УДК 332.02

ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИИ

№43,

Экономические науки

Королева Олеся Сергеевна


Ключевые слова: ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО; МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ; ПЛАНИРОВКА; ЗАСТРОЙКА; ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ; URBAN PLANNING; LOCAL SELF-GOVERNMENT; PLANNING; DEVELOPMENT; TERRITORIAL AUTHORITIES.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализированы основные полномочия территориальных органов местного самоуправления в регулировании планировки и застройки территории. Делается вывод о том, что градостроительная деятельность, реализуемая органами местного самоуправления, является катализатором проявления всех возможностей местной власти.

Градостроительство представляет собой важное направление деятельности органов местного самоуправления, посредством чего создается прочный базис для формирования благоприятной среды обитания для граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Градостроительство представляет собой специфический вид публичной деятельности, который затрагивает интересы всех без исключения групп населения, поскольку в ходе реализации градостроительной деятельности создается комфортная среда обитания для всех граждан.

Для обеспечения позитивного характера динамики применения отдельных составляющих качества жизни населения, этим процессом необходимо управлять. Качество жизни как объект управления характеризуется исключительной сложностью и многоаспектностью, высокой зависимостью от воздействия факторов внешнего порядка. Специфика управления подобными объектами состоит в том, что одновременно требуется поддержание отдельных их параметров в стабильном состоянии, антикризисное воздействие на другие параметры, развитие третьих. По существу, речь всегда идет о многоцелевом управлении, при котором необходимо параллельно решать все перечисленные задачи [4, С. 124].

Градостроительная политика органами местного самоуправления осуществляется в форме территориального планирования. В ходе реализации данного полномочия органы местного самоуправления обязаны составлять генеральные планы, а также схемы территориального планирования. Посредством указанных градостроительных документов отображаются границы земель различных категорий, а также устанавливаются участки, на которых будут размещены объекты капитального строительства. Территориальный план муниципального образования должен быть составлен таким образом, чтобы в нем упорядоченно были размещены все объекты, находящиеся под контролем государственных органов власти различного уровня[1, С. 14].

Система градостроительного проектирования представляет собой такую систему, которая является иерархической и строго регламентированной в соответствии с действующим законодательством. Градостроительное проектирование не предполагает активного участия со стороны общественности в принятии стратегических решений в этой сфере. Это исключительное полномочие публичных органов власти.

Реализация градостроительной политики происходит на всех уровнях публичного управления. В Градостроительном кодексе полномочия в градостроительной сфере дифференцированы по определенным уровням, каждый из которых закреплен за конкретными государственными органами и органами местного самоуправления.

Градостроительное проектирование осуществляется при использовании различных инструментов, одним из которых выступают градостроительные нормативы. Отмеченные нормативы распространяют свое действие на планировку, застройку, реконструкцию территорий муниципальных образований, включая, в том числе и резервные территории. Минимальные расчетные показатели данных нормативов принимаются на уровне муниципальных образований исходя из благоприятных условий жизнедеятельности человека, который проживает на территории данного муниципального образования. При этом нормативы, принимаемые на уровне муниципального образования, не могут быть ниже уровня нормативов, принятых на более высоком, региональном уровне. В тексте нормативно-правовых актов субъектов фиксируются состав, порядок подготовки и утверждения нормативов муниципального образования в сфере градостроительной деятельности. Нормативно-правовые акты этого уровня утверждают также документы по планировке территории для размещения объектов регионального значения. Муниципальными актами также согласовываются проекты документов планирования территории муниципального образования [1, С. 15].

Тот механизм, по которому принимаются решения в градостроительной сфере, имеет существенные недостатки, результатом чего становится хаотичность застройки муниципальных образований, ввиду чего снижается и качество среды, в которой проживают граждане, населяющие данное муниципальное образование. На сегодняшний день распространены случаи деградации городской среды, к которой привело снижение расходов на градостроительную сферу. Также к беспорядочной застройке муниципальных образований приводит и низкий уровень общественного контроля за принятием решений в исследуемой сфере.

В качестве примеров ухудшения городской среды можно привести случаи вырубки парков, скверов, зеленых насаждений, необоснованное уплотнение застройки, постройка зданий и сооружений, которые приводят к нарушению как экологических, так и эстетических нормативов. Распространены случаи, когда органы местного самоуправления оказывают содействие застройщикам в проведении ими таких несанкционированных нарушений. «Содействие» может быть оказано при переводе земельных участков из одной категории в другую, даже когда правила землепользования и застройки категорически запрещают это. Поэтому назрела острая необходимость в том, чтобы более активно вовлекать общественность в процедуры принятия решений органами местной власти в градостроительной сфере. Это позволит внести корректировки в градостроительную политику муниципалитетов, сместить вектор на учет мнения граждан при создании архитектурного образа муниципального образования.

Также не следует забывать о проявлении такого негативного явления в градостроительной сфере, как коррупция. Одним из коррупционных проступков, которое довольно часто встречается в исследуемой сфере, является злоупотребление должностным положением и полномочиями, которые предоставлены должностных лицам. Используя свои полномочия против интересов граждан муниципального образования, должностные лица одобряют выдачу разрешений на разные виды застройки, даже когда это противоречит волеизъявлению общества и положениям действующего законодательства [5, С.147].

Рассмотрим подробнее отдельные направления деятельности органов местного самоуправления в данной сфере.

Градостроительным кодексом РФ утверждение генеральных планов муниципальных образований возложено на представительные органы округа.

Проведение работ по профессиональному планированию развития территории муниципального образования и выбору земель под застройку возможно лишь на основании и в соответствии с действующими на территории муниципального образования правилами землепользования и застройки, которые утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Основой определения правового режима земель муниципального образования является зонирование, которое играет важную роль для установления режима земель, предоставляемых для нужд строительства, промышленности, энергетики, транспорта, связи и так далее [3, С. 93].

Вся территория муниципального образования подлежит разделению на территориальные зоны. Результаты разделения отражаются органами местного самоуправления в документах зонирования, которые, составляют часть правил землепользования и застройки.

Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют планы территориального зонирования и застройки территории муниципального образования.

На сегодняшний день назрела острая необходимость в более строгом разграничении градостроительных полномочий между уровнями власти и повышении роли местного самоуправления в обеспечении качества городской среды.

Основой формирования требований к качеству городской среды могут стать градостроительные муниципальные нормативы, согласованные с нормами федерального и регионального законодательств. Местные нормативы градостроительного проектирования могут стать эффективной и полноценной альтернативой отменным СНиП. Представляется, что местные нормативы градостроительного проектирования следует формировать как комплексные документы, в которых отразить градостроительную, природную и социально-экономическую специфику отдельных муниципальных образований. Отмеченное также позволит существенно увеличить роль экологических критериев в принятии градостроительных решений, упорядочить правила строительства объектов разных категорий и разного функционального назначения, а также правила реконструкции и реорганизации территорий.

Технологию расчета указанных нормативов необходимо сформулировать таким образом, чтобы все важные решения (например, вырубка зеленых насаждений, точечная застройка) ограничивались императивными критериями, которые будут сформулированы в правилах землепользования и застройки территории. Также все глобальные моменты градостроительной деятельности в муниципальном образовании должны подвергаться контролю со стороны общественности, что может существенным образом повлиять на целесообразность принимаемых органами местного самоуправления решений в исследуемой сфере. Применение таких нормативов должно осуществляться на постоянной основе, и учитываться при принятии каждого решения об отводе земли, выдаче разрешения на строительство. В качестве контролеров всех перечисленных требований можно создать специальные общественные организации, основой деятельности которых можно предложить территориальные общественные самоуправления (ТОС) [2, С. 83].

Итак, стоит резюмировать, что градостроительная деятельность, реализуемая органами местного самоуправления, является катализатором проявления всех возможностей местной власти, ее способности самостоятельно решать проблемы, которые возникают в градостроительной сфере муниципального образования, улучшать уровень и качество проживания граждан на его территории. Если данное направление деятельности не соответствует ожиданиям граждан, которые проживают на территории муниципального образования, то, следовательно, достижение положительных результатов деятельности в иных сферах не сформирует однозначно положительного впечатления о том качестве работы, которая реализуется территориальным управлением.


Список литературы

  1. Алпацкая Е.Г. Современные подходы и этапы территориального планирования в муниципальном образовании / Е.Г. Алпацкая // Вестник Челябинского государственного университета. — 2021. — № 1 (356). – С. 12-21.
  2. Антипьев А.Г., Захаров Н.Н., Шишигин А.В. Местное самоуправление – социально-политический институт гражданского общества. – Ростов-на-Дону., 2018. – 132 с.
  3. Бурмистрова С.А. Подготовка и утверждение документации по планировке территорий муниципальных образований / С.А. Бурмистрова // Проблемы права. — 2019. — № 1. — С. 66−72.
  4. Вальшин Р.М. Сложности и противоречия планировки и застройки территории в градостроительном проектировании // Традиции и новации в строительстве и архитектуре. – 2018. — № 1. – С. 122-127.
  5. Гегедюш Н.С., Мокеев М.М., Сергушко С.В. Государственное и муниципальное управление. — М.: Высшее образование, 2019. — 183 с.