УДК 37.013.42

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РОССИИ ВЕРНЫЕ СЫНЫ И ДОЧЕРИ»

№42,

Педагогические науки

Капарчук Елена Вячеславовна


Научный руководитель: Сабирова Л.А., доцент, кандидат философских наук.


Ключевые слова: : ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА; ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ; ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; ПРОЕКТНАЯ РАБОТА; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; EXTRACURRICULAR ACTIVITIES; GENDER IDENTITY; PATRIOTIC EDUCATION; PROJECT WORK; PROJECT ACTIVITY.


Аннотация: В статье рассматривается пример проектной работы по формированию патриотической и гендерной идентичности у дошкольников. В рамках проекта необходимо развивать эмоциональную устойчивость, решительность, ответственность, великодушие и в первую очередь желание и способность защищать. В результате предполагается сформировать компетенции по уважению защитников Родины, к истории своей страны, чувств гордости и самоотверженности, умению представить творческий продукт индивидуальной и коллективной деятельности, развитию музыкального вкуса. При реализации проекта были использованы проблемное изложение материала, демонстрационные формы подачи материала, рассказы и беседы. К реализации проекта могут быть привлечены родители. В качестве форм работы с родителями мы предлагаем родительское собрание на тему «Как остановить жестокость», консультации на темы «Игры мальчиков, игры девочек», «Гигиена мальчика, гигиена девочки», «В семье растет сын (дочь)», «Дети – наше зеркало», «Как рассказать ребенку о войне?», «Как воспитывать из мальчиков настоящих мужчин», оформление тематических стендов, музейная и экскурсионная работа, проведение дней открытых дверей.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нами был разработан пример проектной работы (проекта) «России верные сыны и дочери» для реализации в начальной школе на внеклассных часах. Проектная работа «России верные сыны и дочери» соответствует основным направлениям патриотического воспитания (гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, военно-патриотическое) [1]. Мы поставили перед собой несколько целей: формирование эмоциональной устойчивости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, старикам, и в первую очередь желание и способность защищать. Для успешного достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

— воспитать у мальчиков чувства ответственности, самостоятельности;
— умение принимать решение самому, через решение ситуативных задач, через совершения положительных поступков;
— уточнить и сформировать у детей представления о роли мужчин в истории России;
— приобщать детей к традициям и обычаям своего народа;
— ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Для воплощения целей и задач в жизнь нами предлагается использовать проблемное изложение материала, объяснительно-иллюстративные методы обучения. Педагог также может задействовать родителей в развитии проектной работы «России верные сыны и дочери», организуя индивидуальные консультации и родительские собрания, ролевые и деловые игры («Игры мальчиков, игры девочек», «Гигиена мальчика, гигиена девочки», «В семье растет сын (дочь)», «Дети – наше зеркало», «Как рассказать ребенку о войне?», «Как воспитывать из мальчиков настоящих мужчин», в оформлении стенда «Мой папа — защитник», в организации экскурсионной и музейной работы, в оформлении альбома «Мой папа — солдат», «Моя семья», «Самая лучшая в мире – моя мама», в организации дней открытых дверей «День мужества», «Мамин праздник».

Проектная работа должна соответствовать принципам: историзма: соблюдение хронологии описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни); гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие ценности – любовь к близким, к родному городу, родному краю; дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о великих людях, героях и защитниках Отечества; интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой, ДДН «Родник», ГЦДТ и др., наглядности: изготовление пособий и дидактических игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала, развивающего обучения: использовать в работе с дошкольниками проектно-исследовательский метод, стараться воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации.

Проект включает в себя 4 блока:

Блок 1. «Славные сыны России» Цель. Формирование гендерной индентичности на основе представлений об идеальных моделях поведения.

Задачи. Уточнить и сфомировать у детей представления о роли мужчины в истории России; обогатить представления о мужских качествах (силе, воле, героизме, настойчивости, выдержке); развивать чувство гордости за свой пол.

Блок 2. «Я мальчик – будущий мужчина» Цель. Формирование эмоционально-положительного отношения дошкольников к выполнению будущей социальной роли. Задачи. Познакомить мальчиков с правилами поведения мужчин в обществе и семье; воспитывать уважительное, внимательное отношение к женщинам, девочкам, стремление оказывать им посильную помощь; развивать чувства социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.

Блок 3. «Труд настоящих мужчин», «Труд настоящих женщин». Цель: ознакомление с профессиями, формирование представлений о труде мужчины и женщины в доме. Задачи: развивать трудовые умения и навыки; формировать положительное отношение к профессионально-трудовой деятельности; научить пользоваться инструментами; воспитывать желание делать все своими руками; развивать чувство взаимопомощи.

Блок 4. «Я и девочка», «Я и мальчик». Цель: преодоление разобщенности между мальчиками и девочками в группе детского сада на основе соблюдения принципов полотипичности и взаимодополняемости. Задачи: сформировать первые идеалы семейных отношений; реализовывать представления о мужественности и женственности в реальном взаимодействии дошкольников с окружающими людьми разного пола; развивать умение понимать и уважать интересы и мнения партнеров противоположного пола.

Для проведения занятий в рамках проектной работы «России верные сыны и дочери» мы рекомендуем игру, как основной вид деятельности детей, выставки картин известных художников, рассматривание фотоархива военных лет, день открытых дверей, интерактивные выставки, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, художественно-литературные занятия, просмотр репродукций, посещение памятных мест, включение элементов творчества в занятия с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность, совместную деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками.

В процессе работы необходим мониторинг проектной деятельности детей:

1. Анкетирование и беседы с детьми по тематикам проведенных мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности высших чувств дошкольников, качество уровня усвоения детьми представлений о мужественности и женственности, о родном городе, о России.

2. Отслеживание, применение и отражение знаний детей в разных видах деятельности. Занесение результатов в таблицу «результаты курса».

3. наблюдение за детьми в ходе праздников, развлечений, постановок музыкальных сказок, занятий и на физкультурных досугах; поддержка познавательного интереса, помощь в преодолении трудностей.

Этапы работы над проектом: 1. разработка проекта. Определение актуальной для детей проблемы. Определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата. Составляется предварительный план решения проблемы; 2. развитие мотивации. Подготовка предложений по усилению мотивации на выполнение проекта; 3. организация предметно-познавательного пространства. Подбор книг для чтения, видеопрезентаций для просмотра. Организация совместной поисковой деятельности (музеи, школы, библиотеки, памятные и исторические места). Организация художественно-изобразительной деятельности; 4. совместная деятельность. Совместная деятельность детей и педагога (сбор информации, экскурсии, встречи с ветеранами), совместная деятельность детей и родителей (праздники, физкультурные досуги); 5. контроль и оценка деятельности. Оценивается продукция: соответствие проекту, своевременность выполнения, его качество.


Список литературы

  1. Лутовинов В.И. Основные направления патриотически ориентированного воспитания в современной России / В.И. Лутовинов // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – 2023. – №6-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-patrioticheski-orientirovannogo-vospitaniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 05.04.2023).