УДК 004.457

ИНТЕРАКТИВНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК

№44,

Технические науки

Деменков Дмитрий Владимирович
Ломакин Арсений Сергеевич
Павлова Дарья Сергеевна


Научный руководитель: Зубков А. В., ст. пр. каф. ПОАС ВолгГТУ.


Ключевые слова: ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ; ТЕСТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ; НАВЫКИ; МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ; ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ; АВТОМАТИЗАЦИЯ; ОПТИМИЗАЦИЯ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ГИБКОСТЬ; АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК; ТЕМАТИЧЕСКАЯ; SOFTWARE PRODUCT; COMPETENCE TESTING; SKILLS; MEDICAL PERSONNEL; MEDICAL AND PREVENTIVE INSTITUTIONS; AUTOMATION; OPTIMIZATION; EFFICIENCY; FLEXIBILITY; ANALYTICAL UNIT; THEMATIC.


Аннотация: В данной работе представлено разработанное приложение для интерактивных терапевтических сказок, целью которого является применение метода сказкотерапии в воспитании детей с использованием современных цифровых технологий. Статья охватывает обзор предметной области, цели и задачи исследования, а также уникальные характеристики разработанного приложения.

Введение: В наше время, с учетом быстрого развития технологий, наш образ жизни и воспитательные методы переживают значительные изменения. В этом контексте особенно актуальны инновационные подходы в области воспитания и психотерапии детей. Продвинутые технологии предоставляют нам новые возможности для создания эффективных и интерактивных средств, способствующих развитию детей и улучшению их психологического состояния [1-2].

Ввиду новых реалий разработка интерактивного приложения для сказкотерапии становится особенно актуальной. Традиционные методы психологической поддержки [3-4] и воспитания не всегда полностью соответствуют новым запросам и потребностям современных детей. Однако цифровая среда предоставляет возможность объединить старые и новые методики [7], создавая симбиоз, способствующий более эффективному воздействию на развивающиеся личности.

Интерактивное приложение для сказкотерапии позволяет использовать преимущества современных технологий [12] в сочетании с классическим методом сказкотерапии. Это обеспечивает детям возможность взаимодействовать со сказочным миром на новом уровне – активно исследуя, изменяя и взаимодействуя с персонажами и сюжетами. Такой подход способствует более глубокому вовлечению и ассоциативной связи ребенка с содержанием сказки.

Содержание: Сказкотерапия – это современный психологический метод, используемый для решения проблем детей. Её сущность заключается в том, чтобы поддержать ребенка в сложных ситуациях, предоставив ему психологическую помощь без жестких указаний. Этот метод предоставляет ребенку возможность сконцентрироваться на своих эмоциях, переживаниях и внутренних состояниях через сказочные сюжеты и персонажей.

Данное исследование направлено на создание удобного инструмента для психологов и родителей – интерактивного приложения для сказкотерапии. Основной целью является адаптация сказкотерапии к современности, используя возможности технологий виртуальной реальности [9]. Это приложение позволяет детям не только пассивно слушать сказки, но и активно взаимодействовать с их содержанием, влияя на ход событий. Такой подход способствует более глубокому эмоциональному вовлечению и усвоению ключевых уроков, что делает процесс терапии более эффективным и интересным.

На диаграмме ниже (Рисунок 1) представлена система работы механики «схвати и перемещай» на примере создания ворот, которая используется для взаимодействия со сказочным миром.


Рисунок 1 – Система «схвати и перемещай» на примере создания ворот.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучение области применения сказкотерапии [5-6]. Анализ современных исследований и практик позволил выявить ключевые принципы и пользу этого метода в воспитании и психологической поддержке детей.
2. Разработка дизайна интерфейса для детей. Создание интуитивно понятного и привлекательного дизайна, учитывающего особенности восприятия и понимания детей.
3. Создание программного обеспечения. Разработка интерактивного функционала приложения, включая механизмы взаимодействия пользователя со сказочным миром в виртуальной реальности [10-11] и сохранение принятых решений.

Приложение отличается тем, что предоставляет возможность детям взаимодействовать и изменять сказочный мир (рисунок 2), поддерживая их эмоционально вовлечение, например при помощи соответствующего аудио-сопровождения [12]. Ребенок становится активным участником событий, что способствует более глубокому пониманию и осмыслению проблемы, извлечению уроков и поиску возможных путей решения.


Рисунок 2 – Фрагмент системы управления игровыми объектами.

Кроме того, приложение сохраняет информацию о решениях, принятых ребенком, а для продвижения по сюжетной линии необходимо решить определенные задачи и выполнить соответствующие действия (Рисунок 3). Это предоставляет психологам и родителям уникальную возможность анализировать изменения в эмоциональном состоянии и реакциях ребенка на различные ситуации. Такой подход позволяет более детально адаптировать терапию к индивидуальным потребностям и прогрессу ребенка.


Рисунок 3 – Путевая карта вступительной локации.

Данное приложение было разработано с использованием игрового движка Unity и может быть использовано на различных платформах, включая персональные компьютеры с операционной системой Windows, а также мобильные устройства на базе iOS и Android [13].

Выводы: Разработанное приложение представляет собой значимый шаг в области психологии и педагогики, объединяя методику сказкотерапии с прогрессивными цифровыми технологиями виртуальной реальности [14]. Это обеспечивает более эффективный и интерактивный подход к работе с детьми, помогая им решать свои внутренние конфликты и проблемы. Разработанное приложение представляет собой перспективное средство для современных специалистов и родителей, стремящихся предоставить детям инновационный и эффективный инструмент для психологической поддержки и воспитания. Использование приложения как инструмента для специалистов, так и для родителей, дает возможность детям развиваться эмоционально и социально, обогащая их опыт и знания в более интересной и вовлекающей форме.


Список литературы

  1. Development of Models and Methods for Building a Psychological Portrait of a Person Based on Information from Social Networks / В.А. Литвиненко, Р.В. Титов, А.В. Зубков, Ю.А. Орлова, Я.В. Куликова // Novel & Intelligent Digital Systems : Proceedings of the 2nd International Conference (NiDS 2022) (Athens, Greece, 29-30 September, 2022 ; virtually) / eds.: A. Krouska, Ch. Troussas, J. Caro ; Institute of Intelligent Systems (IIS), University of West Attica (Greece). – Cham (Switzerland) : Springer Nature Switzerland AG, 2023. – P. 328-335. – DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-17601-2_32. – (Book series: Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS) ; vol. 556) [First Online: 23 September 2022].
  2. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. — 214 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. — С 12 — 59.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога — Москва, «Владос», 1999. — с. 32 — 274.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии — М.: 2005. — 80 с.
  6. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия — М., 2001. — с 12 — 35.
  7. Зубков, А.В. Разработка комплексного подхода и автоматизированных средств определения эмоционального состояния человека с использованием разных видов цифрового контекста / А.В. Зубков, В.Л. Розалиев, Ю.А. Орлова // Фундаментальные проблемы управления производственными процессами в условиях перехода к Индустрии 4.0 : тез. докл. науч. семинара в рамках междунар. науч.-техн. конф. «Автоматизация» (г. Сочи, 6-12 сентября 2020 г.) / ФГАОУ ВО «Южно-Уральский гос. ун-т» (национальный исследовательский ун-т)». — Челябинск, 2020. — C. 317-319.
  8. Шурлаева, Е.А. Метод сопоставления биоэлектрической активности мозга человека различным эмоциональным состояниям / Е.А. Шурлаева, А.В. Зубков // Конкурс научно-исследовательских работ студентов Волгоградского государственного технического университета (г. Волгоград, 26–30 апреля 2021 г.) : тез. докл. / редкол.: С. В. Кузьмин (отв. ред.) [и др.] ; ВолгГТУ, Отд. координации науч. исследований молодых ученых УНиИ, Общество молодых ученых. — Волгоград, 2021. — C. 178.
  9. Зубков, А.В. Разработка программного комплекса VR реабилитации после COVID-19 / А.В. Зубков, Д.Р. Черкашин // Конкурс научно-исследовательских работ студентов Волгоградского государственного технического университета (г. Волгоград, 25-29 апреля 2022 г.) : тез. докл. / редкол.: С. В. Кузьмин (отв. ред.) [и др.] ; ВолгГТУ, Отдел координации научных исследований молодых ученых УНиИ, Общество молодых ученых. — Волгоград, 2022. — C. 155-156.
  10. Зубков, А.В. Разработка программного комплекса постковидной реабилитации, используя технологию виртуальной реальности / А.В. Зубков, Д.Р. Черкашин, В.А. Литвиненко // XXVI Региональная конференция молодых ученых и исследователей Волгоградской области (г. Волгоград, 16–28 ноября 2021 г.) : сб. материалов конф. / редкол.: С. В. Кузьмин (отв. ред.) [и др.] ; ВолгГТУ. — Волгоград, 2022. — C. 162-163.
  11. VR-модули “хай-тек” и “дача” для улучшения процесса эрготерапии пожилых людей в виртуальной реальности / В.А. Литвиненко, А.С. Воробьев, Е.М. Великанов, Ю.А. Орлова // Инновационные технологии в обучении и производстве : материалы XVI Всерос. заочн. науч.-практ. конф. (г. Камышин, 22-25 ноября 2021 г.). В 3 т. Т. 1 / под общ. ред. И. В. Степанченко ; ВолгГТУ, КТИ (филиал) ВолгГТУ. — Волгоград, 2021. — C. 93-95.
  12. Никитин, Н.А. Генерация жанровых музыкальных композиций по эмоциональному состоянию человека / Н.А. Никитин, Ю.А. Орлова, В.Л. Розалиев // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. — 2022. — Т. 10, № 2 (37). – 14 с. – DOI: 10.26102/2310-6018/2022.37.2.026. – URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1175.
  13. Разработка метода и архитектуры мобильного приложения для удаленного мониторинга текущего состояния человека на основе данных жизненно важных показателей с датчиков / В.В. Гилка, Ю.А. Орлова, Д.Х. Хужахметова, Ю.А. Качанов, Аг.С. Кузнецова // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер. Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. — 2021. — Т. 11, № 4. — C. 212-230.
  14. Каменнов, Я.Е. Разработка системы виртуальной эргореабилитации на базе очков виртуальной реальности / Я.Е. Каменнов, А.В. Зубков // XXV Региональная конференция молодых ученых и исследователей Волгоградской области (г. Волгоград, 24–27 ноября 2020 г.) : сб. материалов конф. / редкол.: С. В. Кузьмин (отв. ред.) [и др.] ; ВолгГТУ. — Волгоград, 2021. — C. 162-163.