ориентация в пространстве (ориентация, дистанция).

Необходимо подчеркнуть значимость невербальных сигналов в общении, поскольку они выполняют важную функцию в управлении контактом и позволяют регулировать процесс общения. К контактоустанавливающим средствам невербального общения относятся взгляд, жесты, такие как рукопожатие при приветствии, поклоны, улыбки, привлечение внимания с помощью прикосновений и т.д. В отношении поддержания и усиления контакта особо отметим роль обмена взглядами, обращения, усилительных, изобразительных или указательных жестов.

Согласно мнению Л. А. Годуйко и Г. В. Писарук, важнейшая роль в любом публичном выступлении принадлежит вступительной части, так как его основной задачей является установление контакта с аудиторией, завоевание ее интереса и доверия [1]. При этом важно заинтересовать аудиторию не только интеллектуально, но и эмоционально. О ценности вступления свидетельствуют и работы иностранных авторов [6;7]. Яркой иллюстрацией этого тезиса и примером его реализации являются открытые научно-популярные лекции жанра TED Talk.

Лекции TED Talk представляют собой короткие публичные выступления самой разнообразной тематики (наука, бизнес, искусство, культура) на популярной платформе ежегодных независимых конференций. Последние проводятся по лицензии американского фонда TED (от англ. technology, entertainment, design) в разных странах с 1984 года, в России – c 2009 года. Мероприятия призваны предоставить людям с уникальным опытом, ценными знаниями и идеями поделиться ими с аудиторией в зале и мире Особенность формата конференций TED состоит в том, что он предполагает элемент интеллектуального шоу: многие лекции записываются на видео, становятся доступны в интернете и приобретают широкую популярность.

Д. Донован, эксперт в сфере маркетинга, оратор и один из организаторов TED конференций, особо выделяет важность вступления лекциях TED Talks, поскольку именно в самом начале лекции, буквально в первые десять-пятнадцать секунд, аудитория проявляет наибольшее внимание. Именно поэтому оратору исключительно критически важно заинтересовать слушателей сразу, показав, почему они должны прислушаться к тому, что он говорит [2]. Важную роль здесь играют и невербальные средства речевого воздействия.

Для того, чтобы проиллюстрировать значимость невербальных средств коммуникации для более эффективной реализации контактоустанавливающей функции вступления рассмотрим, как их применяет в начале своего выступления успешный бизнесмен Хамди Улукая, основатель и владелец компании Chobanim, изобретатель одноименного продукта – ведущего бренда греческого йогурта в США. Лекция “The Anti-CEO Playbook” («Антиучебник для генерального директора»), в которой Улукая поделился своим видением ценностей бизнеса в современном мире, прошла в Ванкувере (Канада) в 2019 году [8].

Спикер начинает свое выступление с одного из самых распространённых способов найти общий язык с аудиторией — с рассказа истории из своей жизни: «A cold January day of 2005, I took one of my most important drives of my life». На первых словах спикер упирается руками в бока – поза, считающаяся признаком уверенности и власти, вплоть до агрессии и превосходства, что может быть вполне естественно для человека, совершившего восхождение из среды иммигрантов до вершин делового мира. При этом он переступает с ноги на ногу, опустив глаза и лишь бросая короткие взгляды на аудиторию, что свидетельствует о некой застенчивости и даже робости. Сочетание контрастных невербальных проявлений уверенности и нерешительности говорит аудитории о том, что этот достигший столь многого человек собирается поделиться чем-то очень для него личным, даже сокровенным. Безусловно, то, что несет в себе большой смысл и ценность для спикера, не может не вызвать интерес у слушателя, находится ли он в зале или смотрит видеозапись выступления. Обратим также внимание на выбор одежды спикера — базовые вещи включая бежевые брюки-карго, белую футболку и однотонную голубую рубашку поверх нее — как невербальный символ демократизма и скромности выступающего. Внешний вид человека, находящегося на вершине финансового успеха и при этом выглядящего как любой из присутствующих в зале слушателей, является одним из средств невербального воздействия, по сути невербальным посланием публике и фактором, подсознательно располагающим к себе в первые же секунды общения.

Следует отдельно отметить то, как мастерски спикер использует потенциал паузы для захвата внимания публики и придания особого значения важным с его точки зрения вербальным элементам речи. В тот момент, когда Улукая произносит вторую часть первого предложения («…I took one of my most important drives of my life»), он внимательно, с открытой улыбкой смотрит на аудиторию и устанавливает с ней контакт, смотря на зал и собирая взгляды слушателей. Продолжая зачин вступления, спикер говорит: «I was on this road in upstate New York, trying to find this old factory». В этот момент он подключает жестикуляцию. Спокойно, без суеты, в полном соответствии с ритмикой и логикой высказывания Улукая делает взмах рукой с открытой ладонью, как бы приглашая зрителей к общению в доверительной, дружеской манере. Другая рука спикера в кармане, что, по мнению экспертов, присуще мужчинам, транслирующим имидж лидера, контролирующего свое внутреннее состояние и внешнее поведение: одна рука открыта для рукопожатия (доверие), а рука в кармане — символ опоры и собственной территории. Обратим внимание и на то, как спикер перемещается небольшими шагами по сцене (2 шага вправо – остановка, шаг влево – остановка) для подчеркивания важного, особенно в сочетании с паузой во время остановки. Это укладывается в рекомендации специалистов по публичным выступлениям выбрать три точки на сцене и перемещаться между ними, для иллюстрации или выделения особо значимого. Передвижение оратора перед зрителями по одной линии можно также трактовать как движение от прошлого к будущему или от проблемы к решению, что привносит динамизм в повествование и привлекает внимание зрителей. При этом спикер переводит взгляд с одной части зала в другую, вовлекая в общение как можно больше зрителей.

Выступающий продолжает повествование, перемещаясь на шаг обратно и останавливаясь в соответствии с временной логикой своей истории («Днем ранее…») сопровождая начало предложения характерным акцентирующим взмахом руки с открытой ладонью: «The day before, I received a flyer in the mail that said, «Fully equipped yogurt plant for sale»». Озвучивая надпись на флаере, выступающий поднимает руки на уровень глаз и как бы формируя из указательного и большого пальцев каждой руки квадратную скобку, чтобы «обрамить» название флаера, ставшее поворотным пунктом в судьбе будущего миллиардера. Зрители подсознательно воспринимают подкрепленные невербальным знаком слова как важные для истории жизни спикера. Далее Улукая при помощи жестов показывает, что он сделал с полученным флаером, «выбросив его в мусор» и — после паузы — «достав обратно», чтобы сделать судьбоносный звонок: «I threw it in the garbage can. And 20 minutes later, I picked it up and called the number. The plant was 85 years old, and it was closing. So, I decided to go see it». Таков 40-секундный зачин (завязка) 17-минутного выступления, набравшего почти 4,5 миллионов просмотров в интернете.

Вне всякого сомнения, успеху публичного выступления способствует множество факторов, и невербальные средства воздействия – лишь один из них. В пользу прокомментированной лекции Хамди Улукая, прозванного «йогуртовым Стивом Джобсом», работает его личная история успеха, безоговорочно обеспечивая доверие зрителей к личности выступающего и интерес к тому, о чем он будет говорить. Спикер, выходец из среды турецких курдов, говорит короткими простыми предложениями, с явным акцентом. В его языке жестов прослеживаются культурно обусловленные, а также проявления личной харизмы. Однако очевидно и то, что использование невербальных средств коммуникации в сочетании с общей стратегией выступления помогло спикеру в первые же секунды выступления завладеть вниманием аудитории и установить с ней контакт, что составляет важнейшую функцию и цель вступительной части лекции.

Подводя итог, представляется возможным резюмировать: использование невербальных средств коммуникации помогает спикерам TED установить контакт с аудиторией более эффективно. В результате применения невербальных средств коммуникации, спикеры TED могут успешно установить контакт с аудиторией, вызвать интерес и улучшить понимание и запоминание своих выступлений.


Список литературы

  1. Годуйко, Л. А., Писарук Г.В. Учимся красноречию (основы риторики): учеб.-метод. пособие для иностр. студентов филол. фак. — Брест. гос. ун-т. им. А. С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2019. – 110 с.
  2. Донован Д. Выступление в стиле TED. Секреты лучших вдохновляющих выступлений презентаций. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 208 с.
  3. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. — СПб.: Речь, 2001. — 256 с.
  4. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. — М.: Эксмо, 2012. – 411 с.
  5. Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 5-е изд. —М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с.
  6. Khajornphaiboon P., Vungthong S. Analyzing the introduction of TED Talks: A corpus–based analysis of discourse organization. Journal of Humanities. 41(1). 2019. P. 52-70.
  7. Sroikudrua T., Punkasirikul P., Tawichai S. Rhetorical Strategies in Thai TEDx Talks. International Journal of Innovation, Creativity and Change. Vol. 15. Issue 10. 2021. P. 361-378.
  8. Ulukaya H. «The anti-CEO playbook». 2019. URL: https://www.ted.com/talks/hamdi_ulukaya_the_anti_ceo_playbook (дата обращения: 23.10.2023).