УДК 342

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№43,

Юридические науки

Леанка Юлия Владимировна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛА; АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО; СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ЗАЩИТА ПРАВ; ADMINISTRATIVE CASES; ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS; COURTS OF GENERAL JURISDICTION; LEGISLATION; PROTECTION OF RIGHTS.


Аннотация: В статье автором проводится анализ специфики административного судопроизводства в судах общей юрисдикции. Проанализированы нормы действующего законодательства, в соответствии с которыми осуществляется административное судопроизводство. Целью статьи является раскрытие особенностей правового регулирования в данной сфере, выявление пробелов в действующем законодательстве и предложение перспектив совершенствования законодательства в данном направлении.

В современной юридической литературе понятие «судопроизводство» обозначается как совокупность процессуальных норм, которые определяют порядок деятельности при отправлении правосудия [6, С. 112]. Судопроизводство в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ [1]). По каждому делу суд обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.

Принятие КАС РФ является важным шагом как для административного судопроизводства, так и для судебной системы в целом. Однако, несмотря на полное и всестороннее регулирование в кодексе не раскрывается понятие «административное судопроизводство».

Вследствие этого, в литературе данный вопрос является дискуссионным и большинство ученых дают собственные определения и выделяют признаки административного судопроизводства.

На наш взгляд, более полно раскрывает понятие Д. Д. Гречишкина, которая указывает, что под административным судопроизводством понимается такой вид судебного процесса, который представляет собой конкретную деятельность судов общей юрисдикции по рассмотрению дел, возникших из административных и иных материальных отношений, которые были реализованы в ходе разрешения органами публичной власти [4, С. 170].

Административное судопроизводство играет роль важной процессуальной формы реализации административного процесса. Ключевая роль в этом случае отводится органам правосудия (суду), которые наделяются соответствующими полномочиями по рассмотрению и разрешению административных дел [5, С. 273].

Более точно сущность административного судопроизводство раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда № 36, в котором говорится о том, что «суды, в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, налоговых и других правоотношений» [3].

Принятие нового кодифицированного закона позволило выделить основные особенности административного судопроизводства. Одной из важных особенностей является подведомственность административных дел. Как показывает судебная практика, в настоящее время большая часть административных дел рассматривается судами общей юрисдикции и с каждым годом это число значительно возрастает.

Необходимо выделить две категории дел, рассмотрение которых является предметом регулирования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации:

1. Административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
2. Административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

На основании проведенного исследования можно выделить следующие признаки административного судопроизводства:
– одна из форм осуществления судебной власти;
– деятельность, урегулированная административным процессуальным законодательством;
– в рамках административного судопроизводства рассматриваются и разрешаются споры между физическими или юридическими лицами и органами власти;
– особенностью является и процессуальный порядок, позволяющий совместить частные и публичные интересы при осуществлении правосудия;
– основной целью любого вида правосудия можно назвать защиту нарушенных прав и свобод, законных интересов.

Целью и основным назначением административного судопроизводства является защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации.

В соответствии со ст. 3 КАС РФ [2] выделяются следующие задачи административного судопроизводства:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации требует неукоснительного исполнения законодательства, так как проведение административного судопроизводства является большой научной и практической проблемой и влияет на жизнедеятельность общества в целом. В юридической литературе отмечается, что установление и охрана публичных прав, также необходима, как и охрана гражданских. При этом, государство, которое должно защищать права граждан иногда способно и нарушать их. Именно поэтому, административное судопроизводство имеет большое значение.

В соответствии с КАС РФ суд в установленных случаях может применить меры предварительной защиты по административному исковому заявлению лишь по заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц (данное правило распространяется также и на случаи, когда производство по административному делу было приостановлено для достижения цели урегулирования спора).

Меры предварительной защиты по административному иску – важнейший элемент системы судебного оспаривания решений, административных актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Суд принимает решение о принятии мер предварительной защиты по административному иску основываясь только на заявлении самого административного истца или лица, который обратился в суд с целью защиты прав других лиц или неопределенного круга лиц.

Таким образом, административное судопроизводство, безусловно, играет важнейшую роль в системе российского правосудия, поскольку именно в процессе его реализации осуществляется защита прав, свобод и законных интересов участников административных и других публично-правовых отношений.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что под административным судопроизводством понимается вид судебного процесса, представляющий собой деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел, возникших из административных, а также иных материальных правоотношений, реализованных полностью или частично в ходе разрешения органами публичной администрации (ее должностными лицами) в рамках административного процесса соответствующих административных дел.

В заключении необходимо отметить ряд существенных достоинств принятия КАС РФ для развития Российского государства и его правовой системы. Кодекс официально закрепил институт административной юстиции в качестве неотъемлемого элемента российской правовой системы. Обозначил административное судопроизводство как форму правосудия в публичном праве России, осуществляющуюся на практике.

Одним из главных направлений в деятельности судов общей юрисдикции является дальнейшее развитие системы государственной службы, повышение результативности и эффективности профессиональной служебной деятельности судей. В настоящее время судебная власть находится на стадии развития, поиска новых методов и идей, разработки новых механизмов и технологий управленческой деятельности.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 марта 2015 г. N 10 ст. 1391.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» // Российская газета от 3 октября 2016 г. N 222.
  4. Гречишкина Д. Д. Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции: понятие, особенности и актуальные проблемы / Д. Д. Гречишкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 170-172.
  5. Мартынов А. В. Понятие и сущность административного судопроизводства в Российской Федерации / А. В. Мартынов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2015. – № 5-6. – С. 273-281.
  6. Российская юридическая энциклопедия / Т. Е. Абова, Л. В. Андреева, Г. В. Антонов-Романовский [и др.]; Главный редактор: А.Я. Сухарев. – Москва : Издательский Дом «Инфра-М», 1999. – 1100 с.