УДК 33
ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
№43,
Экономические науки
Онопченко Мария Сергеевна
Ключевые слова: НАЛОГИ; НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ; БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА; ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ; ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ; TAXES; TAX REVENUES; BUDGET SYSTEM; FEDERAL BUDGET; FEDERAL TAXES AND FEES.
Работа налоговых органов по контролю за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ является важным элементом для построения эффективной финансовой системы, основанной на принципах независимости и сбалансированности. Приоритетной задачей контрольной работы в системе налоговых органов является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов.
Для того чтобы выявить ключевые проблемы налоговых поступлений в бюджетную систему РФ стоит понимать динамику основных социально-экономических показателей и динамику основных налоговых поступлений.
В 2022 году экономика показывает замедление, спровоцированное снижением экономической активности на фоне санкций. По оценке Росстата, за 2022 год ВВП снизился на 2,1% (за аналогичный период 2021 года ВВП вырос на 5,6%). На этом фоне, индекс промышленного производства по итогам 2022 года снизился на 0,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (рост на 6,3%). При этом, оборот розничной торговли демонстрирует снижение потребительских инициатив и переход к экономной модели потребления на фоне экономической нестабильности, и снижение составило 6,7%, тем самым обозначив резкое снижение к уровню аналогичного периода прошлого года (+7,8% в 2021 году)[4].
Аналогичную тенденцию демонстрирует и показатель прибыли прибыльных организаций, который продолжил понижательную тенденцию и в 2022 году снизился на 4,0% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.
Также, стоит отметить уровень инфляции в 113,8% (прирост на 7,1 п.п.).
Среднемесячная заработная плата за 2022 год продемонстрировала рост на 12,6% (+1,1 п.п. к темпу роста 2021 года), между тем заработная плата в реальном выражении снижается на 1,0% или -5,5 п.п. от показателя аналогичного периода прошлого года (+4,5%)[4].
Динамика поступлений в целом за указанный период также коррелирует с общей динамикой экономики Российской Федерации.
Поступления по налогу на прибыль организаций за 2022 год составили 6 356 млрд. руб., что на 274 млрд. руб. или на 4,5% больше поступлений 2021 года, что в основном обусловлено ростом поступлений от организаций нефтегазового сектора экономики (рост средних цен реализации природного газа на экспорт и рост цен на нефть марки Urals), а также ростом поступлений от организаций угольного сектора экономики (рост цен на уголь)[1].
По налогу на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов, поступления составили 361 млрд. руб., что на 23,5% меньше поступлений 2021 года, что, в основном, обусловлено введением ограничительных мер на выплату дивидендов и процентов в адрес иностранных акционеров.
Поступления НДС в 2022 году составили 6 488,3 млрд. руб., что больше поступлений 2021 года на 18,3%.
Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет РФ в 2022 году составили 5 728 млрд. руб., что на 17,3% больше аналогичного периода прошлого года [1]. Темп роста поступлений НДФЛ на 4,7 п.п. выше темпа роста среднемесячной начисленной заработной платы работников, который за 2022 год составил 112,6%.
В 2022 году сумма поступлений НДПИ в консолидированный бюджет РФ составила 10 970,9 млрд. руб., что в 1,5 раза больше показателей 2021 года [1]. Увеличение поступлений по НДПИ обусловлено в основном ростом поступлений по НДПИ на добычу нефти. Вместе с тем, наблюдался рост поступлений по НДПИ на добычу газа горючего природного.
Результаты контрольной и аналитической работы ФНС России за 2022 год можно рассмотреть на Рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты контрольной и аналитической работы ФНС России за 2022 год [1].
Можно выделить следующие проблемы, связанные с формированием налоговых поступлений в бюджетную систему РФ:
1) негативное отношение к текущей экономической политике, вызванное сокрытием доходов основной массы предприятий;
2) повышение конкурентоспособности, важным фактором которой является уклонение от уплаты налогов, что приводит к росту теневой экономики;
3) нестабильность налогового законодательства: предприниматели заранее снижают свои налоги обязательства, связанные с предстоящими изменениями в Налоговом кодексе Российской Федерации;
4) минимальное использование финансовых ресурсов для эффективного и устойчивого развития экономики и социальной сферы.
Учитывая обозначенные выше проблемы, можно выделить ряд перспективных направлений, которые могут устранить существующие проблемы и трансформировать налоговую систему в более эффективный и действенный механизм. Первое – пересмотр и совершенствование налогового законодательства. Второе – необходимо активизировать работу структурных элементов налоговой системы, которые отвечают за эффективность осуществления налоговых сборов. Третье – реализация мероприятий, направленных на повышение налоговой грамотности населения; Четвертое — введение на территории страны прогрессивную ставку налогообложения, что позволило бы безболезненно для бюджета снизить роль НДС в общей системе налоговых сборов. Пятое – предпринять меры, направленные на выведение деятельности различных компаний из так называемой тени.
В заключении хотелось бы отметить, что в современной экономической системе налоги выполняют важную роль, так как являются не только основой доходной части государственного бюджета, но и служат одним из инструментов регулирования экономики и социальной сферы. Для достижения стабильности поступлений налогов в бюджетную систему РФ следует предпринят комплекс мер, которые будут направлены на снижение недоимок по налогам, и тем самым увеличат налоговые поступления.
Список литературы
- Аналитический портал ФНС России: https://analytic.nalog.gov.ru/
- Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Ю. С. Долганововой, Н. А. Истоминой. – Екатеринбург : Изд во Урал. ун та
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ: URL: http://www.consultant.ru
- Федеральная служба Государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/