УДК 332.02

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

№43,

Экономические науки

Матис Любовь Яковлевна


Ключевые слова: САМОУПРАВЛЕНИЕ; МУНИЦИПАЛИТЕТ; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН; SELF-GOVERNMENT; MUNICIPALITY; MUNICIPAL ENTITY; REPRESENTATIVE BODY.


Аннотация: В настоящей публикации автором определено понятие территориального общественного самоуправления, структура органов, его реализующая, основные задачи, поставленные перед данными органами.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по осуществлению собственных инициатив, связанных с вопросами местного значения. Основными принципами осуществления территориального общественного самоуправления являются принципы самостоятельности и ответственности жителей и органов ТОС.

Орган местного самоуправления – это выборный орган, наделенный полномочиями на решение вопросов местного значения, не входящих в систему органов государственной власти.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] определяет перечень органов местного самоуправления, закрепленных в статье 34 предусмотренные главы 6 закона.

В Количество структуру органов уставом местного самоуправления орган входят:
— администрация вопросов муниципального образования,
— обычаев глава муниципального иные образования,
— представительный форма орган муниципального срок образования,
— контрольный типа орган муниципального статье образования,
— иные власти органы и выборные органы должностные лица форма местного самоуправления, глава предусмотренные уставом контролирующих муниципального образования.

В социально каждой муниципальной статье образовании есть форма устав муниципального другие образования, в котором Орган определен порядок организации формирования органов для местного самоуправления, котором срок, компетенция представительный органов местного организации самоуправления, форма обычаев отчетности для закон контролирующих органов, другие вопросы по организации деятельности органов местного самоуправления.

Количество и структура органов местного самоуправления зависит от:
• численности жителей образования;
• типа муниципального образования;
• уровня социально-экономического развития муниципального образования;
• традиций и национальных обычаев в муниципальном образовании;
• политических интересов партий.

В связи с историческими и национальными особенностями органы местного самоуправления имеют различное название – совет, дума, сход, рада, хурал, курултай, собрание представителей, джире, муниципальный совет, круге [2, с. 205].

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 34, указывает порядок определения структуры муниципальный органов самоуправления, реализован как в случае статье создания новых муниципальных муниципальных образований, Установление так и в случаях хурал его преобразования. В совет таком закреплено Установление два способа закон определения структуры таком органов местного представляют самоуправления:
• опосредованно – Утверждение представительным органом принципах муниципального образования;
• местных непосредственно – населением структуры на местном таким референдуме или связи на сходе контроля граждан [4, с. 2082].

Структура курултай местного самоуправления муниципальный закрепляется в уставе местном муниципального образования, муниципальных где также название отражаются любые создания изменения в структуре принципах органов местного особенностями самоуправления.

Органы взаимосвязаны местного самоуправления статье взаимосвязаны между так собой, и представляют единую систему, которая реализует принцип разделения власти.

В структуру полномочий представительного органа местного самоуправления включают:
• Утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении;
• Установление местных налогов;
• Утверждение программ развития соответствующих территорий;
• Осуществление контроля над деятельностью главы местного самоуправления.

В полномочия главы местного самоуправления включают:
• Осуществление управление муниципальным хозяйством;
• Распоряжение имуществом и объектами муниципальной собственности;
• Разработка местного бюджета;
• Осуществление регулирования земельными отношениями.

Таким образом, местные органы самоуправления не входят в систему государственных местных властей, являются выборными, в структуру включены глава муниципального образования, муниципальное собрание или муниципальный совет и местная администрация. Основными функциями органов местного самоуправления является решение местных проблем, управление муниципальной собственностью, развитие ведомственной территории, охрана общественного порядка, защита прав и интересов местного самоуправления.

Значение органов местного самоуправления в социальном развитии региона очень большое. Органы муниципальной власти являются главными координаторами всей социальной деятельности на местном уровне, выравнивая разнообразные противоречия, ведут поддержку социальных органов управления [3, с. 77].

Так система образовательных органов местного самоуправления, определяет перспективы развития образования в регионе, тактические и стратегические цели, пути достижения таких целей.

Система культуры местного самоуправления направлена на сохранение и поддержание культурного наследия в регионе, обеспечение доступности к таким социальным благам как музеи и библиотеки.

Органы местного самоуправления в сфере здравоохранения, являются основой благополучного развития всего общества в регионе. Налаженная и самодостаточная система здравоохранения на территории повышает социальный уровень жизни населения в регионе.

Важной функций органов местного самоуправления является анализ процессов социального развития территории. Динамика и темпы социального развития характеризуют общее состояние региона, его сильные и слабые стороны, указывают на основные проблемы и недостатки муниципального управления.

Таким образом, органы местного самоуправления являются важным звеном в системе управления социальным процессом на территории. Развитие и совершенствования методов управления, планирования, прогнозирования социального развития являются основополагающими условиями устойчивого развития территории в целом.

В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность социальных отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Составной частью рыночного хозяйства является проблема прогнозирования и планирования развития социальной сферы. Однако следует отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, — это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения.

Эффективность социальной сферы на макроуровне может быть оценена лишь косвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей. При этом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет.

Трансформация общества в сфере культурной, экономической, социальной сфер породила массу проблем, поставив многоплановые задачи. Деятельность по развитию социальной сферы в стране недостаточно освещается и пропагандируется. Разработка программ, ход их выполнения, контроль над их реализацией, должны быть востребованы всеми регионами страны. Их реализация ведет и приводит к решению задач, которые ставит перед собой Российская Федерация, как социальное государство.

Сохранение социальных гарантий и удовлетворение социально-культурных запросов населения обеспечивается выбором приоритетных направлений деятельности организаций и учреждений социально-культурной сферы. Применительно к совокупности отраслей социально-культурной сферы, как объекта и субъекта местного самоуправления комплексная задача повышения качества жизни населения сводится к необходимости согласованного управления всеми сторонами социальной жизни общества.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
  2. Мишина Е. С. Территориальное общественное самоуправление как институт становления и развития гражданского общества // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 205-207.
  3. Сихварт Н.А. Проблематика развития территориального общественного самоуправления в России // Актуальные исследования. 2023. №11 (141). Ч.I. С. 76-78.
  4. Фомин А.Н. Институт территориального общественного самоуправления в системе муниципальной власти // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2081–2085.