УДК 332.02

МЕТОДИКА АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№43,

Экономические науки

Королева Олеся Сергеевна


Ключевые слова: АНАЛИЗ; ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО; ЗАСТРОЙКА; МЕТОДИКА; ОЦЕНКА; ПЛАНИРОВКА; ANALYSIS; URBAN PLANNING; CONSTRUCTION; METHODOLOGY; ASSESSMENT; PLANNING.


Аннотация: В настоящей публикации автором проведено исследование методики анализа и оценки регулирования планировки и застройки территории муниципального образования. Делается вывод о том, что методика позволяет выявить сложившиеся проблемы и в дальнейшем выработать рекомендации по повышению эффективности территориальной планировки и застройки территорий муниципального образования.

Существуют различные методы анализа и оценки территориального планирования муниципального образования. Однако, в настоящее время нет единой методики, которая бы позволила провести полноценную оценку. Так, для проведения анализа и оценки территориального планирования автором В.М. Груздевым, предлагается использование методики, которая состоит из следующих частей.

Блок 1. Анализ документации территориального планирования – в рамках данного блока проводится изучение документационной части обеспечения планирования, в том числе работа действующих информационных систем.

Блок 2. Анализ используемых механизмов и инструментов территориального планирования – проводится анализ механизмов и инструментов территориального планирования.

Блок 3. Анализ показателей эффективности территориальной планировки муниципального образования – на данном этапе проводится количественный анализ показателей, которые характеризуют территориальную планировку города [3, с. 54].

При этом, основными индикаторами для жителей города являются:
— общая площадь жилья, приходящаяся на 1 жителя, кв.м;
— общая площадь признанного ветхим или аварийным, тыс.кв.м.;
— ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования;
— предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, тыс.кв.м;
— уровень благоустройства жилищного фонда: наличие водопровода, канализации, горячего и холодного водоснабжения, центрального отопления, газификация, уровень износа коммунальной инфраструктуры, уровень износа транспортной инфраструктуры;
— обеспечение населения объектами культурно-бытового назначения: детскими дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами, поликлиниками, магазинами, культурно-досуговыми центрами;
— уровень привлекательности городской среды, в том числе индекс устойчивого развития.

Блок 4. Выявление проблем территориального планирования – проводится обобщение полученных результатов анализа, выделятся сильные и слабые стороны территориального планирования.

Представленная методика позволяет провести всесторонний анализ территориального планирования муниципального образования, резюмировать полученные результаты исследования, выявить сложившиеся проблемы и в дальнейшем выработать рекомендации по повышению эффективности территориальной планировки и застройки территорий муниципального образования [1, с. 112].

Организация градостроительной деятельности осуществляется по определенным этапам (уровням), которых всего выделяют четыре.

Единственной формой участия граждан в градостроительной деятельности на сегодняшний день выступают публичные слушания. Органам местного самоуправления в градостроительной сфере отводится главенствующая роль, так как данная деятельность должна координироваться непосредственно на местах, осознавая все проблемные аспекты муниципального образования. В связи с этим органами местного самоуправления должны обеспечиваться реализация гражданами своих конституционных прав, а именно право на жилье, его неприкосновенность и защиту.

Градостроительная деятельность на практике базируется на таких принципах, как обязательный учет интересов населения, расчет перспектив социально-экономического развития региона, контроль со стороны общественности [4, с. 545].

Градостроительство постоянно развивается, усовершенствуется, что требует соответственно выработку знаний и понимания о том, как использовать современные методы по проектированию, в основе которых – системный подход к решению проблем, возникающих в градостроительной сфере. Получение и апробация таких знаний позволят достичь максимальный эффект в проектировании градостроительных объектов, объединяя при этом различного рода факторы их формирования (социально-функциональные, инженерно-строительные, технико-экономические, архитектурно-художественные). Подобные знания на сегодняшний день являются необходимостью, так как позволят понять цель организованности градостроительных объектов, которые организованы иерархически. Иерархичность в данной системе предполагает то, что решения, которые принимаются на верхнем уровне выступают основой для дальнейшей их проработки и внедрения в деятельность нижестоящих уровней.

Градостроительное проектирование ‒ это комплексная работа, которая должна обеспечить население и субъектов предпринимательской деятельности объектами, правилами пользования землей и нормативами застройки. Ввиду разных экономических показателей, особенностей территории и климатической зоны, количества жителей и иных показателей для каждого населенного пункта, района и субъекта Российской Федерации эти нормативы будут отличаться. В результате этого градостроительное проектирование требует четкого понимания политических, социальных и экономических факторов [2, с. 32].

Градостроительное проектирование ‒ это не современный стиль общества, а вполне закономерный процесс, который включен в градостроительную систему, результатом которой является законченный строительный объект, соответствующий установленным нормативно-правовым актам, правилам и нормам, действующим на определенной территории.

Отличительной чертой градостроительного регулирования является то, что население и владельцы недвижимости выступают равноправными субъектами регулирования градостроительной деятельности. В связи с этим обязательным условием является проведение публичных слушаний, на которых рассматриваются различные вопросы правил землепользования и застройки.

Основными документами градостроительного планирования являются: документы территориального планирования; документы по планировке территории; документы градостроительного зонирования. В структуру генерального плана муниципального образования включены следующие элементы: схема размещения коммунальных объектов муниципалитета, схема размещения автомобильных дорог, иных объектов муниципального образования, положение о территориальном планировании, материалы по обоснованию проектов генерального плана.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют планы территориального зонирования и застройки территории муниципального образования.

Представленная методика позволяет провести всесторонний анализ территориального планирования муниципального образования, резюмировать полученные результаты исследования, выявить сложившиеся проблемы и в дальнейшем выработать рекомендации по повышению эффективности территориальной планировки и застройки территорий муниципального образования.


Список литературы

  1. Быкадорова А.А. Этапы территориального планирования в муниципальном образовании / А.А. Быкадорова // Science Time. — 2019. — № 5(29). – С. 111-115.
  2. Градорегулирование: Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2018. – 97 с.
  3. Груздев В. М. Основы градостроительства и планировка населенных мест [Текст]: учеб пособие / В. М. Груздев; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2017. 105 с.
  4. Каримов Р. Ф. Управление градостроительством и территориальным развитием в России // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 544-546.