УДК 342.92

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

№42,

Юридические науки

Мазаков Александр Юрьевич


Ключевые слова: БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; САНКЦИИ; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ; ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ; ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; ROAD SAFETY; SANCTIONS; ADMINISTRATIVE PENALTIES; DIFFERENTIATION OF RESPONSIBILITY; TRAFFIC RULES.


Аннотация:В настоящей публикации автором проанализированы существующие проблемы в сфере привлечения к административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а также предложены меры, направленные на устранение данных пробелов и коллизий в правовом регулировании исследуемой сферы.

Эффективность регулирования административной ответственности в сфере организации дорожного движения определяет те социальные последствия, которые возникают в результате произошедших дорожно-транспортных происшествий. Перечисленные проблемы, выявленные в ходе проведенного исследования, необходимо устранять, разработав для этого систему таких средств по противодействию совершению новых правонарушений в исследуемой сфере, которые можно будет охарактеризовать как эффективные.

Анализируя санкции статей Главы 12 КоАП РФ [1], стоит обратить внимание на их безальтернативный характер, но законодателем предусмотрена возможность дифференцировать размер штрафа, который сам по себе в некоторых случаях довольно крупного размера – в санкции ст. 12.8 КоАП РФ установлен размер штрафа в размере тридцать тысяч рублей, а при повторном совершении данного правонарушения размер штрафа увеличивается до пятидесяти тысяч. Обратимся к позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 15.07.1999 г. № 11-П), согласно которой установленные в Конституции РФ требования справедливости и соразмерности устанавливают необходимость дифференциации ответственности в зависимости от таких критериев, как тяжесть совершенного деяния, размер и характер причиненного ущерба, степень вины правонарушителя, а также иные существенные обстоятельства, которые позволяют индивидуализировать применение определенных мер ответственности [4].

При этом санкции статей главы 12 КоАП РФ сформулированы таким образом, что отсутствует дифференциация в ряде случае. В качестве примера рассмотрим санкцию ч. 1 ст. 12.6 КоАП РФ, которая за несоблюдение требований, которые предписаны дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги устанавливает ответственность в виде административного штрафа размером 500 рублей. В ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ регламентирована ответственность за поворот налево, разворот, который дифференцирован в размере от 1000 до 1500 рублей.

Следовательно, необходимо пересмотреть размеры административных штрафов, которые закреплены законодателем в санкциях статей главы 12 КоАП РФ, а именно необходимо установить минимальный и максимальный пределы таких штрафов. Предлагается установление максимального штрафа на таком уровне, который будет выше минимального в три раза, чтобы обеспечить достижение такой функции административной ответственности, как превентивная.

На сегодняшний день не все положения Правил дорожного движения [3] обеспечиваются охранительными нормами из КоАП РФ, не за все нарушения ПДД виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Для устранения выявленного пробела в правовом регулирования, а также для того, чтобы обеспечить возможность привлечения к материальной ответственности тех работников, которые управляют транспортным средством, принадлежащим работодателю, и допустили нарушение положений ПДД, предлагается дополнить главу 12 КоАП РФ отдельной статьей под номером 12.38, которую назвать как «Нарушение водителем ПДД, которое повлекло повреждение транспортного средства, иного имущества», сформулировав в таком виде:

«Нарушение водителями Правил дорожного движения, которое повлекло повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, иных сооружений или имущества, — влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1500 рублей».

Итак, для того, чтобы повысит в целом эффективность производства по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения, предлагается внедрить следующие меры и осуществить их реализацию:

— во избежание различной трактовки понятий, содержащихся в Правилах дорожного движения, КоАП РФ и ФЗ «О безопасности дорожного движения» [2] установить понятия аналогичного содержания, привести их к единообразию;
— установить возможность обжалования в судебном порядке применения меры обеспечения производства по делу об административной правонарушении, поскольку их назначение в большинстве случаев сопровождается ограничением прав, свобод и законных интересов граждан. Но при этом даже в случае назначения данной меры с нарушением со стороны правоприменительного органа обжаловать такое решение не представляется возможным, так как на сегодня такая процедура не предусмотрена;
— отменить привлечение понятых к осуществлению процессуальных действий в рамках производства по делу об административном правонарушении, заменив на возможность обязательного ведения видеофиксации всего процесса для дальнейшего исследования в качестве доказательственной базы.

Предполагается, что планомерная работа законодателя, направленная на устранение выявленных проблем в сфере обеспечения безопасности дорожного движения позволит достичь состояния безопасности абсолютно всем участникам дорожного движения, а также повысить эффективность мер административной ответственности, применяемых за совершение правонарушений в исследуемой сфере.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 27.10.2022) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ, 11.12.1995, № 50, ст. 4873.
  3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 22.11.1993, № 47, ст. 4531.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 1999. — № 5.