УДК 342

К ВОПРОСУ О ВИДАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ, РАССМАТРИВАЕМЫХ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№43,

Юридические науки

Леанка Юлия Владимировна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛО; АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО; СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ; КАТЕГОРИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ; ADMINISTRATIVE CASE; ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS; COURTS OF GENERAL JURISDICTION; CATEGORIES OF ADMINISTRATIVE CASES.


Аннотация: В статье автором проводится анализ административных дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, приводится их классификация. Целью статьи является исследование особенностей административных дел, которые подведомственны судам общей юрисдикции, специфика их видов и категорий. Автором проанализированы нормы действующего законодательства и различные взгляды теоретиков, на основе которых проводится данное исследование.

Административное судопроизводство неразрывно связано с принципами современного правового государства, функционирование которого обеспечивается надлежащим образом организованной судебной системой. Предусмотренное Конституцией РФ, а также действующим законодательством право обращаться за защитой в суд является серьезным фактором укрепления гарантий защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц от незаконных действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления. В силу ст. 126 Конституции РФ [1] рассмотрение административных дел подсудно судам общей юрисдикции.

Рассматриваемые в судах общей юрисдикции споры физических и юридических лиц с органами публичной власти многочисленны и разнообразны. Чаще всего они возникают в тех случаях, когда граждане, будучи участниками определенных властно-правовых отношений с органами публичной администрации, полагают, что властной стороной нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности [7, С. 33].

В ходе судебной реформы в 2015 году был принят главный и основополагающий правовой акт КАС РФ [2], который установил основы защиты прав, свобод и интересов граждан, юридических лиц от всех незаконных действий и бездействий, решений органов публичной власти. Данный правовой акт регулирует порядок осуществление административного судопроизводства, как в Верховном Суде Российской Федерации, так и в судах общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [3] закрепляет систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации, порядок их создания и упразднения, а также компетенцию. В юридической науке принятие этого Закона вызвало множество откликов, связанных, прежде всего, с повсеместным введением в судах общей юрисдикции апелляционных инстанций [8, С. 218]. Однако в Законе имеется ряд положений, которые дают основание для некоторых рассуждений, в частности, это касается понятия «административное дело».

Положения КАС РФ касаются только тех категорий административных дел, которые относятся к компетенции судов общей юрисдикции и не распространяются на аналогичные по своей сути дела, подведомственные арбитражным судам. Из содержания ч. 1 ст. 1 КАС РФ можно получить лишь самое общее представление о том, что предмет административного судопроизводства составляют подведомственные судам общей юрисдикции административные дела.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Важно понимать, что категория «административное дело» применима только в отношении публично-правовых споров, рассматриваемых по нормам КАС РФ. Дела же об административных правонарушениях являются не административными делами, а гражданскими либо арбитражными, поскольку рассматриваются соответственно в рамках гражданского или арбитражного судопроизводства. Рассмотрение административного дела в суде в соответствии с нормами КАС РФ является административным судопроизводством.

К сожалению, в КАС РФ статья, содержащая понятийный аппарат, отсутствует. Не встречается в тексте кодекса и дефиниция «административное дело». Тем не менее, ученые разрабатывали определения термина «административное дело» задолго до принятия КАС РФ.

Так, А.К. Соловьева предлагает под административным делом понимать публично-правовой спор о законности правовых актов и действий (бездействий) субъектов публичного управления, в том числе и споры о законности и обоснованности постановлений о наложении административных взысканий [9, С. 8].

По мнению Д. Ю. Щепкина, административное дело представляет собой систему мер, способов и процедур разрешения уполномоченными властными субъектами спорных административных правоотношений [10, С. 182].

В. Ершов понимает административное дело как спор о соответствии законов и иных актов государственных органов и их действий (бездействия) общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации [5, С. 69].

И. М. Дивин считает, что административное дело – это форма, в которой излагается сущность спора, т.е. документально выраженная и оформленная сущность административно-правового спора [4, С. 40].

Таким образом, большинство авторов под административным делом понимают именно административно-правовой спор. Исходя из определений понятий «административное дело», сформулированными учеными, были предложены основные особенности административных дел, которые рассматриваются в судах общей юрисдикции: предметом административного дела является конкретный административно-правовой спор; административное дело – это вид административно-правового конфликта; особенность сторон в административном деле; разрешение спора осуществляется в процессуальной форме.

Ч. 5 ст. 1 КАС РФ установлено, что действие КАС РФ не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях, так как данная категория дел рассматривается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Также КАС РФ не регулирует производства по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку данная сфера относится к регулированию Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Возвращаясь к категориям споров, рассматривающимся в порядке, установленном КАС РФ, необходимо отметить, что законодатель разделил споры на две группы:
— дела, возбуждаемые по инициативе гражданина или организации (ч. 2 ст. 1 КАС РФ);
— дела, возбуждаемые по инициативе органов и должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере публичного права (в данном случае речь идет о судебном контроле за законностью действий органов, наделенных публичной властью) (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Административные иски могут быть классифицированы, опираясь на различные критерии. Так, по субъектному критерию А. Б. Зеленцов, О. А. Ястребов разделяют рассматриваемые иски на:
– административные иски частных лиц (физических лиц и организаций) к органам и должностным лицам публичной власти по административным делам, предусмотренным ч. 2 ст. 1 КАС РФ;
– административные иски органов (должностных лиц) публичной власти при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (частным лицам) по делам, предусмотренным ч. 3 ст. 1 КАС РФ.

По предмету иска — процессуально-правовая классификация в зависимости от того, какой способ защиты права намерен получить от суда истец:
– административные иски о признании;
– административные иски о присуждении;
– преобразовательные административные иски.

В зависимости от того, является ли объектом нарушенного права благо, поддающееся денежной оценке:
– имущественные;
– неимущественные [6, С. 421].

Кроме того, предусмотрена возможность подачи коллективных административных исков в сфере административных и иных публичных правоотношений относительно различных категорий дел, предусмотренных ч. 2 ст. 1 КАС РФ.

Из сказанного становится очевидным, что административное дело занимает особое место в государственном управлении и реализации исполнительной власти, обеспечивая законность решений должностных лиц и защиту прав, свобод, законных интересов граждан и организаций. Как следствие занимает центральное место в административном судопроизводстве и эффективно обеспечивает законность и правопорядок в стране.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020; с введением новых субъектов 6 октября 2022 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 марта 2015 г. N 10 ст. 1391.
  3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 7 ст. 898.
  4. Дивин И. М. Сущность и правовая природа административно- правового спора / И. М. Дивин // Российская юстиция. – 2017. – № 1. – С. 40-44.
  5. Ершов В. Разделение властей. К вопросу о компетенции судов по разрешению административных споров / В. Ершов // Российская юстиция. – 2001 – № 11 – С. 69 – 71.
  6. Зеленцов А. Б. Судебное административное право / А. Б. Зеленцов, О. А. Ястребов. — М.: Статут, 2017. — 768 с.
  7. Панкова О. В. Критерии разграничения административных и гражданских дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции / О. В. Панкова // Журнал административного судопроизводства. – 2017. – № 2. – С. 33-50.
  8. Пешкова Т.В. Административные дела, рассматриваемые судами общей юрисдикции: теоретический анализ понятия // Вестник Воронежского государственного университета. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2022, № 1 (12). — С. 218-232.
  9. Соловьева А. К. Административная юстиция в России: проблемы теории и практики: автореферат дис. … кандидата юридических наук: 12.00.02. — Санкт-Петербург, 1999. – 20 с.
  10. Щепкин Д. Ю. Административные дела как вид административно-правовых споров: понятие, основные признаки, нормативная основа / Д. Ю. Щепкин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2017. – № 2-1. – С. 182-192.