УДК 372.8

СИСТЕМА ПОВТОРЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОСТИ РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ

№43,

Педагогические науки

Рукавишникова Надежда Владимировна


Ключевые слова: : СИСТЕМА ПОВТОРЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА; УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА; THE SYSTEM OF REPETITION OF THE STUDIED MATERIAL; THE LESSON OF THE RUSSIAN LANGUAGE.


Аннотация: Преподавание русскому языку не может осуществляться на высоком уровне, а знания обучающихся не будут достаточно полными и прочными, если в работе отсутствует система повторения и обобщения изученного материала на уроках.

Прочное усвоение знаний является главной задачей процесса обучения – это сложный процесс. В него входят восприятие учебного материала, его запоминание и осмысливание, а также возможность использования этих знаний в новых условиях.

Преподавание русскому языку не может осуществляться на высоком уровне, а знания обучающихся не будут достаточно полными и прочными, если в работе отсутствует система повторения и обобщения изученного материала на уроках.

Поэтому повторение как неотъемлемая часть обучения русскому языку, является наиболее оптимальным, и сочетает в себе овладение предметными знаниями, а так же развитие личности ученика в процессе учебной деятельности. Повторение способствует не только предупреждению забывания обучающимися опорного материала, но и совершенствованию знаний в плане повышения уровня их полноты, обобщенности и системности, а также прочности, мобильности и действенности. В силу того, что обучающиеся при повторении работают с уже усвоенным учебным материалом, появляется возможность уделить больше внимания формированию познавательных умений.

На уроках повторения выбираю эффективные приёмы для повышения активности интереса: «Отсроченная отгадка», «Кластер», «Корзина идей», «Удивляй!», «Яркое пятно», «Лови ошибку», «Цветные поля», «Ромашка вопросов», «Кубики Блума». Использую приёмы сравнения, сопоставления, классификации, нахождение общего. Обучающиеся делают умозаключения и выводы, как на репродуктивном, так и на творческом уровне. Так же использую различные организационные формы: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, бригадные, парные. Продумываю материал так, чтобы повторение осуществлялось во всей системе учебного процесса: при актуализации знаний, на этапе подготовки и изучения нового материала, при формировании новых знаний, закреплении изученного ранее, организации самостоятельных работ различных видов, проверки знаний обучающихся. Школьная программа устроена так, что не повторяя ранее изученного материала, трудно понять новый. Поэтому использую в своей работе повторение пройденного материала, это помогает формировать у детей учебные умения и навыки, но главной задачей является систематизация и обобщение учебного материала, выделение главных положений, понимание соотношения теоретического и фактического материала.

Вот, например, как было мною проведено повторение на тему «Слова, обозначающие предметы, действия, признаки». Целью урока является систематизация первоначальных сведений о существительных, глаголах и прилагательных, которые давались в течение нескольких месяцев обучения. Эта образовательная цель имеет большое воспитательное значение, так как приучает младших школьников выделять основные лингвистические положения на основе связи слов с окружающей действительностью. Возникает тенденция к более глубокому пониманию взаимосвязи предметов, явлений, их свойств и к отражению этой взаимосвязи в частях речи.

Ученикам сообщилось о задачах урока. На предыдущих уроках подробно изучали три группы слов, их называют также частями речи: существительные, глаголы, прилагательные. Но когда изучали слова, обозначающие предметы – существительные, обучающиеся забывали о глаголах, а когда приступали к изучению глаголов, могли не вспомнить о существительных. На уроке мы повторяли эти три группы слов: слова обозначающие предметы, слова обозначающие признак предмета, слова обозначающие действия предмета. Далее приступали к системе повторения. На первом уроке формировалось в сознании обучающихся представления о предметах окружающего мира, их действия и признаках вне их отношения к грамматике. Дети называли ряд предметов не хаотично, а в определенной системе: камень, река, берег, луг, цветы, лес, деревья, город, троллейбус, школа и т.д. Образ предметов в случае прочнее сохраняются в памяти, так как в сознании возникают обобщенные представления различных сторон окружающего мира.

Представив белку в лесу, ученик стремится вспомнить и других обитателей леса. Старалась сосредоточивать внимание детей на действия тех предметов, которые они называют: камень разрушается, река течет, луг зеленеет, деревья растут, белка прыгает, трактор пашет. У детей возникает тенденция к обобщенному представлению действий предметов в окружающей действительности.

Затем формируется образное обобщенная картина о признаках предметов: камень тяжёлый, река быстрая, берег обрывистый, луг красивый, ель высокая и стройная, белка пушистая, трактор большой и т.д. В итоге у детей возникает тенденция к обобщенному представлению предметов, действий, признаков. Затем все слова делят на три группы, составляют предложения из тех слов, которые они называли, находя в них изучаемые части речи по смыслу и пользуясь соответствующими вопросами.

При подведении итогов урока обращаю внимание на то, что слово можно отнести к существительным, глаголам или прилагательным, как по смыслу, так и по вопросам. Напоминаю детям, что важно пользоваться и теми другим способом. Нужно по смыслу найти в тексте существительные, глаголы и прилагательные и проверить правильность определения частей речи соответствующей постановкой вопроса. Такое обобщение и задание помогут в будущем правильно определять слова с отвлечёнными признаками и значениями: белизна, героизм, беспорядок, честность, движение.

Повторение учебного материала требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса. Важно обеспечить четкую и глубоко продуманную связь между видами повторения на уроках.


Список литературы

  1. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. М., Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н. М. Менчинская. Москва : Академия, 1999. 200с.
  2. Гин А. А. Как повторить изученный материал / А. А. Гин. Москва : Просвещение, 2001. 138 с.
  3. Гоноболин Ф. Н. Психология младшего школьника / Ф. Н. Гоноболин. Москва : Академия развития, 2003. 210 с.
  4. Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка / А. Д. Дейкина. Москва : Просвещения, 1990. 210 с.