УДК 004

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

№43,

Технические науки

Сайдалиев Энвер Сабриевич


Ключевые слова: ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ; МЕТОД ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ; ПРОГНОЗИРОВАНИЕ; ВОСПОЛНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ; ARTIFICIAL INTELLIGENCE; MANAGEMENT DECISION SUPPORT METHOD; ECONOMIC PARAMETERS; FORECASTING; REPLENISHMENT OF THE INFORMATION BASE.


Аннотация: В данной статье рассмотрены ключевые информационные технологии, такие как системы поддержки принятия решений, экспертные системы и автоматизированные системы экспертного оценивания, которые дают возможность повысить релевантность и качество информации, необходимой для разработки и принятия управленческих решений. В турбулентной среде бизнеса качество информации становится главным фактором, определяющим качество и эффективность управленческих решений, и, соответственно, эффективности менеджмента современных компаний.


Актуальность темы. Современный быстроизменяющийся мир и связанное с этим ускорение всех происходящих в нем процессов, в том числе в экономике, выдвигает все более жесткие требования к современному предприятию в целом и к его системе управления в частности. При этом очень важно иметь возможность адекватной и своевременной оценки эффективности менеджмента предприятия. [4]

В эпоху глобальной конкуренции и технологического лидерства вперед выходят новейшие инновационные разработки, основанные на методах искусственного интеллекта. Методы искусственного интеллекта в сфере поддержки принятия эффективных управленческих решений позволяют быстро анализировать большие объемы информационных данных, корректировать, формировать и восполнять информационные базы данных, при наличии неполных или частично отсутствующих экономических данных.

Также, методы искусственного интеллекта обеспечивают построение экономической модели, включающей в себя обычно большое количество взаимосвязанных экономических параметров, которая дает возможность выявлять неявные закономерности и тренды, скрытые в экономических данных, позволяет скорректировать уже построенную экономическую модель согласно поступающим новым экономическим данным [6].

Что дает возможность прогнозировать поведение экономической системы и ее параметров, используемых в экономической модели и тем самым продуктивно реагировать на внешние вызовы и повышать эффективность и устойчивость развития организации. Это определяет актуальность данной статьи посвященной поддержке принятия эффективных управленческих решений в деятельности хозяйствующего субъекта с использованием искусственного интеллекта.

Управленческие решения на рассматриваемом предприятии представляют собой способ систематического воздействия управляющей подсистемы на управляемую, т. е. субъект воздействует на объект управления.

Информационная система управления предприятием» – это операционная среда, которая способна предоставить менеджерам и специалистам актуальную и достоверную информацию о всех бизнес-процессах предприятия, необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа.

Главной задачей системного менеджмента в системе управления предприятием является обеспечение выполнение работ в срок, в рамках выделенных средств, в соответствии с техническим заданием.

Именно эти три момента: время, бюджет и качество работ находятся под постоянным вниманием руководителя [9].

Для того, чтобы справиться с ограничениями по времени используются методы построения и контроля календарных графиков работ. Для управления денежными ограничениями используются методы формирования финансового плана (бюджета) проекта и, по мере выполнения работ, соблюдение бюджета отслеживается, с тем, чтобы не дать затратам выйти из-под контроля.

Для выполнения работ требуется их ресурсное обеспечение, и существуют специальные методы управления человеческими и материальными ресурсами (например, матрица ответственности, диаграммы загрузки ресурсов).

Управление проектом состоит из трех основных этапов:
— формирование плана проекта,
— контроль за реализацией плана и оперативная его коррекция,
— завершение проекта.

Умение менеджмента разработать и реализовать качественные управленческие решения, сохранив их адекватность проблеме при динамично меняющемся множестве факторов среды и, в конечном итоге, эффективно обеспечивающие цели организации, становится основным условием конкурентоспособности в современной рыночной среде.

1. В свою очередь фундаментом принятия эффективного и обоснованного управленческого решения выступает качественная информация о существенных отклонениях в различных сферах финансовохозяйственной деятельности организаций. Главенствующая роль информации в процессе управления – один из важных ее аспектов [8].

До середины XX века под информацией понимали передаваемые людьми устным, письменным и другими способами сведения. Позже термин «информация» преобразовался в общенаучное понятие, которое подразумевало обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами между живой и неживой природой в животном и растительном мире, а также передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму, то есть так называемая генетическая информация.

В различных областях деятельности определение данного понятия трактуется по-разному.

Так, в теории информации – это уменьшающее существующую неопределенность сообщение или сведение. В теории управления, например, под информацией представляются сведения об объекте управления, его параметрах, свойствах и состоянии на определенный момент времени, использующиеся для принятия управленческого решения. Информация должна быть представлена в приемлемой для принятия управленческих решений форме. Вид и содержание информации не должны содержать каких-либо оснований для сомнения в ее достоверности и /или для разночтений [10].

Главное требование при принятии эффективного управленческого решения – своевременное получение необходимой информации. Задержка поступления информации к получателю приводит к потере ее ценности как основного свойства.

Следующее требование – полнота информации, определяющая минимальное, но достаточное количество информации для оценки ситуации, выбора линии поведения и принятия решения.

Точность информации характеризуется возможностью адекватного отображения состояния объекта управления и зависит от технических средств регистрации данных, методов их сбора и подготовки. Немаловажно предоставлять информацию в таком виде, который не потребует ее дополнительной обработки и не усложнит процесс принятия решения, следовательно, требование «готовность к использованию» также обеспечит нормальное функционирование системы управления.

Информация должна отвечать и удовлетворять всем вышеперечисленным требованиям, только в этом случае возможно эффективное выполнение ею своей роли в принятии управленческих решений. [7]
Динамичность рыночных ситуаций потребовала ускорения процессов сбора, передачи, обработки информации, а также создания целостных технологических систем по принятию управленческих решений – новых информационных технологий.

2. Информационная технология представляет собой процесс, который использует различные методы и средства осуществления процессов сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на основе программно-аппаратного обеспечения разработки и принятия управленческих решений. Использование автоматизированных информационных технологий позволяет собирать новую информацию путем переработки первичных данных, вследствие чего и находятся оптимальные управленческие решения. Информационная технология поддержки разработки и принятия управленческих решений по сложным проблемам, требующих многовариантных расчетов, организует взаимодействие человека и компьютера.

3. Использование в процессе управленческой деятельности различного вида информационных систем позволяет в кратчайшие сроки и с минимальными затратами труда и времени собирать, обрабатывать и анализировать имеющуюся информацию, значительно облегчать разработку и принятие на ее основе обоснованных управленческих решений, поэтому их использование положительно сказывается на работе любого предприятия.

Имеется и отрицательный аспект – внедрение информационных технологий требует от предприятия значительных вложений на их приобретение и дальнейшее обслуживание.

В зависимости от назначения и предоставляемых пользователю, в нашем случае лицу, принимающему решение (менеджеру), возможностей выделяют три типа информационных технологий поддержки реализации и принятия управленческих решений:
– системы поддержки принятия решений (СППР);
– экспертные системы (ЭС);
– автоматизированные системы экспертного оценивания (АСЭО).

4. Система поддержки принятия решений (СППР) (англ. Decision Support System, DSS) − это интерактивная компьютерная система, целью которой является информационная поддержка ЛПР путем простого доступа к моделям и информации, используемым для разработки множества альтернатив и принятия эффективного управленческого решения.

В целом, СППР решает две основные задачи: оптимизация, то есть возможность выбора наилучшего решения из множества альтернатив по определенным заказчиком критериям, и ранжирование, заключающееся в упорядочении по предпочтительности возможных решений. СППР как комплекс программных и инструментальных средств состоит из приобретаемых программных продуктов и собственных разработок компании.

Анализ и выработка предложений в СППР происходит на основе методов имитационного и когнитивного моделирования, рассуждений на основе прецедентов, нейронных сетей, ситуационного анализа и др.

Выяснено, что в современных условиях разработка и прием управленческих решений необходимы для управленческого процесса в любой организации, в каждой сфере деятельности. Разработка и прием управленческих решений являются обязательными частями управленческого цикла, и вопросы их подготовки и реализации являются очень актуальными. Современная управленческая деятельность сочетает разнообразные экономические, социальные, психологические проблемы.

Для исследования эффективности управления организацией характерны различные подходы. Эффективность управления может быть оценена по двум направлениям: экономическому и социальному.

Применение ИПИ-технологий позволяет создавать системы сложной архитектуры, позволяющие эксплуатировать и обслуживать сложную технику наиболее эффективно, до минимума снижая издержки на сервисное обслуживание и ремонт. При этом необходимо высокий уровень обслуживания задается уже на стадии производства и монтажа современных высокотехнологичных агрегатов.

Таким образом, автоматизация процессов разработки и принятия управленческих решений – необходимость, обусловленная реальными потребностями управленческой деятельности. Информационные технологии способствуют усилению аналитических возможностей ЛПР в процессах разработки и принятия управленческих решений.


Список литературы

  1. Винницкий Т.А. Роль системного подхода в менеджменте // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sistemnogo-podhoda-v-menedzhmente (дата обращения: 03.02.2022).
  2. Гурбанмурадов, Г. Б. Организационное обеспечение управленческого решения / Г. Б. Гурбанмурадов, Б. Б. Бяшимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91324/ (дата обращения: 10.04.2023)
  3. Казакова А.В. Понятие, требования и классификация управленческих решений /А.В.Казакова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-trebovaniya-i-klassifikatsiya-upravlencheskih-resheniy (дата обращения: 10.04.2023).
  4. Найденова Л.И. Разработка и принятие управленческих решений Л.И.Найденова: учеб. пособие / Л. И. Найденова, Л. Ф. Каримова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2020. – 56 с.
  5. Позднякова, Ж.С. Системный подход к формированию навыков управленческой культуры / Ж.С. Позднякова // Молодой ученый. – 2016. – № 17. – С.529
  6. Сомов А.Г. Разработка методов и инструментов поддержки принятия управленческих решений на основе искусственного интеллекта // Инновации и инвестиции. 2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-metodov-i-instrumentov-podderzhki-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy-na-osnove-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 28.05.2023).
  7. Управленческие решения [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г. А. Демин; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2020. – 2,54 Мб ; 92 с.
  8. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений: учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 308 с.
  9. Шеметов П.В. Управленческие решения: технология, методы и инструменты: учеб.пособие. М.: Омега-Л, 2019. 398 с.
  10. Ягодка Г.В. Ситуационный подход как основа принятия управленческих решений // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2018 №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/situatsionnyy-podhod-kak-osnova-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy (дата обращения: 21.04.2022).
  11. https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-razrabotke-i-prinyatii-upravlencheskih-resheniy