УДК 34

ПЕРСПЕКТИВЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

№45,

Юридические науки

Корчагина Дарья Андреевна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ; СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРАВО; ПРАВО НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ; ЛИШЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ; ADMINISTRATIVE PUNISHMENT; SPECIAL RIGHT; RIGHT TO DRIVE A VEHICLE; DEPRIVATION OF THE RIGHT TO DRIVE A VEHICLE.


Аннотация: Применение мер административного наказания, а именно лишения специального права, позволяет предупредить противоправное поведение граждан, в том числе связанное с нарушением ими правил дорожного движения. В статье указывается на перспективы по совершенствованию административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством.

Специальное право представляет собой форму права, которое дает возможность участнику административно-правовых отношений заниматься определенным видом деятельности, не запрещенным на территории Российской Федерации, но регулируемым индивидуальным юридическим актом, утвержденным в установленном законом порядке.

Главным видом специального права является право на управление транспортным средством, которое классифицируется в зависимости от типа транспорта. От того, какой вид транспорта используется, зависят требования при получении водительских прав, а чем популярнее вид транспорта среди населения, тем выше вероятность лишения прав. Например, автомобиль является наиболее популярным видом транспорта, поэтому вероятность лишения прав за нарушения на дороге с использованием автомобиля выше, чем, например, за нарушения на воздушном транспорте.

Лишение права управления транспортным средством в настоящее время остается наиболее дискуссионным аспектом при реализации в правоприменительной практике.

Лишение права управления транспортным средством является одним из наиболее адекватных и эффективных методов борьбы с дорожными правонарушениями.

Изучая особенности исполнения данного наказания, усматривается тот факт, что нарушение законодательства по-прежнему остается основной трудностью, связанной с использованием административного наказания в форме отстранения от управления транспортным средством, т. к. некоторые правонарушители продолжают управлять транспортным средством без соответствующих разрешительных документов [4, с. 63].

В настоящее время административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством продолжает назначаться, однако исполнение данного наказания сталкивается с рядом проблем, требующих внимания законодателя.

В законодательстве в рассматриваемой области остаются некоторые пробелы, создающие противоречия на практике. Наиболее часто это проявляется уже в процессе наложения административного наказания.

Один из основных вопросов заключается в возможности использования альтернативных видов наказания для правонарушителя, таких как лишение специального права или административный арест, вместо или в дополнение к административному штрафу.

Возможность выбора меры наказания может привести к возникновению коррупции. Согласно ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ водитель, оставивший место дорожно-транспортного происшествия, в котором он участвовал, может лишиться права управления транспортным средством на период от одного года до полутора лет [2]. Кроме того, возможным наказанием является административный арест продолжительностью до 15 суток.

В данном случае существует возможность выбрать оптимальный вариант наказания для правонарушителя. На практике возможно договориться об использовании административного ареста вместо лишения прав на управление транспортным средством, и установить срок, например, один или два дня. Это решение будет справедливым и законным. Проведя анализ действующего законодательства, можно сделать вывод, что рассматриваемая норма с альтернативным видом наказаний не является единственной в гл. 12 КоАП РФ.

На основании данного положения, можно говорить о недостаточной эффективности лишения специального права в области управления транспортным средством с целью обеспечения государственной безопасности и сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения.

Сам факт выбора наказания не дает правонарушителям в полной мере возможность осознать свою вину и в целом исключает предупредительную функцию рассматриваемого вида административного наказания. Единственным действующим способом разрешения указанной проблемы будет являться устранение возможности выбора вида и размера наказания судьями и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Наложение санкций на определенное административное правонарушение требует установления конкретного вида и размера наказания, исключая возможность замены его другим вариантом. Поэтому предлагаем ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет».

Данные преобразования будут способствовать сокращению оснований для осуществления коррупционных действий, а также количества нарушений Правил дорожного движения, т. к. повысится эффективность применяемых санкций.

Также существенно сократить число нарушений и повысить безопасность на дорогах может введение системы штрафов за нарушение Правил дорожного движения, в т. ч. правил пересечения пешеходных переходов или двойной сплошной линии на дороге, что может стать причиной аварийных ситуаций.

Отметим, что в соответствии со ст. 3.8. п. 3 КоАП РФ, кроме случаев, предусмотренных законом (ч. 1 и 3 ст. 12.8, ст. 12.26, ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ), существует ряд лиц, которых нельзя лишать специальных прав, а именно лиц, пользующихся транспортным средством в связи с инвалидностью. В таких случаях для них предусмотрено альтернативное наказание — административный штраф.

На наш взгляд, указанное наказание неэффективно воздействует на сознание потенциальных нарушителей закона, поскольку такие лица могут злоупотреблять своим правом и повторять правонарушения, получая аналогичную санкцию (при условии того, что повторные нарушения считаются отягчающими обстоятельствами), что подрывает основное назначение административного права, ориентированное на предотвращение дальнейших правонарушений. Если в качестве наказания первично будет назначаться штраф, а при дальнейших правонарушениях эти субъекты будут лишены специального права управления транспортным средством, то количество повторных правонарушений, по нашему мнению, значительно снизится.

Таким образом, назначение штрафа как первичного наказания за нарушение Правил дорожного движения с последующим лишением специального права управления транспортным средством при повторных нарушениях может значительно повысить эффективность мер административного наказания и предупреждения дальнейших правонарушений.

Поэтому мы предлагаем внести изменение в ст. 3.8. п. 3 КоАП РФ, которое бы предусматривало лишение специального права на срок от 6 месяцев до 5 лет в случае повторного правонарушения субъектом, обладающим таким правом, а административный штраф к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, предлагаем применять только при первом нарушении им Правил дорожного движения.

Также мы считаем необходимым ужесточить меру наказания за нарушения ст. 3.8. п. 1 КоАП РФ, в связи с чем дополнить п. 2 этой же статьи и установить минимальный срок лишения права управления транспортным средством от 6 месяцев до 5 лет, но данную меру исключительно применять в зависимости от степени содеянного, предусмотренной п. 1 этой же статьи.

Такое изменение законодательства может стать дополнительным стимулом для водителей соблюдать Правила дорожного движения и повысит уровень безопасности на дорогах. В то же время установление минимального срока лишения права управления транспортным средством позволит судам учитывать конкретные обстоятельства дела и применять меру наказания в соответствии с их серьезностью.

Введение новых мер наказания и ужесточение существующих поможет дисциплинировать участников дорожного движения.

Нарушение некоторых норм КоАП РФ предусматривает лишение управления транспортными средствами в качестве обязательного дополнительного наказания.

Особую сложность представляют ситуации, когда правонарушения, зафиксированные с помощью специальных технических средств, не предполагают возможности применения наказания, за исключением лишения специального права.

Иначе говоря, лишение специального права не представляется возможным заменить альтернативным наказанием, например, наложением административного штрафа.

Важно обратить внимание на другую сторону возможности широкого применения альтернативных видов административных наказаний.

В настоящее время активно практикуется замена лишения специального права административным штрафом. В нашей действительности данные санкции стали альтернативными друг другу.

Показательным примером является часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, предусмотрена возможность лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет и в качестве альтернативы — административный арест на срок до пятнадцати суток [3].

Решением указанного вопроса может послужить, изменение концепции рассмотрения наказаний судьями. Например, отказ от возможности личного усмотрения в размере и выборе санкции. Под личным усмотрением понимается та ситуация, при которой взгляд судьи ничем не подкреплен.

Рациональным представляется предложение, в связи с которым, послабление, или ужесточение наказания необходимо было бы подтверждать соответствующими документами.

За каждое, отдельно взятое, административное правонарушение должен быть жестко установлен конкретный вид и размер наказания в законе. Представляется целесообразным внести изменения в часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ, а именно представить наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, без альтернативного варианта.

Данная мера позволит ужесточить наказание, что повлечет более серьезное отношение к соблюдению административных норм. В свою очередь, это будет служить эффективной воспитательной мерой граждан.

Таким образом, можно констатировать, что обозначенные проблемы наглядно показывают слабые места законодательства, и несовершенство некоторых положений, определяющих порядок применения административного наказания в виде лишения специального права.

Предполагается, что предложенные, в ходе исследования, пути их решения, позволят несколько усовершенствовать правоприменительную практику.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
  4. Гутиева И.Г. Лишение права управления транспортным средством // Лучший исследовательский проект 2021. Петрозаводcк: Новая Наука, 2021. С. 61-69.
  5. Шарабуряк Л.В. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере лишения специального права как административного наказания // Молодой ученый. 2021. № 39(381). С. 144-146.