УДК 34

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ В РФ

№43,

Юридические науки

Кабиров Ильназ Энгелович


Научный руководитель: Касимов Т.С., , к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ; ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ; НЕФТЯНОЕ СЫРЬЕ; ПЕРСПЕКТИВЫ; OIL REFINING; LEGAL REGULATION OF OIL REFINING; CRUDE OIL; PROSPECTS.


Аннотация: В статье исследуется современное состояние правового регулирования переработки нефти в Российской Федерации. Автор отмечает комплексность, характерную для законодательного регулирования в сфере переработки нефти, которая заключается в множественности норм, содержащихся в предпринимательском, гражданском, экологическом, обязательственном и других отраслях права. Обозначены проблемы и перспективы правового регулирования переработки нефти в РФ.

Современное состояние правового регулирования переработки нефти характеризуется наличием нормативных положений в нескольких отраслях законодательства: энергетического, гражданского, предпринимательского, обязательственного, налогового, таможенного, экологического.

Ключевые положения, регулирующие переработку нефти, заложены в Конституции РФ, а именно в пункте «и» ст. 71, касающегося ведения РФ федеральными энергетическими системами.

Фундаментальные положения Конституции РФ правового регулирования договорных отношений в сфере переработки нефти заложены в Гражданском кодексе РФ, в частности, свобода договора, позволяющая предпринимателям самостоятельно определять условия своих хозяйственных связей. Так, в сфере гражданско-правовых отношений по переработке нефти опосредованно затрагивают эту область следующие федеральные законы: от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и др.

Правовая природа договора переработки нефти является предметом научных дискуссий. В первую очередь, это определяется многозначностью сопряженных с переработкой отношений, в том числе транспортировка, поставка нефтепродуктов, упаковка, отгрузка и др. Другими словами, обязательственные отношения в сфере переработки нефти возникают из различных договоров. На сегодняшний день отсутствует системное правовое регулирование договорных отношений в сфере переработки нефти.

Можно сказать, что правовое регулирование переработки нефти на сегодняшний день осуществляется косвенно, преимущественно правительственными и ведомственными правовыми актами, в том числе техническими нормативными актами.

Так, на правительственном уровне можно отметить следующие постановления Правительства РФ: от 21 декабря 2009 г. № 1039 «О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в РФ», от 31 декабря 2020 г. № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ» и др.

В число ведомственных нормативно-правовых актов входят: 1) Приказы Минэнерго России, в частности: от 16 апреля 2018 г. № 281 «Об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении», от 19 июня 2003 г. № 231 «Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» и др.; 2) Приказ Ростехнадзора РФ: от 15 декабря 2020 г. № 534 «Об утверждении Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности»; 3) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ от 15 декабря 2020 г. № 533 «Об утверждении общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» и др.

Технические нормативно-правовые акты, устанавливающие правила и требования к нефти и нефтепродуктам, содержатся, например, в Постановлениях Госстандарта: от 14 февраля 2001 г. № 16 «Правила организации проведения приемочных испытаний топлив, масел, смазок и специальных жидкостей для различных видов техники».

Кроме того, следует отметить, что применение ГОСТ 21046-2015 «Нефтепродукты отработанные» на территории РФ прекращается с 1 июля 2022 г. в связи с введением в действие на территории РФ ГОСТ 21046-2021 «Нефтепродукты отработанные» (приказ Росстандарта от 9 ноября 2021 г. № 1474-ст, ИУС 2-2022).

Также следует отметить, что переработка углеводородного сырья сопряжена с вероятностью аварий и катастроф на объектах обустройства месторождений. Поэтому отдельные положения правового регулирования в сфере экологических отношений, связанных с переработкой нефти, касаются предотвращения аварийных ситуаций в этой сфере.

На сегодняшний день был разработан ряд нормативных правовых актов, регулирующих обеспечение оперативной локализации разливов опасных веществ и формирование эффективного механизма возмещения причиненного окружающей природной среде вреда. Так, Федеральным законом от 13 июля 2020 № 207-ФЗ были внесены изменения в ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды», закрепившие обязанность по разработке плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности на всех этапах нефтяного производства, в том числе переработки, а также реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции на территории РФ. Кроме того, в развитие указанной нормы права были разработаны правила возмещения, причиненного в результате разливов нефти и нефтепродуктов вреда, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2295, которые также вступили в силу с января 2021 года.

Так же отдельные нормативные положения в сфере переработки нефти закреплены в таможенном и налоговом законодательстве, которые важно учитывать наряду с гражданско-правовыми нормами для восполнения имеющихся пробелов.

Так, Верховный Суд РФ разъяснил противоречие п.3 Приказа Минэнерго России от 20 декабря 2018 г. № 1188 «Об утверждении Порядка определения количества нефтяного сырья, направляемого на переработку, в целях исчисления акциза на нефтяное сырье» пункту 15 ст. 187, п. 8 ст. 193 НК РФ. Так, первоначальной редакцией п. 3 Порядка предусматривалось, что количество нефтяного сырья определяется в каждом налоговом периоде (календарном месяце) в массе брутто в тоннах. Приказом Минэнерго России от 20 марта 2019 г. № 256 пункт 3 Порядка изложен в новой редакции, согласно которой количество нефтяного сырья определяется в каждом налоговом периоде (месяце) в единицах массы нетто в тоннах [5]. При данном положении определение количества переданной на переработку нефти с учетом массы балласта (по массе брутто) противоречит как буквальному содержанию положений п. 15 ст. 187, п. 8 ст. 193 НК РФ, так и целям, из которых исходил законодатель при установлении преференции, предусмотренной п. 27 ст. 200 НК РФ.

Поскольку переработка нефти относится к промышленности в целом, то в целях правового регулирования представляется наиболее разумным основываться на общих положениях Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ».

В научной литературе указывается на отсутствие системности норм правового регулирования переработки нефти, ввиду их неупорядоченности в законодательстве нескольких отраслей права. Вследствие чего, правовые нормы, по мнению ученых, приобретают безрезультативный характер [4, с. 109].

Таким образом, современное состояние правового регулирования переработки нефти в РФ характеризуется отсутствием систематизации соответствующих норм, вследствие чего, в научном сообществе предлагаются различные подходы к отнесению сферы переработки нефти к конкретной отрасли законодательства. Одни авторы, опираясь на зарубежный опыт, предлагают относить данную сферу к горному законодательству [6, с. 282]. Другие авторы придерживаются подхода, согласно которого сфера переработки нефти должна быть исключительно объектом регулирования энергетического законодательства [3, с. 114]. При этом большинство авторов предлагают выделить сферу переработки нефти в отдельную отрасль законодательства [1, с. 91].

На наш взгляд, более рациональным представляется выделение данной сферы правоотношений в отдельную отрасль законодательства. В связи с этим целесообразным представляется принять отдельный нормативно-правовой акт о регулировании деятельности в сфере переработки нефти, который содержал бы как фундаментальные правовые основы в сфере регулирования процедуры переработки нефти, так и правовые отношения в данной сфере. В свою очередь, такой акт позволит систематизировать всю совокупность отношений, связанных с переработкой нефти.

Говоря о перспективах развития правового регулирования переработки нефти в РФ, следует отметить, что они имеют стратегическую направленность. В перспективе намечается изменение систем стандартизации и сертификации в нефтегазовой отрасли. Так, 14 апреля 2022 г. для решения стратегических задач в сфере развития нефтегазовой отрасли Президент РФ В.В. Путин дал ряд поручений, из которых правительству при участии бизнеса и Института нефтегазовых технологических инициатив поручено обеспечить переход от иностранных отраслевых систем стандартизации и сертификации в газовой и нефтехимической промышленности к отечественным системам до конца 2022 г. [2].


Список литературы

  1. Баданина О.В. Договор переработки нефти из давальческого сырья как вид предпринимательского договора: учебное пособие. Самара: Самарский университет, 2013. 163 с.
  2. Внутренний рынок, диверсификация экспорта и глубокая переработка. В.В. Путин обозначил ключевые задачи российского нефтегаза // Портал о топливно-энергетическом комплексе [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/news/gosreg/733982-vnutrenniy-rynok-diversifikatsiya-eksporta-i-glubokaya-pererabotka-v-putin-oboznachil-klyuchevye-zad/ (дата обращения: 21.04.2022).
  3. Корепанов К.В. Правовое регулирование транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам: дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. 210 с.
  4. Мосалыгин В.О. Правовые механизмы стимулирования развития нефтегазового сектора экономики России // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции (Саратов, Добросвет, 10 мая 2021 г.). Саратов: Добросвет, 2021. С. 108-111.
  5. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2021 г. по делу № А40-68620/2020 // База судебных актов, судебных решений и нормативных документов «Судебные и нормативные акты РФ» [Электронный ресурс]. https://sudact.ru/vsrf/doc/bZ3Pp7jRSIbr/ (дата обращения: 22.04.2022).
  6. Flynn A., Hacking N., Xie L. Governance of the circular economy: A comparative examination of the use of standards by China and the United Kingdom // Environmental innovation and societal transitions. 2019.n. 33. P. 282-284.