УДК 34

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

№43,

Юридические науки

Соболева Дарья Юрьевна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; РЕГУЛИРОВАНИЕ; ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ; КОМПЕТЕНЦИИ; ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ; КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ; ДОЛЖНОСТИ; ADMINISTRATIVE LAW; CIVIL SERVICE; EFFICIENCY; REGULATION; DIGITAL TECHNOLOGIES; MUNICIPAL SERVICES; COMPETENCIES; CIVIL SERVANT; STATE CIVIL SERVICE; PUBLIC OFFICE; QUALIFICATION REQUIREMENTS; POSITIONS.


Аннотация: В статье раскрывается общая характеристика государственной гражданской службы, вопросы ее становления и развития правового института государственной гражданской службы в России.

Проблемы теории и практики правового регулирования государственной гражданской службы Российской Федерации исследовались представителями науки как трудового, так и административного права.

В исследовании общетеоретических и исторических вопросов о государственной службе как о правовом и общественном феномене участвовали такие авторы, как К.И. Дзядуков, А.В. Кудрявцев, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Д.М. Овсянко, Б.В. и др.

К вопросам государственной службы, гражданской службы и ее замены обращались в своих работах современные ученые, среди которых следует упомянуть А. A. Аникитин, А.М. Артемьев, В.Р. Гильмутдинов, В.Б. Гайдов, Л.А. Гурьева, Ю.А. Зенцова, А.К. Ишмухамедова, Н.М. Казанцев, А.Е. Калинин, С.В. Костромин, А.В. Кудашкин, А.П. Лаптев и др.

Целью выполнения научной статьи является изучение вопросов становления и развития правового института государственной гражданской службы в России.

Государственная служба представляет собой государственные служебные отношения между государственным служащим и государственным должностным лицом при исполнении профессиональных обязанностей в соответствии со служебной инструкцией, возникшие в процессе назначения государственного служащего на должность государственной службы, заключения служебного контракта, присвоения государственному служащему более высокого разряда и проведения аттестации, а также иные обстоятельства, установленные законодательством о государственной службе, которые оканчиваются отстранением служащего от службы и прекращением трудовых отношений [9].

Решение задачи рационализации и согласованности федеральных и региональных законов о государственной службе является весьма непростой задачей, так как Россия не имеет ни закона о регламентах, ни закона об органах исполнительной власти, ни закона о модернизации государственной службы или о правоохранительной службе. Рациональным условием развития закона об операционной системы государственной службы, правоохранительной службы, является, по-видимому, выработка стратегии по развитию правового механизма службы, обеспечивающего широкий консенсус, при котором человеческие службы будут постоянно обмениваться опытом инноваций и координировать свои действия в области нормотворчества.

Государственная Служба России начала складываться по мере становления самой государственности.

Формирование относительно самостоятельной административной (аппаратной) власти в России произошло достаточно давно. Оно восходит к XVI в. ко времени правления Ивана IV по прозвищу «Грозный» (1547—1584гг.).

Становление в России государственной службы и формирование кадрового состава чиновников государственных учреждений и органов сопровождалось выработкой принципов расстановки и подбора государственных служащих, которые устанавливали важнейшие качества, характерные чиновникам. Так, в частности, Генеральный Регламент Петра I, изданный 28.02.1720 г., обязывал вице-президентов и президентов коллегий постоянно думать о том, чтобы разного рода конторы и канцелярии принимали на штатные должности исключительно тех лиц, которые основательно знали дело, поручаемое им.

После Петра I идет постепенное ослабление, а затем отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия — дворянства, она стала их привилегией.

Русская государственная служба, которая почти два столетия просуществовала и имела вполне прочную правовую базу, фактически была уничтожена в конце 1917 г.

Советская государственная служба традиционно рассматривалась в качестве особой разновидности государственной деятельности, которая осуществлялась работниками государственных органов на профессиональной основе в целях выполнения функций и задач государства.

Такая деятельность оплачивалась государством. В ретроспективе развитие государственной службы в советский период можно разделить на три этапа. Предпосылками динамики первого этапа трансформации, охватившего 1991–1995 гг., стало принятие новой Конституции РФ, во многом подготовленной на основе западных образцов.

На данном этапе происходит заимствование в отечественную систему государственной службы не только норм, но и ценностей из иностранных систем управления. В существовавшем институциональном контексте это часто приводило лишь к незначительным изменениям, поскольку не было периода адаптации к нововведениям. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 стал первым новейшим актом, регулирующим государственную службу, в нем содержались основные положения о правах, обязанностях, ответственности и гарантиях государственных служащих. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» впервые отделил государственную службу субъекта федерации от федеральной. Второй этап охватил 1996–1998 гг.

В его рамках эксперты занимались разработкой проекта Кодекса государственной службы. Третий этап стартовал в 2000-е гг. Именно на данном этапе было предложено ввести трехуровневою систему, которая теперь является основой современной федеральной исполнительной власти.

В 2003 г. был заложена современная российская система государственной службы — принят Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» [2].

На сегодняшний день законодательство о государственной службе не стоит на месте и активно развивается, но как мы знаем, зачастую вместе с развитием образуются и некие пробелы, которые рано или поздно наносят урон всей системе прохождения государственной гражданской службы.

Одной из основных причин возникновения внутрисистемных проблем в правовой регламентации служебных отношений, на наш взгляд, является неоднозначное представление законодателя о сущности государственной службы. На протяжении последнего десятилетия четко обозначилась тенденция к разделению в законодательной базы правового регулирования государственной службы от иных видов профессиональной деятельности. На данном этапе происходит формирование института «служебного права» [4].

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут учреждаться федеральными законами, законами субъектов РФ, а также федеральными и региональными нормативными правовыми актами.

Государственные должности являются высшим звеном механизма государства, так как именно в них заложен функциональный потенциал государства и его органов. Правовой статус каждой государственной должности в ее функциональной и организационной составляющих, а также статус всех государственных должностей определяется как статусом соответствующего государственного органа, так и статусной конструкцией всей системы государственных органов. Система правового регулирования вопросов, связанных с государственными должностями, включает в себя два уровня: конституционный, на котором регулируются вопросы общего характера (компетенция, назначение лиц на государственные должности, их освобождение и т.п.), и специально-нормативный, на котором регулируются отдельные виды отношений [5].

Государственная должность– это юридически оформленная структурная единица, находящаяся в системе государственной власти или государственной службы. Государственная должность представляет собой обособленную и закрепленную в официальных документах (штатах) часть организационной структуры государственного органа, имеющая соответствующую часть компетенции государственного органа, которая предоставлена лицу – государственному служащему для ее практического осуществления [8].

Для государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации характерны следующие основные признаки:

− утверждение ее соответствующим государственным правовым актом;
− принадлежность ее только государственному органу;
− зависимость объема полномочий государственной должности от объема полномочий и функций государственного органа;
− предназначение – не для обеспечения, а непосредственного исполнения полномочий государственных органов;
− оплата труда по исполнению должностных обязанностей – только из средств государственного бюджета (федерального или субъекта Федерации);
− лицо, замещающее государственную должность, несет ответственность за качество ее исполнения в соответствии с законодательством [8].

Квалификационные требования к должностям государственной службы устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, а также федеральными и региональными нормативными правовыми актами. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает квалификационные требования к должностям гражданской службы (ст. 12).

В их число входят: требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Государственная должность устанавливает перечень функций и полномочий в части реализации компетенции государственного органа одним лицом. Государственные должности в государственных органах субъектов Федерации учреждаются законами и иными актами законодательства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации.

Проблема оптимизации и гармонизации федерального и регионального законодательства о государственной службе очень сложна в силу того, что в России нет закона о нормативных правовых актах и закона об органах исполнительной власти, как и нет законов о модернизации государственной службы, о правоохранительной службе. Представляется рациональным условием законотворчества о работающей системе государственной гражданской, правоохранительной службы, разработка стратегии развития служебно-правового механизма, обеспечивающего широкое согласие, в силу которого кадровые службы будут вести постоянный обмен опытом внедрения инноваций и координацию своих действий в сфере нормотворчества.

Для эффективной организации функционирования государственной гражданской службы необходим комплекс мер, направленных на установление социально-правового статуса государственных гражданских служащих, увеличение их материального вознаграждения, получение профессионального образования; четкую дифференциацию между политическими руководителями, замещающими государственные должности, и административными должностями гражданской службы; создание центрального государственного органа по управлению государственной гражданской службой с целью координации федеральной и региональной ветвей.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Сборник законов РФ. – 04.10.2022 – № 31. – Ст. 89
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 05.12.2022 №351-ФЗ) «О системе государственной службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, №22, ст. 2063. Собрание законодательства РФ, 05.12.2022, N 32, ст.89
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.10.2022 № 379-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215. Собрание законодательства РФ, 08.12.2022, N 32, ст. 89
  4. Архиреева А. С. Теоретико-правовые основы института государственной службы // Научный журнал КубГАУ. 2015. №109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-osnovy-instituta-gosudarstvennoy-sluzhby (дата обращения: 03.11.2023).
  5. Башуров, В. Б. Назначение на должность государственной гражданской службы Российской Федерации: проблемы правового регулирования / В. Б. Башуров, М. Ю. Дитятковский // Государственная власть и местное самоуправление. – 2019. – № 7. – С. 55–59
  6. Борщевский, Г. А.Государственная служба : учеб. пособие для СПО / Г. А. Борщевский. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019 – 303 с.
  7. Веселова Н.Ю. Государственная и муниципальная служба / Н. Ю. Веселова, Н. П. Бычкова. Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2017. — 203 с.
  8. Демин, А.А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира. Том 2 / А.А. Демин. — М.: Книгодел, 2015. — 106 c.
  9. Ермакова М. И. Правовой статус государственного гражданского и муниципального служащего: сходства и проблемы соотношения // Интеграция наук. 2018. № 7 (22). С. 97-100.
  10. Калицкая В.В.Аттестация государственных служащих как ключевой элемент эффективности их деятельности // Исследования и разработки молодых ученых в решении актуальных проблем XXI века: сборник научных статей. -Екатеринбург, 2017. — С. 54-60.
  11. Шенхоров А.Ч. Административно-правовое регулирование прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации // Вестник магистратуры. 2020. №4-3 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovoe-regulirovanie-prohozhdeniya-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhby-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 24.11.2023).
  12. Ширяева А. В. Правовой статус государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Наука и образование сегодня. 2017. №12 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.11.2023).
  13. Щербаков, Ю.Н. Государственная и муниципальная служба. Гриф МО РФ / Ю.Н. Щербаков. — М.: Феникс, 2022. — 320 c.
  14. Остапец, О. А. Становление государственной службы / О. А. Остапец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 235-236. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80841/ (дата обращения: 21.04.2023).