УДК 349.41

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№42,

Юридические науки

Джамалова Эльвина Олимовна


Научный руководитель: Аблякимова Э.Э., кандидат юридических наук.


Ключевые слова: ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ; ENVIRONMENTAL PROTECTION; LAND OFFENSES; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; LAND USE AND PROTECTION.


Аннотация:Земля является особым объектом, который одновременно задействован как в частных, так и в публичных общественных отношениях. В случае нарушения правовых норм, которые определяют правила использования и охраны земель, неизбежно затрагиваются и частные, и публичные интересы. Нарушение императивных норм, установленных государством, приводит к посягательству на публичные интересы. Рассмотрены и проанализированы административные правонарушения земельного законодательства в различных регионах РФ и процессы привлечения нарушителей к административной ответственности.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) закреплены обязанности собственников и иных правообладателей земельных участков, в частности:

— использовать их в соответствии с целевым назначением;
— соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и других норм и другие [1].

Невыполнение любой из этих обязанностей влечет за собой применение различных видов ответственности. Так, за совершение земельного правонарушения виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности (ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации; ст. 7.1, ст. 8.6–8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту — КоАП РФ) и др.).

По общему правилу правонарушение образуют объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Как правило, юридическая ответственность, включая земельную, наступает при наличии в конкретном юридическом факте совокупности всех элементов правонарушения. Кроме того, как отмечала С. А. Мустафина, «административное правонарушение для одних субъектов возможно только в форме действий, а для других — только бездействия» [2].

Объектом правонарушения в сфере земельных правоотношений является земля. Под объективной стороной понимается земельное правонарушение, совершенное субъектом. Субъектом правонарушения, является физическое или юридическое лицо. Под субъективной стороной понимается факт наличия вины субъекта юридической ответственности.

Практика привлечения к административной ответственности за совершение земельного правонарушения получила широкое распространение. Следует рассмотреть практику по привлечению к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно статистическим данным, именно эти правонарушения являются наиболее распространёнными. Так, по состоянию на 01.01.2021 было выявлено 5200 случаев самовольного занятия земельных участков, использование их без правоустанавливающих документов и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности юридическими лицами, – 56844 гражданами и 3859 должностными лицами [2].

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, использующее земельные участки и не имеющее прав на указанный земельный участок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Как указано в судебном решении Самарского областного суда от 30 июня 2016 г. № 21-1389/2016, данными лицами могут быть физические и юридические лица, должностные лица. Одним из признаков субъективной стороны является умышленная формы вины [4].

Данный состав имеет основополагающее значение, поскольку именно привлечение к административной ответственности по указанным статьям является основанием для последующего прекращения права лица на земельный участок и приводит в действие механизм земельно-правовой ответственности. Кроме того, зачастую именно самовольное занятие земельного участка побуждает граждан обращаться в суд с требованиями о защите нарушенных прав на земельный участок и использовать такие способы защиты, указанные в гл. 9 ЗК РФ, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения, признание права на земельный участок, возмещение убытков.

Определения понятия «самовольного занятия земельного участка» в нормативных актах нет, но судебная практика понимает под ним пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника. В юридической литературе под ним понимается безосновательное, без каких-либо документов занятие земельного участка путем размещения имущества либо путем его разработки (посадки культур).

В связи с тем, что самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, является распространенным правонарушением. В связи с этим возникает необходимость совершенствования КоАП РФ [5] по конкретным видам правонарушений и для конкретных субъектов земельных отношений. Данный вывод сделан на основе анализа результатов осуществления государственного земельного надзора, которые показывают, что большинство нарушений земельного законодательства около 90 % совершается гражданами.

В связи с этим, мы предлагаем для категории граждан повысить административный штраф от 2 до 2,5 % от размера кадастровой стоимости земельного участка. Также мы считаем необходимым конкретизировать ст. 7.1 КоАП РФ и внести ясность в ее применение. По нашему мнению, площадь самовольного занятия земельного участка или его части, должна стать критерием тяжести, по которому инспектор государственного земельного надзора будет определять размер административного взыскания.

Таким образом, российское земельное законодательство не лишено пробелов и сложностей, решение которых должно занимать приоритетные позиции в научной и практической деятельности. Вышеприведенные автором проблемы позволяют оценивать правовое регулирование вопроса привлечения виновных лиц к административной ответственности, как требующего дальнейшего совершенствования законодательства.


Список литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147
  2. Мустафина С. А. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): вопросы квалификации и назначения наказаний: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М.: Моск. гуманитар. ун-т., 2011. 27 с.
  3. Отчет о государственном земельном контроле по состоянию на 01.01.2016. – М., 2021. – Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/activity/ gosudarstvennyynadzor/gosudarstvennyy-zemelnyy-kontrol-nadzor/statistika/, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
  4. Решение Самарского областного суда от 07 апреля 2016 г. № 21-737/2016 // СПС КонсультантПлюс.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собр. законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.