УДК 343.1

ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

№42,

Юридические науки

Калабин Глеб Александрович


Ключевые слова: ДОПРОС; ТАКТИКА; НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ; INTERROGATION; TACTICS; MINOR.


Аннотация:В работе рассматриваются особенности допроса несовершеннолетнего.

На протяжении долгих лет допрос является наиболее распространенным способом установления доказательств. Данное процессуальное действие представляет собой урегулированный уголовно-процессуальными нормами психологический процесс обмена информацией лиц, принимающих в нем участие, направленный на выявление фактов, имеющих значение для установления истины по делу [1, с. 72].

При выборе тактики такого допроса необходимо иметь в виду, что несовершеннолетние, в силу отсутствия жизненного опыта, а также недостаточного уровня знаний, ко всему относятся некритично, они в достаточной степени не способны правильно оценить свои поступки и т. д.

При допросе таких обвиняемых важное значение имеют вопросы установления психологического контакта. Следователь, являясь организатором допроса обвиняемого, должен создать благоприятную обстановку в месте его проведения. Это достигается путем удаления из кабинета посторонних лиц, разрешения занять любое удобное место, занять удобную позу и т. д.

Несовершеннолетних следует разделять на возрастные группы, психологические особенности которых разняться. Так, например:

— младенческий возраст (от рождения до 1 года). Данная возрастная группа не является криминалистически значимой при проведении допроса;
— раннее детство (от года до 3 лет). Допросы таких детей заменяются играми, беседой или опросом;
— дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Обычно дети дошкольного возраста выделяют в ситуации центральное действие, которое в их памяти мало связывается с другими воспринятыми действиями и их последовательностью;
— младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет). У данной группы отмечаются навыки осознанного восприятия, логического суждения и повествования, формирование системы взаимосвязанных понятий, а также появляется практический опыт общественного общения и морального поведения. Тем не менее дети этой группы при описании сложных явлений не всегда в состоянии отличить главное от второстепенного, а отсутствие жизненного опыта склонны дополнять воображением;
— подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет). При допросе отмечаются широкие познавательные процессы, рост самосознания, стремления общаться с людьми, самостоятельность в работе, проявления чувства долга и ответственности. Однако для этого возраста характерны излишняя самоуверенность и самолюбие, неуравновешенность поведения, некоторая склонность к фантазии;
— старший школьный или ранний юношеский возраст (от 14-15 до 17-18 лет). При допросе у лиц данной группы в целом уже действуют психические закономерности взрослого человека, однако у некоторых юношей и девушек этого возраста могут отмечаться неправильные нравственные оценки наряду с повышенным стремлением к независимости [2, с. 555].

Сам допрос несовершеннолетнего обвиняемого целесообразно начать не со свободного рассказа, а с самой обычной беседы об увлечениях, учебе, друзьях и т. д. Далее можно переходить непосредственно к свободному рассказу. На данном этапе следователь дает возможность допрашиваемому несовершеннолетнему обвиняемому свободно изложить всю имеющуюся у него информацию по делу. На вопросно-ответной стадии допроса следователь должен придерживаться спокойного, уважительного и уверенного тона. В рамках этой стадии следователь может оказывать несовершеннолетнему допрашиваемому помощь в припоминании отдельных обстоятельств дела.

Информация, которая содержится в показаниях допрашиваемого может иметь не только доказательственное, но и поисковое, ориентирующее значение. При допросе следователь сам (лично, непосредственно) не воспринимает те обстоятельства, факты, явления, о которых ему сообщает допрашиваемый (как это имеет место при проведении следователем осмотра места происшествия), поэтому возрастает роль критической оценки информации, содержащейся в показаниях допрашиваемого. Особенно это важно при получении информации от несовершеннолетнего допрашиваемого лица.

При производстве допроса с участием несовершеннолетних следует учитывать наличие у данной категории лиц своих специфических возрастных психологических особенностей таких, как: возраст, меньший объем знаний и опыта по сравнению с взрослыми; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; внушаемость, склонность к подражательству, эмоциональность суждений и действий; преобладание эмоций над разумом, не вполне адекватное восприятие происходящего и прочее [3, с. 128].

Необходимо отметить, что в согласно со ст. 425 УПК РФ следователь по собственной инициативе либо по ходатайству защитника обеспечивает участие в допросе несовершеннолетнего обвиняемого педагога или психолога [4].

Здесь возникает следующая проблема – кого целесообразно приглашать в качестве таких специалистов? В литературе на этот счет существует два противоположных мнения.

Одна группа правоведов утверждает, что в качестве психолога, педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого должен принимать участие тот специалист, который лично знаком с допрашиваемым (такой психолог, педагог может, к примеру, работать в учебном заведении, где обучается несовершеннолетний допрашиваемый).

Другая группа правоведов, наоборот, считает, что в качестве психолога, педагога в допросе должно участвовать лицо, которое лично с обвиняемым не знакомо. Аргументация этой позиции довольно проста – факт знакомства и прошлого общения педагога или психолога и допрашиваемого несовершеннолетнего может вызывать у последнего чувство стеснения и стыда. Ведь во всех случаях факт совершения неблаговидного поступка хочется скрыть от своих знакомых, друзей и т. д.

Выбор психолога или педагога при подготовке к допросу несовершенного зависит от особенностей личности такого допрашиваемого. Именно поэтому перед началом допроса несовершеннолетнего обвиняемого следователь в обязательном порядке должен узнать, как можно больше о личности допрашиваемого лица [3, с. 129].

Как показывает следственная практика при проведении допроса несовершеннолетних лиц нередко могут возникнуть следующие проблемы:

1) Ненадлежащая защита прав и законных интересов несовершеннолетних, которая заключается в том, что некоторые следователи считают не обязательным участие законных представителей при производстве допроса, ссылаясь на то, что ст. 191 УПК РФ закрепляет право присутствия таковых, но не их обязанность. Однако данная статья обязует привлекать к участию в данном следственном действии педагогов или психологов (исключение составляют лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста).
2) Нарушение продолжительности допроса несовершеннолетнего. Статья 191 УПК РФ говорит, что «указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день.» Однако, данное положение очень часто нарушается.
3) Манипуляции и оказание психологического давления на несовершеннолетнего со стороны следователя. По законодательству данный метод допроса запрещен, например, в силу ст. 302 УК РФ запрещено принуждение к даче показаний.
4) Поведение несовершеннолетнего. При проведении допроса несовершеннолетние лица чаще всего стремятся демонстрировать и отстаивать свою зрелость, тем самым нарушая дисциплину и порядок проведения допроса.
5) В силу своих психологических особенностей несовершеннолетние могут давать ложные показания, так же путаться в своих показаниях. Несоблюдение правил проведения допроса несовершеннолетних следователем ведет к нарушению конституционных и процессуальных прав первых, а также к их возможному самооговору и действий во вред себе и окружающим. Адвокат или законный представитель несовершеннолетнего вправе обжаловать незаконные действия следователя у прокурора или руководителя следственного отдела.

Таким образом, качество проведения допроса несовершеннолетних во многом зависит от психологического подхода следователя к данной категории лиц, внимательном, критическом анализе сказанного и полноты полученной информации [2, с. 556].

Каждому возрастному периоду развития подростка присущи разный круг общения, ценностные ориентации, уровни социального интеллекта и развития. Все эти факторы существенно влияют на его поведение, отношение к происходящему, в том числе к самой процедуре судопроизводства, что безусловно необходимо учитывать следователю, независимо от того в какой процессуальной роли выступает несовершеннолетний. Необходимо иметь в виду, кем бы он ни проходил по делу, его поведение во время допроса во многом будет определяться прежде всего возрастными, интеллектуальными, психическими особенностями его развития.


Список литературы

  1. Наджафова, Э. Э. К вопросу о тактике допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого / Э. Э. Наджафова // Организационное, процессуальное и криминалистическое обеспечение уголовного производства : материалы VII Международной научной конференции студентов, курсантов и магистрантов, Симферополь, 14 декабря 2018 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2018. – С. 72-73.
  2. Вдовина, О. В. Проблемные аспекты в тактике проведения допроса несовершеннолетних лиц / О. В. Вдовина, А. В. Мордюк // Аллея науки. – 2019. – Т. 3, № 12(39). – С. 554-557.
  3. Алисова, Е. А. Тактика допроса обвиняемого / Е. А. Алисова // Актуальные проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики : Сборник научных трудов по материалам V -й Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Краснодар, 29 ноября 2019 года. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021. – С. 127-131.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921.