УДК 004.8

СМЫСЛ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

№42,

Технические науки

Щемелинин Константин Сергеевич (ORCID:0000-0002-3636-1583)


Ключевые слова: ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА; ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ; ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АВТОР; ЭТИКА; МОРАЛЬ; ARTIFICIAL INTELLIGENCE; INTELLECTUAL SYSTEM; USER; RESPONSIBILITY; AUTHOR; ETHICS; MORALITY.


Аннотация: В результате рассмотрения проблем практического использования технологии искусственного интеллекта в связке с ответственностью пользователя этой технологии, выявлен смысл работы человека с данными технологиями. Описаны исторические четыре стадии работы человека с информацией.

Annotation: As a result of considering the problems of the practical use of artificial intelligence technology in conjunction with the responsibility of the user of this technology, the meaning of a person’s work with these technologies has been revealed. The historical four stages of human work with information are described.


Современные  компьютерные технологии, называемые технологиями искусственного интеллекта (ИИ), позволяют выдавать осмысленное содержание (текст, музыку, изображение и прочее), причем часто это самое содержание является верным, то есть отражающим реальность или правильно отвечающим на запрос пользователя.

Но возникает вопрос – как пользоваться этими результатами работы ИИ?

Проблема №1. ИИ может более-менее правдоподобно поддерживать онлайн общение в чате. Как это можно и как нужно использовать?

Прежде всего – в данном примере происходит обман противоположной стороны диалога: другой человек полагает, что общается с живым собеседником, а фактически ему пишет ответы ИИ.

Допустим, есть сайт знакомств, и один из мужчин использует ИИ для того, чтобы добиться внимания женщины; пусть это внимание он смог получить и назначить свидание, но качественных отношений с девушкой на такой основе не построить, ибо на реальном свидании мужчине придется самому говорить и действовать, без помощи ИИ. Зачем тогда использовать ИИ – чтобы разочаровались оба и впустую потратили свое время?

Другая сторона – онлайн диалог с потенциальной жертвой мошенничества с использованием ИИ: такая сфера применения возможностей ведения диалога может помочь преступнику (хотя может и не помочь), но цель использования ИИ выглядит практической, хотя и незаконной.

Проблема №2. ИИ может написать более-менее правдоподобный текст на заданную тему. Зачем это нужно людям?

В данном случае возникает вопрос об ответственности за ошибки, допущенные ИИ.

Если текст, написанный ИИ, не проверяется перед использованием, и  человек не будет подписывать текст своим именем, значит, назначение такого текста – обман. Зачем нужен такой непроверенный анонимный и потенциально лживый текст?

Если же текст, написанный ИИ, не проверяется перед использованием, но пользователь технологии ИИ подписывает этот текст своим именем, значит, человек готов принять на себя ответственность за ошибки, допущенные не им, то есть он готов обманывать тех, кто требует (имеет права требовать и имеет право наказать за невыполнение требований) от него личного выполнения задания – учителей в школе, преподавателей в университете и работодателей на работе по принципу «вдруг не заметят». Такая ситуация является наказуемой – рано или поздно обман будет выявлен и нарушитель будет наказан. Технологии ИИ, безусловно, создаются не для этого!

А вот если текст, написанный с помощью ИИ, проверяется и редактируется перед его использованием самим пользователем ИИ – это совершенно меняет ситуацию: в таком случае ИИ выступает помощником, сокращающим время выполнения работы и наталкивающим на неочевидные факты и мнения, что, в целом, качественно повышает уровень написанного. Такой текст автор может и должен подписать своим именем! Кроме того, если текст, написанный ИИ, полностью или частично не удовлетворит пользователя ИИ, тогда автор может написать работу или ее часть самостоятельно, без компьютерных подсказок.

Таким образом, только написание текстов с помощью ИИ с последующей обработкой квалифицированным в данной области человеком является той областью, где ИИ будет действительно полезен людям.

Поэтому опасения людей о том, что ИИ захватит СМИ и социальные сети, а также процессы обучения и производственной деятельности являются несостоятельными.

Проблема №3. Рисование ИИ картинок на заданную тему.

Что такого может уникального нарисовать ИИ, чего принципиально не может нарисовать человек? Конечно же, ничего.

Рисунки, сделанные с помощью ИИ, можно разделить две группы – картинки ради развлечения и рисунки, несущие важную информацию (например, чертежи).

Ради развлечения люди рисуют много и разнообразно, нет ничего плохого в том, чтобы развлекательные рисунки создавались бы с использованием технологии ИИ.

Но вопрос создания серьезных рисунков, от которых зависит производство, бизнес, обучение и так далее поднимает вопрос доверия и возвращает к проблеме №2 настоящей статьи – если данный рисунок проверен, одобрен (отредактирован) соответствующим специалистом, то это – хорошо и рисунок нужный; если же нет – то это нарушение этических и правовых норм, за которым рано или поздно последует наказание.

Проблема №4. Что делать с технологиями ИИ в процессе обучения?

Обучение – это фактически тренировка человека. Цель обучения – дать обучаемому необходимые навыки. Целью обучения не является чтение учителем или преподавателем текстов, написанных с помощью ИИ, поэтому использование ИИ в процессе обучения смысла не имеет, кроме тех случаев, когда такое использование ИИ будет разрешено в рамках учебного процесса.

Приложение. Исторические стадии работы человека с информацией по скорости обращения и обработки

  1. Работа с учителем.
  2. Работа с библиотекой книг.
  3. Работа с поисковой системой в Интернете.
  4. Работа с искусственным интеллектом.

Выводы:

  1. Использование искусственного интеллекта с последующей обработкой квалифицированным в данной области человеком является тем полем деятельности, где применение технологии искусственного интеллекта будет действительно полезно людям.
  2. Технологии искусственного интеллекта могут быть применимы и станут широко применяться нечестными людьми в сфере обмана.
  3. Смыслом работы искусственного интеллекта является ускорение и помощь человеку в его работе с информацией.
  4. Искусственный интеллект является четвертой стадией, ускоряющей работу человека с информацией, после учителя, библиотеки и поисковой системы.
  5. Надежды на то, что искусственный интеллект сможет полностью заменить человека в некоторых областях деятельности, в настоящее время являются ошибочными.

Список литературы

  1. Березин А. Что такое искусственный интеллект? Сферы применения, перспективы развития и возможная опасность для человека. Дата публикации 17 июля 2019 // GeekBrains — образовательный портал. URL: https://gb.ru/posts/what_is_ai (дата обращения 24.02.2023).
  2. Искусственный интеллект во благо. Обновлено в январе 2023 года // Международный союз электросвязи. URL: https://www.itu.int/ru/mediacentre/backgrounders/Pages/artificial-intelligence-for-good.aspx (дата обращения 24.02.2023).