ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

№7,

Юридические науки

Кирсанова Екатерина Андреевна


Научный руководитель: Толмашова Т.М., к.э.н., доцент.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ; ГОСУДАРСТВО; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; STATE SOVEREIGNTY; THE STATE; INTERNATIONAL RELATIONS.


Аннотация: Целью представленной статьи является анализ понятия и ключевых моментов, касательно проблематики правового регулирования государственного суверенитета в современных условиях. Новизна данной работы заключается в недостаточной изученности представленной проблематики в контексте сравнения различных подходов к оценке и трактовке, не только понятия государственного суверенитета, но и его сущности содержания. Анализ позволяет сформировать представления о соотношении понятий государственного суверенитета и государства, а также рассмотреть основные принципы, применяемые при оценке суверенитета современного государства, как экономически, политически, юридически и территориально независимого субъекта международных отношений.

На протяжении десятилетий в международном и российском праве аспекты концепции «государственного суверенитета» находились в центре внимания представителей юридической науки. На сегодняшний день, несмотря на относительную проработку, необходимо более подробно рассмотреть различные аспекты проблемы правового регулирования государственного суверенитета, которые происходят в обществе и государстве.

Суверенитет – это, по словам А.А. Моисеева «неотъемлемая политическая и юридическая собственность любого государства, его постоянный атрибут».

Понятие «государственный суверенитет» является базовой концепцией современного международного права. Новые тенденции в рассмотрении проблемы государственного суверенитета создают необходимые предпосылки для понимания характера современного международного права, а также содержания его основных принципов.

Государственный суверенитет имеет два подвида:
1. Внутренний, при котором государство имеет исключительное право принимать законы, юридически применять силу.
2. Внешний, при котором государство может самостоятельно проводить внешнюю политику от имени всего общества. Международные договоры, подписанные от имени правительства, обязаны исполняться всеми гражданами.

В.П. Фёдоров писал: «Суверенитет, как явление, должен рассматриваться как социальный феномен, который тесно связан с государством».

Мнение профессора Н.Б. Пастухова, что «суверенитет принадлежит государству в целом», представляется нам наиболее подходящим и убедительным. Конечно, нельзя отрицать, что государственный суверенитет является существенным элементом концепции «государства» и что он проявляется в деятельности государственных органов.

Однако это не означает, что понятия «государство» и «государственный суверенитет» полностью идентичны.

В современных условиях только такой подход к вопросу о носителе государственного суверенитета позволяет правильно разъяснить сущность современного международного права, а также некоторые элементы его системы.

Свойства, характеризующие правовой характер государственного суверенитета – это территориальный суверенитет, т.е. верховенство государства на его территории и независимость государства в международных отношениях.

Верховенство государства и его независимость являются структурными свойствами государственного суверенитета, определяющими его характер и содержание.

Суть территориального суверенитета заключается в том, что «государство осуществляет высшую, верховную власть над всеми лицами, находящимися на национальной территории».

Территориальное превосходство, являющееся неотъемлемой чертой государственного суверенитета, означает подчинение всех лиц и организаций государству.

В то же время превосходство на территории проявляется в автономном и независимом осуществлении внутренних функций государства, что особенно отражается на выборе основных направлений экономической и социальной политики, а также при определении сферы полномочий и основных видов деятельности государственных органов, установление прав и обязанностей членов общества.

Осуществление верховной власти над всеми лицами и организациями, расположенными на территории государства, является важным свидетельством суверенитета государства в его границах. По словам профессора И. Левин: «Концентрация всей власти в руках государства, монополизация властного принуждения в руках государства является важной чертой суверенитета».

Территориальный суверенитет государства также отражается в том, что законотворческая деятельность, осуществляемая через соответствующие органы, централизована в его руках. Эксклюзивная прерогатива государства – это право устанавливать правовые нормы, выражая интересы всех членов общества в целях их защиты и обеспечения соблюдения необходимых требований.

Территориальное превосходство государства отражается в субъектах государственной власти, которые имеют исключительное право использовать средства принуждения в необходимых случаях, а также общеобязательные правила поведения, реализация которых обеспечивается также посредством мер принуждения.

Таким образом, возможность одновременного существования государственной суверенной власти на территории государства наряду с высшей властью ограничена. Господство государства проявляется в абсолютной власти государства на его территории, в соответствии с которым: «государство обладает неотъемлемым правом выбирать свои политические, экономические, социальные и культурные системы без вмешательства в любой форме любого другого государства».

Важное значение, для сохранения и развития российской государственности для обеспечения суверенитета современной России играют внутриполитические социально-экономические и политические условия (факторы), в том числе:
1) Развитие и реализация идеологической основы развития российской государственности;
2) Внедрение системы приоритетных национальных проектов на территории страны;
3) Разработка и реализация региональных и местных проектов экономического развития на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках приоритетных национальных проектов;
4) Обеспечение национальной безопасности России от любых негативных внутренних и внешних влияний;
5) Осуществление структурной модернизации системы государственного и муниципального управления Российской Федерации;
6) Создание в стране развитого и независимого гражданского общества с развитой системой институтов общественного контроля над механизмом власти и поддержанием высокого уровня культуры, морали и чувства справедливости в обществе и государстве.

Сегодня проблема понимания сущности суверенитета заключается в его чрезмерной легализации. Юридическая наука рассматривает суверенитет только в узко-позитивном смысле, соотнося его с государственной властью. Но в то же время необходимо понимать, что по своей природе государство является социальной или, другими словами, организационной частью общества.

Политическое начало суверенитета – это организация власти, попытка обосновать существующие отношения в обществе. В этом случае суверенитет является механизмом легализации государственной власти.

В действующем российском законодательстве заложен комплексный подход к проблемам государственного суверенитета. Его основу составляют Закон РФ «О безопасности», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В пункте 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., национальная безопасность страны определяется как состояние «защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства». Под угрозой национальной безопасности понимается «объективная или гипотетическая возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства».

Понятие «угроза безопасности», содержащееся в ст. 3 Закона РФ «О безопасности», трактуется как «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Согласно п. б ст. 6 Военной доктрины Российской Федерации под военной опасностью подразумевается такое состояние внутригосударственных или межгосударственных отношений, при котором имеющийся комплекс факторов способен спровоцировать при определенных условиях возникновение военной угрозы. Военная угроза, как гласит п. в ст. 6 данной доктрины — состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения между противостоящими государствами военного конфликта, высоким уровнем готовности группы государств или какого-либо одного государства, а также террористических (сепаратистских) организаций к использованию военной силы. Раздел 2 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. содержит перечень «долговременных системных вызовов», ожидающих российскую экономику.


Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  2. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
  3. Указ Президента РФ от 05.02.2010 N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»
  4. Дошдамиров, З. «Сущностные признаки суверенитета как правовой категории» // История государства и права. – 2012. – 120 с.
  5. Кузнецова, Е. «Суверенитет. Незыблемый и неделимый?» // Международная жизнь. – 2004. – 200 с.
  6. Моисеев, А.А. «Суверенитет государства в современном мире» // «Черные дыры в российском законодательстве». – 2007. – 155 с.
  7. Пастухова, Н.Б. «Суверенитет: историческое прошлое и настоящее» // «Государство и право». – 2009. – 57 с.
  8. Фёдоров, В.П. «Обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства» // «История государства и права». – 2008. – 260 с.