УДК 34

ФОРМИРОВАНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

№43,

Юридические науки

Кущенкова Валерия Александровна


Научный руководитель: Сторожева А.Н., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса.


Ключевые слова: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ; ЗЕМЛЯ; ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ; ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ; LEGAL REGULATION OF LAND AND PROPERTY RELATIONS; LAND; LAND LEGAL RELATIONS; LAND RESOURCES.


Аннотация: Настоящая статья посвящена изучению земельно-имущественных отношений, поскольку именно земля составляет основную часть аграрных преобразований в РФ; от уровня и качества земельно-имущественных отношений зависит не только формирование и развитие сельского хозяйства, а также и социальная стабильность общества.

Цель любого государства в сфере развития земельно-имущественных отношений считается непосредственно достижение максимального уровня использования земельных ресурсов. В настоящее время, земельные отношения в РФ представляют собой результат длительного формирования, а также развития практического опыта по использованию и охране земель, основной целью которых является применение форм собственности и хозяйствования. Как правило, они определяются экономическими, национальными, а также социальными, и другими особенностями реализации функций земельных ресурсов как особого средства производства, природного ресурса и объекта имущества.

Так, законодательная база, регулирования земельно-имущественных отношений основана непосредственно на Конституции Российской Федерации, лишь далее идут Земельный кодекс РФ, Федеральные законы и подзаконные акты [1]. В основу земельных отношений заложены факторы материального порядка, т.е. качество и количество земли, ее местоположение, территориальное устройство, категория, целевое назначение и иное. Земля является основной базой производственных отношений, а соответственно земельные отношения активным образом влияют на развитие производительных сил, в том числе, как ускоряют, так и замедляют процесс производства [4].

Все вышеизложенное и определяет актуальность темы научного исследования, поскольку именно земельно-имущественные отношения являются одной из сложных и многоаспектных проблем, а современный этап развития, характеризуется быстроменяющимися экономическими условиями, что также не ставит под сомнение актуальность данной темы.

Так, земля – это основа экономического и социального развития страны с рыночной экономикой. В силу чрезмерных изменений в цельной системе земельных отношений, одной из важнейших и сложнейших задач российской земельной реформы считается непосредственно демонстрация её обоснованности населению, которые в течение долгого времени жили при совершенно иной экономической и социальной системе.

Ранее нормы советского законодательства РФ были основаны непосредственно на теории, которая не признает частную собственность на землю, а соответственно и ее экономический потенциал. Земельный ресурс рассматривался в качестве принадлежащего государству природного ресурса. Что касается производительности почвы, то она была единственной официально регламентированной государством экономической ценностью. Важно обратить внимание, что именно по данной причине земельно-имущественная реформа стала одной из важнейших нововведений в обновленной РФ, следовательно, такое нововведение требует создания правовой системы, которая основана на Конституции, а также Гражданском кодексе РФ и многочисленных законах об ответственности, в том числе и процедурах осуществления прав, которые нацелены на трансформацию создания населения страны [1].

В целях определения содержания земельных отношений, необходимо обратиться к действующему земельному законодательству РФ, согласно п. 1. ст. 3 «Отношения, которые регулируются земельным законодательством» определены следующим: «отношения по использованию, в том числе и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории» [3]. Соответственно земельными отношениями принято считать предмет регулирования земельного права, а что касается имущественных отношений, то они также связаны между собой и регулируются непосредственно нормами иной отрасли права, т.е. гражданским правом. Согласно ст. 2 ГК РФ «Отношения, регулируемые гражданским законодательством», т.е. имущественные отношения часто определяют как имеющие форму кредитов, ссуд, аренды, в том числе и договора купли-продажи, соответственно отношения как физических, так и юридических лиц между собой и друг с другом. Как следует, содержащиеся в ст. 2 ГК РФ слова о порядке осуществления права собственности и иных вещных прав, в том числе относятся и к обороту недвижимой собственности, что касается земельных ресурсов и земли, то она вовлеченная в гражданский оборот считается еще и недвижимостью [2].

Так, повышение экономической эффективности использования земельных ресурсов считается одним из важнейших направлений современной аграрной политики. На современном этапе развития РФ происходит реформирование земельно-имущественных отношений, соответственно в оборот внедряются природные объекты, которые связаны с земельными участками, в тоже время создаются абсолютно новые механизмы изменения целевого назначения и разрешения использования земли. Также можно отметить, что развитие аграрных цивилизаций способствует переходу и становлению процесса устойчивого землепользования, однако характер сельскохозяйственного производства неразрывно связан со своей природной первоосновой и исторически обусловленным природным фактором.

Что касается вопросов преобразования земельных отношений в РФ, то они связаны с решением совокупности организационно-экономических и теоретических задач. По состоянию на сегодняшний день основной целью подобного преобразования считается рациональное сочетание государственного управления земельными ресурсами с экономической самостоятельностью всевозможных субъектов земельно-имущественных отношений.

В настоящее время, преобразования, происходящие в рассматриваемой сфере, требуют совершенствования, сложившейся системы управления земельными ресурсами, в том числе разграничения видов, а также форм собственности на землю. Как правило, наблюдается проблема о формах собственности, которая на протяжении долгого времени и до сих пор остается нерешенной.

Отметим, что основную часть земельных ресурсов в РФ занимают непосредственно леса. Об этом свидетельствуют официальные данные из представленного Росреестром доклада об использовании земель в 2020 году. Так, общая площадь земельного фонда к началу 2021 года примерно составила 1 712, 6 млн га, из данного числа примерно 66 % являются землями лесного фонда; 22 % — земли сельскохозяйственного назначения; 5 % — земли запаса, что касается остальной площади, то она распределена между землями водного фонда, которые особым охраняются природными территориями и землями промышленности, населенного пункта и иными [5].

При изучении статистических данных за 2020 год, наблюдается увеличение количества земель, принадлежащих государству и муниципальным образованиям, а также юридическим лицам, представленное, связано непосредственно со сменой собственников долевого состава из земель сельскохозяйственного назначения. В данном контексте также представляется целесообразным отметить, про некоторые особенности земельных ресурсов Красноярского края. Красноярский край, представляет собой административную единицу РФ, которая расположена в центре РФ. Территориальная составляющая края занимает примерно 236679.7 тыс. гектаров, что составляет около 46,0 % территории Сибирского Федерального округа (СФО) [5].

По представленным данным государственной статистической отчетности общая площадь земель Красноярского края по состоянию на 01.01.2021 составляет 236679,7 тыс. га. Представляется целесообразным обратиться к данным, указанным в Таблице: «Распределение земельного фонда Красноярского края по категориям земель по состоянию на 01 января 2021 года».

Таблица: «Распределение земельного фонда Красноярского края по категориям земель по состоянию на 01 января 2021 года».

Что касается общей информации по земельным ресурсам РФ, на долю государственной, в том числе и муниципальной собственности приходится примерно 66,62 % всех имеющихся земель сельскохозяйственного назначения, к тому же сюда относится 75,38 % земель населенных пунктов.

В качестве завершения настоящей научной статьи необходимо отметить, что земельно-имущественная политика представляет собой сферу деятельности по управлению экономическим, политическим и социальным развитием страны. В целом Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способа¬ми, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве.

Так, анализируя существующую в РФ структуру управления земельно-имущественных отношений, можно сказать, что в ней, как правило, отсутствует соответствующее ведомство, которое наделено всеми необходимыми полномочиями для принятия решений в области управления земельными ресурсами. По состоянию на сегодняшний день в РФ функции управления земельными ресурсами разделены между Министерством юстиции РФ, Министерством экономического развития РФ, Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

В настоящее время наблюдается острая необходимость на всех уровнях власти и управления, необходимо в кратчайшие сроки воссоздать государственную земельную службу на всей территории России. Подобные службы эффективно и давно работают в Китае, США, Европе и ряде азиатских.

В связи с вышеизложенным, особое внимание необходимо уделять комплексному нормативно-правовому обеспечению земельных проблем как с учетом федеральных, так и региональных, в том числе муниципальных особенностей развития, а также методологическим подходам с учетом различных видов землепользования и землевладения форм собственности, их взаимосвязи и взаимозависимости с градостроительными, имущественными, экологическими, землеустроительными, кадастровыми видами деятельности. И все это должно быть в единой системе государственного управления земельными ресурсами сельских территорий. При этом, приоритетными направлениями должны стать: охрана земли, охрана жизни и здоровья человека, сохранение особо ценных земель для будущих поколений.

Так, в сложившихся условиях основные усилия в области земельно-имущественных отношений должны быть сосредоточены в следующих основных направлениях:

1. Во-первых, это обеспечение продовольственной независимости страны на основе всестороннего развития агропромышленного комплекса. Для вышеизложенного следует сформировать всемирную поддержку крупных товарных хозяйств, которые основаны на принципах коллективной собственности.

2. Во-вторых, следует создать инфраструктуру многоукладного землепользования и оборота земель, а соответственно требуется:

сформировать полноценную базу гражданского оборота земель;
создать единую систему учета и регистрации недвижимости;
провести организационные экономические мероприятия;
осуществить процесс преобразования земельных ресурсов в финансовые активы и включения их в финансово-кредитную систему государства.

3. В-третьих, следует осуществить генеральное землеустройство [5].

Таким образом, в настоящее время хоть и возросло осознание гражданами истинной цены земли в условиях рынка, своих собственных законных земельных прав и интересов, механизмов их процессуальной юридической защиты, однако все еще существуют проблемы в данной сфере, которые следует разрешать в соответствии с жизненными реалиями.


Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс; официальный сайт компании «КонсультантПлюс»: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 03.03.2022).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994. № 51-ФЗ (с изм. от 29.12.2021) // КонсультантПлюс; официальный сайт компании «КонсультантПлюс»: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 03.03.2022).
  3. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 16.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) КонсультантПлюс; официальный сайт компании «КонсультантПлюс»: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения: 03.03.2022).
  4. Валиуллина, Р.Р. Основные проблемы развития земельных отношений в России / Р. Р. Валиуллина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76503/ (дата обращения: 03.03.2022).
  5. Гладун, Е.Ф. Управление земельными ресурсами: Учебник и практикум / Е. Ф. Гладун. — 2– е изд. — Москва: Юрайт, 2020. — 160 с. — Текст: непосредственный. Кондратьева А. В. Земельный вопрос / А. В. Кондратьева // Бюджетный учет. — 2019. — № 3 (171). — С. 58– 63. — Текст: непосредственный.
  6. Доклад Россреестра о состоянии и использовании земель в России — URL: http://www.altai-mfc.ru/information-service/news/rosreestr-podgotovil-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossii/ (дата обращения: 03.03.2022).