УДК 37.013.42

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КОГНИТИВНОЙ ПОТРЕБНОСТИ

№43,

Педагогические науки

Авлякулов Азиз Юсупович


Научный руководитель: Сабирова Л.А., доцент, кандидат философских наук.


Ключевые слова: КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ; КОГНИТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ; ПОДХОД К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ Р. СТЕРНБЕРГА; ТЕОРИЯ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Ж. ПИАЖЕ; ТЕОРИЯ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ; COGNITIVE DEVELOPMENT; COGNITIVE NEED; APPROACH TO COGNITIVE NEED BY R. STERNBERG; THEORY OF COGNITIVE DEVELOPMENT BY J. PIAGET; SELF-DETERMINATION THEORY.


Аннотация: В статье сравниваются различные подходы к пониманию и определению когнитивной (познавательной) потребности учащихся, кратко характеризуются формы и уровни когнитивной потребности. В статье мы кратко рассматриваем основные подходы к когнитивной потребности. Особое внимание уделяется подходу к познавательной потребности в рамках модели интеллекта Р. Стернберга, теории операционального интеллекта Ж. Пиаже и теории самодетерминации Р. М. Райана и Э. Л. Деци.

В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению когнитивной (познавательной) потребности. Нам больше импонирует определение познавательной потребности по по Т.И. Шамовой.

Под когнитивной (познавательной) потребностью Т.И. Шамова понимает:
1. повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности.
2. ряд последовательных и взаимосвязанных умственных действий учащихся (или самостоятельных, или вслед за действиями учителя), направленных на достижение определенного познавательного результата. [3]

В.С. Юркевич выделяет две формы познавательной потребности:

— потребность в познании может проявляться в форме усвоения уже готовых знаний (потребность в усвоении впечатлений, интеграции, систематизации их и потребность в накоплении знаний);

— потребность в исследовательской деятельности с целью получения нового знания. Первая — наименее активная форма познавательной потребности. В результате этой формы усваивается, но не создаётся новое знание. Вторая — более активная форма, прямо направленная на получение новых знаний. Учащиеся, обладающие той или другой формой познавательной потребности, заметно различаются. Школьники с потребностью в усвоении знаний склонны к запоминанию фактического материала, у них нередко обнаруживается особенно чёткая система в его хранении. Школьники с исследовательской потребностью старается сами доходить до правильного ответа, с интересом решают незнакомые задачи, любят «хитрые» вопросы. [4] Конкретное содержание процесса развития познавательной потребности с выделением уровней ее развития обычно не являлось предметом специального исследования. Проблема уровней развития познавательной потребности наиболее детально разрабатывалась В.С. Ильиным, выделившим четыре ее уровня (ориентировочно-ознакомительная потребность, любознательность, потребность — помысел, страсть), а В.С. Юркевич выделила три уровня познавательной потребности: потребность во впечатлениях, любознательность, целенаправленная познавательная потребность. На. первом уровне познавательной потребности главную роль играет так называемая потребность во впечатлениях, которая выражается в стремлении индивида к новым стимулам, в его реакции на новые впечатления, поступающие к нему извне. На начальном уровне познавательной потребности еще нет стремления к получению нового знания — это потребность именно в новых стимулах. Наиболее ярко уровень потребности выражен у младенцев и детей раннего дошкольного возраста, сохраняя определенное значение и в дальнейшем. Следующий уровень — любознательность, на котором наблюдается уже личностный отбор той информации, которая к нему поступает и которую он сам способен получить. Познавательная потребность на этом уровне гораздо более целенаправленна, возникают и укрепляются интересы, разнообразные формы личностного отношения к знанию. Только на этом уровне появляется потребность в знании. Однако на этом уровне познавательная потребность еще недостаточно определена. и связана с социальными задачами, носит стихийно-эмоциональный и нередко узкоиндивидуальный характер.

Особенно ярко выражена любознательность у подростков, можно сказать, что возрастом любознательности является весь школьный возраст. В этом возрасте любознательность формируется, переживает «расцвет» и сменяется следующим этапом познавательной потребности. Третий уровень — это уровень целенаправленной познавательной потребности, сама потребность не стихийна, а отражает жизненные ценности личности. Именно этот этап познавательной потребности проявляется как устойчивое стремление индивида к той или иной области знаний, как становление склонности его определенной деятельности. Есть определенные основания считать, что предыдущие уровни познавательной потребности не утрачиваются полностью, а как бы снимаются, последующим включаясь в него в качестве одного из компонентов этого, более развитого уровня познания.

Формирование познавательной потребности положительно сказывается на развитие мотивации и личности: формируется тип мотивации, где ведущим мотивом становится познавательная потребность, формируется личность высокой интеллектуальной активности, обладающая жаждой непрестанного поиска и раздумий, повышается быстрота и точность восприятия учебного материала, логичность мышления, стремление проникнуть в глубину изучаемого вопроса, повышается потребность в заданиях, требующих самостоятельности, творческого подхода в задачах повышенной трудности, знания становятся большими по объему.

Переход познавательной потребности на следующий уровень связан с дальнейшим развитием личности школьника, его мотивационной сферой, с расширением и углублением качества знаний. Это придает новые качества, которыми она обладала на первом и втором уровне.

Современные подходы к определению познавательной потребности включают в себя как устаревшие, но доказавшие свою эффективность, и инновационные подходы. Среди них можно выделить:

1. компетентностный подход нацелен на развитие навыков, необходимых для решения конкретных задач и проблем;
2. подход на основе интереса основан на предпочтениях и увлечениях человека, позволяет выбрать темы и задачи, которые вызывают наибольший интерес и мотивацию для обучения;
3. подход на основе использования современных мультимедийных технологий;
4. личностно- ориентированный подход основан на учете индивидуальной потребности каждого ученика, его уровня знаний и способностей. Этот подход позволяет обеспечить наилучшее качество обучения и повысить мотивацию ученика. Личностно-ориентированный подход — это метод, который фокусируется на исследовании личности человека и ее роли в том, как человек осваивает информацию, организует свою жизнь и взаимодействует с другими. Личностно-ориентированный подход предполагает, что каждый человек уникален и имеет свои индивидуальные способности, склонности, мотивы и потребности. Этот подход используется в различных областях, таких как психология, психотерапия, образование, маркетинг, управление персоналом и других. Личностно-ориентированный подход используется для развития личности, раскрытия потенциала, повышения самооценки и нахождения своего места в жизни. Он работает с индивидуальными потребностями каждого человека и помогает им осознать свой внутренний мир и справиться с трудностями, возникающими на пути к личностному росту и самопознанию.

Для определения уровня интеллектуальной потребности обучающихся также можно использовать искусственный интеллект и машинное обучение. Искусственный интеллект при определении уровня интеллектуальных потребностей может использоваться в виде анализа данных, виртуальных ассистентов в виде чат-ботов, голосовых помощников и других автоматизированных систем для проведения опросов и автоматического анализа ответов; интерактивного обучения, аналитических инструментов для анализа поведения учащихся на основе их показателей успеха, уровня знаний и личных интересов для определения интеллектуальных потребностей; роботизированных консультантов для проведения индивидуальных консультаций и предоставления рекомендаций по интеллектуальному развитию; интеллектуальных игр.

Среди инновационных подходов к определению и пониманию познавательной потребности мы выделяем подход, предложенный Р. Стернбергом, согласно которому существует три типа познавательной потребности: аналитическая, креативная и практическая. Подход Р. Стернберга объясняет, как люди принимают решения. Она основана на трех качествах интеллекта: аналитическом, практическом и творческом. Каждое из этих качеств играет важную роль в принятии решений и реализации их в действиях.Аналитическая потребность связана с желанием разбираться в сложных проблемах, креативная — с желанием создавать что-то новое, а практическая — с желанием применять знания на практике.

Аналитический интеллект позволяет анализировать и оценивать информацию, решать проблемы и принимать решения на основе логики и знаний, которые уже имеются. Практический интеллект позволяет применять полученные знания в реальной жизни, приспосабливаться к новой ситуации и находить пути решения проблем в условиях неопределенности и динамических изменений. Творческий интеллект позволяет генерировать новые идеи, решать сложные проблемы, видеть вещи по-разному и искать новые способы решать задачи.

Р. Стернберг считает, что все три качества важны для успешного принятия решений и достижения целей. Его подход используется в широком спектре областей, включая образование, бизнес и научные исследования. Он помогает людям стать более эффективными и успешными в своей жизни и работе, используя сильные стороны своего интеллекта для достижения успеха.

Когнитивные потребности относятся к потребности в знаниях, достижениях и самоактуализации. Эти потребности носят психологический характер и отражают стремление к интеллектуальному росту, мастерству и самореализации. Когнитивные потребности часто ассоциируются с иерархией потребностей А. Маслоу, которая предполагает, что у людей есть ряд потребностей, которые должны удовлетворяться в определенном порядке. Иерархия А. Маслоу ставит когнитивные потребности на первое место после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви/принадлежности и уважении. Иерархия потребностей А. Маслоу — это теория, которая разделяет потребности человека на пять уровней, начиная от базовых потребностей до более высоких. Вот эти пять уровней: физиологические потребности, потребности в безопасности, в уважении, самоактуализации, социальные потребности, потребности в уважении. Иерархия потребностей А. Маслоу предполагает, что человек способен двигаться к высшим уровням только тогда, когда он удовлетворяет предыдущий уровень. То есть, когда базовые потребности удовлетворены, люди могут двигаться к более высоким целям, таким как самореализация. [1, С. 230]

Согласно теории самодетерминации, людям присуще стремление учиться, исследовать и осваивать свое окружение. Однако это стремление наиболее эффективно подпитывается чувством личной свободы действий и выбора, а также позитивными социальными связями и взаимоотношениями с другими людьми. Теория самодетерминации была представлена Р. М. Райаном и Э. Л. Деци. Она утверждает, что существуют три базовых потребности человека: автономия, компетентность и связь с окружающими. Когда эти потребности удовлетворены, то человек чувствует себя более мотивированным, счастливым и быть более продуктивным.

Теория самодетерминации утверждает, что человек будет мотивирован и удовлетворен при определенных условиях:

1. переживание выбора и автономии в процессе достижения целей;
2. оптимальный вызов для опыта и навыков человека;
3. ощущение связи с другими людьми и с миром в целом.

Основные положения теории самоопределения связаны с тем, что люди в поиске самоактуализации и обретения личной сущности имеют интравенное свойство, называемое «природой самоопределения», они стремятся к самореализации в процессе деятельности и удовлетворения своих потребностей. Кроме того, теория утверждает, что удовлетворение основных потребностей человека является ключевым фактором в принятии собственных решений и формировании целей в жизни. [5]

Кроме того, когнитивные потребности занимают центральное место в когнитивной психологии и теории образования, которые фокусируются на том, как люди учатся, запоминают и применяют знания. Исследования в этой области выявили такие когнитивные процессы, как внимание, восприятие, память и решение проблем, как важные аспекты удовлетворения когнитивных потребностей. Подходы к когнитивному развитию, такие как теория операционального интеллекта Ж. Пиаже (теория когнитивного развития), также подчеркивают важность удовлетворения когнитивных потребностей в формировании интеллектуального роста и мастерства. Теория операционального интеллекта Ж. Пиаже базируется на предположении, что развитие человеческого мышления происходит постепенно и проходит через ряд различных стадий. Основная идея теории заключается в том, что люди активно строят свой путь познания мира и при этом преодолевают различные уровни сложности задач. [2, С.200]

В целом, когнитивные потребности отражают фундаментальное стремление к личностному росту, мастерству и самореализации посредством интеллектуальных занятий и опыта обучения. Различные современные подходы к определению и пониманию когнитивных потребностей подчеркивают важность автономии, взаимосвязанности и когнитивных процессов для поддержки этих потребностей и — содействия интеллектуальному развитию.


Список литературы

  1. Маслоу А. Мотивация и Личность / А. Маслоу. – Питер : Питер, 2022. – 400 с.
  2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. / Ж. Пиаже. – М. : Педагогика, 2019. – 345 с.
  3. Шамова, Т. И. Экспериментальные площадки: эффективный способ взаимодействия педагогической теории и практики/ Т. И. Шамова, С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова// Воровщиков С. Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения/ С. Г. Воровщиков, Т. И. Шамова, М. М. Новожилова, Е. В. Орлова и др. — М.: «5 за знания», 2009. — С. 14-28.
  4. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 28–38. doi:10.17759/jmfp.2018070203.
  5. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. — 2008b. — Т. 49. — С. 182-185.