УДК 328.3

ЭТНИЧЕСКАЯ ПАЛАТА ТРЕХПАЛАТНОГО ПАРЛАМЕНТА

№42,

Политология

Щемелинин Константин Сергеевич (ORCID:0000-0002-3636-1583)


Ключевые слова: ПАРЛАМЕНТ; ПАРЛАМЕНТАРИЗМ; ЭТНОС; НАЦИЯ; ВЫБОРЫ; ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ; МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ; PARLIAMENT; PARLIAMENTARISM; ETHNOS; NATION; ELECTIONS; RESPONSIBILITY; INTERETHNIC RELATIONS; INTERETHNIC CONFLICTS.


Аннотация: Дана схема трехпалатного парламента, состоящего из партийной, территориальной и этнической палаты. Рассмотрено создание и функционирование отдельной этнической (национальной) палаты парламента с целью отделения межэтнических вопросов от экономических и политических. Описана польза стране от наличия трехпалатного парламента и национальной палаты.

Annotation: The scheme of a trichamber parliament, consisting of party, territorial and ethnic chambers, is given. The creation and functioning of a separate ethnic (national) chamber of parliament is considered in order to separate interethnic issues from economic and political ones. The creation and functioning of a separate ethnic (national) chamber of parliament is considered in order to separate interethnic issues from economic and political ones. The benefit of the country from having a tricameral parliament and a national chamber is described.


Схема трехпалатного парламента

Партийная палата – законодатели избираются в нее исключительно по партийным спискам.

Территориальная, или областная, или региональная палата – законодатели избираются в нее исключительно по одномандатным территориальным округам.

Этническая или национальная палата – законодатели избираются в нее исключительно по национальному признаку.

Схема выборов в этническую палату парламента

  1. Определяется минимально возможная численность этноса или союза этносов, чтобы он мог быть представлен в парламенте (оценочно – это может быть число порядка 1% всего населения страны).
  2. Те этносы или союзы этносов, численность которых выше определенной в пункте 1, получают два или три места в национальной палате парламента, вне зависимости от своей численности. Следует давать именно два-три места, а не одно, чтобы в сложных случаях представители одного этноса или коалиции этносов смогли бы проголосовать по-разному.
  3. Те этносы, численность которых ниже определенной в пункте 1, самостоятельно места в национальной палате парламента получить не могут, но могут образовать союзы с другими этносами, чтобы получить там свое представительство – таким образом, у всех, даже у очень маленьких по численности этносов, есть возможность отстаивать свои интересы на законодательном уровне.
  4. Для избрания депутатов в национальную палату каждый этнос страны, который будет там представлен, должен сформировать свой национальный орган, объединяющий всех представителей данного этноса – и этот национальный орган на своем общем собрании имеет право и будет обязан регулярно избирать и переизбирать депутатов в этническую палату парламента.

Этническая палата парламента не занимается никакими финансовыми вопросами.

Цель работы этнической палаты парламента – решать межэтнические конфликты с элементами коллективной ответственности для всех представителей данного этноса.

Пример 1. Первый этнос желает в данном месте построить некое культурное или религиозное здание, а второй этнос против этого. Представители обеих этносов могут самостоятельно договориться между собой, а если у них не получилось сделать это, тогда вопрос должен быть решен голосованием в национальной палате парламента, а решение принято простым большинством голосов.

Пример 2. Государство идет по пути войны: большинство его этносов (включая крупнейшие по численности) войну поддерживает, при этом отдельные этносы голосуют против нее. Этносы, которые проголосовали против войны, должны понести ответственность за  свой выбор, а меру ответственности должна определить национальная палата парламента. Элементы ответственности для не желающих воевать этносов могут быть такими, например:

А. Они могут быть обязаны оплатить участие других этносов в войне.

Б. Они на определенный срок могут быть лишены всех или некоторых финансовых государственных льгот.

В. Они могут быть полностью или частично лишены доли из будущих контрибуций.

Г. Представители этносов, не поддерживающих данную войну, могут на нее не идти: их могут не мобилизовать, а тех, кто уже служит в армии – могут принудительно демобилизовать со службы.

Польза государству от наличия этнической палаты в парламенте:

  1. Снижается острота межэтнических вопросов.
  2. Появляется государственно-этнический механизм по разрешению межэтнических споров.
  3. Этносы являются реально существующими целостностями и поэтому должны будут нести ответственность как единое целое, не перекладывая ее на территориальные, политические и экономические структуры страны.
  4. Этносы получают площадку для широкого взаимодействия с целью налаживания горизонтальных дружеских связей.

Выгоды стране от трехпалатного парламента:

  1. Более полное удовлетворение всех законных интересов граждан страны.
  2. Более четкое разделение сфер – партийной, территориальной и этнической.
  3. Повышение устойчивости страны к деструктивным межэтническим конфликтам.

Список литературы

  1. Чиркин В. Е. Парламент. Большая российская энциклопедия. Том 25. М., 2014. С. 356-357.
  2. Чувелова Н. Н. Трехпалатный парламент. Дата публикации 13 октября 2019 // Справочник от Автор24. URL: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/trehpalatnyy_parlament/ (дата обращения 24.02.2023)