УДК 342.9

ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

№45,

Юридические науки

Сазонов Анатолий Александрович


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ДОСТАВЛЕНИЕ; ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА; ПРОТОКОЛ; ПОСТАНОВЛЕНИЕ; ФАКТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ; ADMINISTRATIVE OFFENSES; DELIVERY; PROVISION OF PRODUCTION; PROTOCOL; RESOLUTION; FACTUAL BASIS.


Аннотация: В настоящей публикации автором проведен анализ оснований применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в зависимости от конкретной меры. Автор делает вывод о том, что основаниями применения административно-обеспечительных мер является совершение административного правонарушения и наличие нормы закона, прямо предусматривающей возможность применения этих мер.

Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет важное процессуальное значение, ведь данные меры облегчают процесс производства по делам об административных правонарушениях.

С помощью данных мер должностные лица могут использовать свои властные полномочия, направленные на лиц, которые совершили административные правонарушения, а также с помощью мер достигаются цели правопорядка и безопасности общества, так как меры обеспечивают не только выявление правонарушителя, которые уже совершили административное правонарушение, но и пресечение правонарушения, когда оно еще только планируется совершиться [4, с. 152].

Качественный механизм реализации мер обеспечения по делам об административных правонарушениях является необходимым (базовым) условием реализации государственными органами своих властных компетенций, в противном случае сама возможность практического применения закона становится нереализуемой и могут возникать так называемые «мертвые» нормы права. И в этой связи, представляется необходимым разработать понятийный аппарат как общего термина «механизм реализации мер обеспечения по делам об административных правонарушениях», так и определить основные элементы, образующие его систему с обозначением логической взаимосвязи ее элементов [3, с. 67].

Основанием применения мер обеспечения процесса, как и мер административного пресечения, является совершение противоправных и наказуемых деяний. Причем основанием для применения процессуальных мер является обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения. Применяются меры обеспечения процесса вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем лицо признано виновным и будет ли к нему применено взыскание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи, или нет.

Среди оснований применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует выделить фактические и юридические.

В Российской Федерации существуют различные виды мер административного пресечения, которые могут быть применены в случае совершения административного правонарушения. Некоторые из основных видов мер административного пресечения включают:

1. Предупреждение: Органы правопорядка или уполномоченные должностные лица могут применять меру предупреждения в случае первого совершения незначительного административного правонарушения. Предупреждение не является наказанием, но направлено на информирование нарушителя о недопустимости совершения повторных правонарушений.

2. Штраф: Один из наиболее распространенных видов мер административного пресечения — наложение штрафа. Штраф может быть фиксированным или устанавливаться в виде определенного процента от доходов нарушителя. Размер штрафа зависит от характера и тяжести совершенного правонарушения.

3. Административный арест: В случае совершения некоторых более серьезных административных правонарушений, суд может принять решение о наложении административного ареста. Административный арест может быть применен на определенный срок и включает лишение свободы нарушителя.

4. Административное лишение прав: В случае совершения определенных административных правонарушений, суд может принять решение о временном или постоянном лишении нарушителя права управления транспортными средствами.

5. Административное исключение из организации или профессиональной деятельности: В некоторых случаях, в зависимости от характера нарушения, суд может решить об административном исключении нарушителя из организации или о запрете заниматься определенной профессиональной деятельностью.

6. Административное изъятие имущества: В случае, если имущество было использовано при совершении административного правонарушения, суд может принять решение об административном изъятии такого имущества.

В каждом конкретном случае применение меры административного пресечения определяется в соответствии с законодательством и рассматривается компетентными органами власти или судом.

Юридическим основанием всегда выступает КоАП РФ [1], который предусматривает потенциальную возможность применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях при возникновении соответствующей необходимости. Фактическое основание применения индивидуально для каждой отдельной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Основания применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации определены в Административном процессуальном кодексе Российской Федерации. В соответствии с данным законодательством, меры обеспечения могут быть применены для обеспечения эффективного рассмотрения дела и обеспечения исполнения решения, вынесенного по делу об административном правонарушении. Некоторые основания применения мер обеспечения включают:

1. Рецидив административных правонарушений: Если лицо ранее совершало административные правонарушения, то в целях обеспечения исполнения решения может быть применена мера обеспечения.

2. Отсутствие постоянного места жительства или места работы: Если лицо не имеет постоянного места жительства или места работы, могут быть применены меры обеспечения для обеспечения его явки или исполнения решения.

3. Уклонение от исполнения обязанностей: Если лицо уклоняется от исполнения обязанностей, предусмотренных решением, могут быть применены меры обеспечения для обеспечения исполнения решения.

4. Возможность сокрытия имущества: Если у лица имеются основания полагать, что оно может скрыть свое имущество, могут быть применены меры обеспечения для обеспечения возможности исполнения решения.

5. Опасность повторения правонарушения: Если имеются основания полагать, что лицо может совершить повторное правонарушение, могут быть применены меры обеспечения для предотвращения такого повторения.

В каждом конкретном случае решение о применении мер обеспечения принимается компетентным органом власти или судом, и основывается на представленных фактах и обстоятельствах дела [2, с. 501].

Таким образом, основаниями применения административно-обеспечительных мер являются, во-первых, совершение административного правонарушения (проступка), а в ряде случаев – наличие данных, свидетельствующих о возможном совершении конкретным лицом такого деяния (т.е. предположение о правонарушении). Во-вторых, наличие нормы закона, прямо предусматривающей возможность применения этих мер в связи с совершением данного конкретного правонарушения. Из этого следует, что, принимая решение о применении той или иной меры административного воздействия, сотрудник полиции должен прежде всего установить факт совершения данным лицом противоправного деяния или наличие данных, позволяющих предполагать это, определить его характер – является ли оно административным проступком, преступлением или деянием иного рода. Далее, правоприменитель должен выяснить, имеется ли норма закона, которая прямо предусматривает применение мер воздействия в связи с совершением данного правонарушения.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Асташкин А.А. Защита прав и свобод граждан при применении мер административного принуждения / А.А. Асташкин // Вопросы российской юстиции. – 2020. – № 8. – С. 499-511.
  3. Мешков П.В. О проблемах понимания и реализации обеспечительных мер в производстве по делам об административных правонарушениях в России и за рубежом // Юрист. – 2018. — № 10. — С. 64-69.
  4. Осяк А.Н., Новичкова Е.Е., Цвилий А.В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Юристъ-Правоведъ. – 2020. — № 4 (95). – С. 150-156.