УДК 37.013.42

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

№43,

Педагогические науки

Авлякулов Азиз Юсупович


Научный руководитель: Сабирова Л.А., доцент, кандидат философских наук.


Ключевые слова: ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; VIRTUAL REALITY; AUGMENTED REALITY; INFORMATION TECHNOLOGY.


Аннотация: В статье излагаются краткие рекомендации по применению виртуальной и дополненной реальности в обществознании с опорой на общие правовые аспекты для использования информационных технологий в учебном процессе. Приведены отличия дополненной от виртуальной реальности.

Одним из наиболее разработанных и интересных для современного поколения, а также продуктивный в плане выработки познавательной потребности и интеллекта у учеников является разумное использование информационных технологий (ИТ) на уроках обществознания. Мы придерживаемся мнения, что учитель должен стараться использовать ИТ в своей педагогической деятельности, при этом руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:

1.Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ». В этом документе говорится о том, что необходимо «: создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование:».
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой говорится следующее: «: В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем:». «: Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего:».
3. «Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года». В этом документе говорится о том, что «: В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов — человеческих, информационных, материальных:».

Мы также считаем, что современный учитель обязан и даже вынужден искать эффективные методы и технологии в преподавании учебных предметов, потому что современное общество требует от образования подготовленных учащихся, которые должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может сыграть активное применение ИТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: — использование ИТ способствует повышению интереса и качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, а также позволяет более оптимально расходовать средства и время педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; — использование ИТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса; с применением ИКТ появилась возможность организовывать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Конечно, существует масса технологий, которые выполняют свою миссию и на сегодняшний день, но ИК технологии — это наше будущее и будущее подрастающего поколения. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства — основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании.

В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий чрезвычайно важна, так как использование ИТ может обеспечить существенную экономию учебного времени на занятии. В отработанных моделях такого использования время, затрачиваемое на освоение ИТ, окупается за счет эффективности учебного процесса по дисциплинам, где ИТ применяется, в дополнение к этому идет освоение новых, приоритетных моделей деятельности.

Современные ИТ весьма разнообразны и постоянно обновляются. Сложно охватить весь спектр современных ИТ в исследовательской работе, темой которой не является изучение разнообразия ИТ. Поэтому мы остановимся лишь на кратком изучении применения виртуальной и дополненной реальности.

Одним из главных преимуществ использования виртуальной реальности в обществознании является то, что она позволяет студентам погружаться в интерактивный опыт, который позволяет им глубже понимать исторические события и культурный контекст. Например, викторину по обществознанию можно было бы превратить в игру, где учащиеся зарабатывают баллы за правильные ответы на вопросы и могут переходить на более высокие уровни по мере накопления большего количества баллов. Это создает соревновательную и веселую атмосферу, которая мотивирует студентов учиться и совершенствовать свои знания.

Виртуальная реальность может предоставить студентам захватывающий опыт, который позволит им исследовать различные социальные контексты и исторические события. Например, студенты могут использовать виртуальную реальность для посещения исторических мест, знакомства с городами разных стран и знакомства с различными культурами. Эта технология может развить у студентов навыки критического мышления по мере того, как они анализируют и интерпретируют информацию, представленную в виртуальном мире.

От виртуальной реальности стоит отличать дополненную реальность.

Дополненная реальность и виртуальная реальность являются двумя различными технологиями. Дополненная реальность добавляет виртуальные объекты и информацию в реальный мир.

Виртуальная реальность, напротив, погружает пользователя в полностью виртуальное окружение и уже несёт на себе поведение пользователя. Главное отличие виртуальной и дополненной реальностью заключается в том, что последняя дополняет реальный мир, а виртуальная создает полностью виртуальный мир. Преимуществом дополненной реальности по отношению к виртуальной является большая доступность и дешевизна, что очень важно для применения в образовании.

Дополненная реальность в преподавании обществознания может быть полезной для создания интерактивной и практической среды обучения. AR-технологии могут помочь студентам лучше понимать темы и концепции, а также помогать им разбираться в сложных данных. Некоторые возможности использования дополненной реальности в преподавании обществознания могут включать:

Виртуальные экскурсии: Студенты могут исследовать исторические места и события с помощью AR-приложений для мобильных устройств. Например, они могут отправиться на виртуальную экскурсию по Тропическому дому в джунглях, чтобы изучить экосистему или исследовать музейный комплекс, чтобы узнать больше о важных политических лидерах или исторических событиях.

Интерактивные визуализации: AR-приложения могут помочь студентам лучше понимать сложные концепции через визуальную демонстрацию. Например, учителя могут использоватьдля создания интерактивных графиков и графиков, что поможет студентам лучше понять социально-экономические данные, такие как прибыль компаний или уровень безработицы.

Усиленная реальность: В AR-приложения можно встроить функцию улучшения или изменения реальности. Например, студенты могут использовать AR-таблицы для исследования социальных индикаторов, таких как население, заболеваемость, рождаемость, чтобы понять, как они соотносятся с разными регионами.

Виртуальные уроки: Преподаватели могут использовать AR-технологии, чтобы создавать интерактивные «виртуальные» уроки. В частности, в период пандемии COVID-19 виртуальные уроки стали основным видом обучения и преподавателям пришлось либо использовать уже готовые для виртуальных уроков материалы, либо адаптировать под возможности виртуальных уроков. В частности, мы адаптировали игру «Политические режимы» под возможности Microsoft Teams. Перед студентами была задача изобразить один из политических режимов в виде дома. Играли одновременно все обучающиеся, которые присутствовали на занятиях. Была задействована функция «Доска». Игра может быть командной и соревновательной. Для разделения на команды можно использовать функцию «Виртуальная комната».

Использование виртуальной и дополненной реальности в образовании может сделать учебный процесс более интересным и доступным для студентов, позволяя им обучаться в более интерактивной и практической среде.