УДК 34

ПРОБЛЕМАТИКА ГАРМОНИЗАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ

№45,

Юридические науки

Киселев Владимир Владимирович


Ключевые слова: УЧАСТНИКИ СНГ; ГАРМОНИЗАЦИЯ; УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ИНФОРМАЦИЯ; СОДРУЖЕСТВО; ГЕОПОЛИТИКА; КОНФЛИКТ; РАЗВИТИЕ; ТЕХНОЛОГИИ; УГОЛОВНОЕ ПРАВО; ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКИ СНГ; БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ; ПРИЗНАКИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ; СУВЕРЕНИТЕТ; ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ; КВАЛИФИКАЦИЯ ДЕЯНИЙ; СРОК ДАВНОСТИ; CIS MEMBERS; HARMONIZATION; CRIMINAL LEGISLATION; INFORMATION; COMMONWEALTH; GEOPOLITICS; CONFLICT; DEVELOPMENT; TECHNOLOGY; CRIMINAL LAW; CIS MEMBER STATES; COMBATING CRIME; ELEMENTS OF THE CORPUS DELICTI; SOVEREIGNTY; TERRITORIAL INTEGRITY; QUALIFICATION OF ACTS; STATUTE OF LIMITATIONS.


Аннотация: В статье раскрываются проблемные вопросы гармонизации уголовного законодательства государств — участников СНГ.

Актуальность исследования. В век экономической, социальной, культурной и правовой интеграции, исследование вопросов гармонизации уголовного законодательства государств — участников СНГ и применение в отечественной практике, представляется уместным. В этих целях обратимся к законодательному опыту стран СНГ, так как вопросы уголовного законодательства сформировала в этих странах кодифицированный подход к регламентации. Нормы уголовного законодательства распределены по разным главам и параграфам, а их применение может быть различным в зависимости от реализуемых целей и задач [3].

Как уже указывали, общее историческое прошлое, преемственность. советского законодательства, современное сотрудничество в рамках СНГ и ЕАЗС способствовало во многом схожести законодательной и правоприменительной практики. Многие ученые обращают внимание на Модельное законодательство стран СНГ. В этой связи отметим Модельный уголовно-процессуальный кодекс от 17.02.1996 г. [1]. Схожие положения законодательства не обуславливают их идентичность. Наоборот, имеются отличия, которые представляют как научный, так и практический интерес, при этом перенять опыт законодателя стран СНГ не составит труда, так как правовые системы имеют родство.

При исследовании работы были использованы труды следующих авторов: Исаева К.А., Сейлханова С.А., Хамзяева Ю.Р., Хамзяева Ю.Р., Воронин Ю.А., Киселева Д.А. и др.

Теоретическую основу исследования составляют работы С.А. Авакьяна, П.В. Агапова, В.В. Астанина, Г.В. Дашкова, В.Д. Зорькина, Р.В. Жубрина, Г.В. Игнатенко, О.С. Капинус, И.И. Карпеца, А.Г. Кибальника, В.Н. Кудрявцева, И.И. Лукашука, В.В. Лунеева, С.В. Максимова, И.М. Мацкевича, А.В. Наумова, К.В. Ображиева.

Анализ научной литературы и практики подтверждает необходимость поиска новых подходов в исследовании вопросов гармонизации уголовного законодательства государств — участников СНГ, с использованием международных наработок и зарубежного опыта. Особенно ощущается потребность в разработке методов и технологий, с целью разработки контрмер и средств противодействия.

Основной материал. Вопрос гармонизации уголовного законодательства в странах СНГ регулярно поднимается на уровне государств-участников. Однако, не смотря на принятые постановления Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ, Межгосударственные программы совместным мер по борьбе с преступности, резолюции о ней стабильно игнорируются [5].

За более тридцатилетний срок существования содружества проблема не преодолена. Явно выражено негативное политическое влияние на гармонизацию уголовного законодательства. Во многих странах содружества во власти находятся прозападные политические силы, основной целью которых является недопущение сближения и укрепления стран СНГ вокруг России [4].

В настоящее время обострилась геополитическая обстановка в мировом сообществе. Страны коллективного Запада открыто ведут противостояние с Россией используя методы гибридной войны. Проводимая Российской Федерацией специальная военная операция на территории Украины показала отношение каждой из стран СНГ к сотрудничеству в рамках содружества. Большинство стран-участников СНГ заняли нейтральную позицию по отношению к России, ждут решения конфликта. Данные обстоятельства крайне негативно влияют на развитие взаимоотношения между странами СНГ [6].

В данном противостоянии одним из главных орудий Запада является информационное воздействие на население стран-участников СНГ через средства массовой информации, социальные сети, мессенджеры, интернет-ресурсы и другие средства информационно-телекоммуникационных технологий. Обществу навязывается антигосударственная пропаганда, русофобия, искажение истории Великой отечественной войны и другие пагубно влияющие информационные вбросы. Россия и пророссийские страны СНГ существенно отстают в средствах и методах ведения информационной войны, что не позволяет в должной мере парировать возникшую угрозу.

Жизненно необходимо изучить, проанализировать и оценить применяемые Западом методы и технологии, с целью разработки контрмер и средств противодействия. Одним из инструментов могут является нормы уголовного права, специально разработанные для противодействия распространению вредной информации с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и внедренные их в уголовно-правовое поле стран-участников СНГ.

В ближайшие годы могут появиться благоприятные условия для сближения стран-участников СНГ во всех сферах деятельности. При этом будет возможна гармонизация уголовного законодательства, в связи с чем необходимо проводить исследования по данной теме, разрабатывать новые методы и технологии, анализировать опыт Западных стран, усовершенствовать уголовно-правовую систему.

Выводы. Представляется необходимым развивать международное сотрудничество в уголовно-процессуальной сфере, в гармонизации уголовного законодательства государств — участников СНГ. Так, целесообразно предусмотреть упрощенный порядок и быстрой гармонизации уголовного законодательства государств — участников СНГ. Основной целью выработки упрощенных порядков должна выступать оперативность исполнения запроса о правовой помощи, т. е. получение запрашиваемой информации должно осуществляться в максимально короткие сроки, что напрямую влияет на эффективность.

Проведенное исследование позволило сформулировать вывод о том, что необходимо совершенствование методик и выработки новых требований, а также дальнейшее развитие международного сотрудничества, в том числе в области уголовного процесса.


Список литературы

  1. Модельный уголовно-процессуальный кодекс для государств — участников СНГ. Принят на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (постановление N 7-6 от 17 февраля 1996 года)
  2. Меркурьев В.В. Имплементация положений Модельного законодательства о противодействии терроризму в национальные уголовные кодексы /В.В.Меркурьев // Мониторинг правоприменения. 2019. №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/implementatsiya-polozheniy-modelnogo-zakonodatelstva-o-protivodeystvii-terrorizmu-v-natsionalnye-ugolovnye-kodeksy (дата обращения: 18.09.2023).
  3. Хамзяева Ю.Р. Уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия в России и на территории иных государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности : дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. Казань, 2016. 320 с.
  4. Исаева К.А. Основные факторы, влияющие на активизацию криминальной деятельности ОПГ в сфере терроризма и незаконного оборота оружия в отдельных странах СНГ /К.А. Исаева // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 4 (89). С. 170—175.
  5. Воронин Ю.А. О некоторых возможностях гармонизации уголовно-правовой политики России и стран Европейского союза относительно регламентации уголовно-правовых последствий совершения преступления /Ю.А. Воронин// Всероссийский криминологический журнал. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-vozmozhnostyah- -i-stran-evropeyskogo-soyuza-otnositelno-reglamentatsii (дата обращения: 18.09.2023).
  6. Киселева Д.А. Меры уголовно-процессуального принуждения в законодательстве стран СНГ /Д,А. Киселева // StudNet. 2022. №8. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/mery-ugolovno-protsessualnogo-prinuzhdeniya-v-zakonodatelstve-stran-sng (дата обращения: 18.09.2023).
  7. Россия и мир: 2023. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: А.А. Дынкин, В.Г. Барановский ; отв. ред.: Г.И. Мачавариани, И.Я. Кобринская. – Москва : ИМЭМО РАН, 2022. – 130 с. Режим доступа: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2022/Russia-World-2023.pdf
  8. Урбан В.В. Преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: общая характеристика и уголовно-процессуальные меры по их противодействию /В.В.Урбан // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. №1 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prestupleniya-sovershaemye-s-ispolzovaniem-informatsionno-telekommunikatsionnyh-setey-obschaya-harakteristika-i-ugolovno (дата обращения: 18.09.2023).