УДК 34
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН
№42,
Юридические науки
Сушко Виктория Дмитриевна
Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ; ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ПРАВОНАРУШЕНИЯ; БАЗОВЫЕ САНКЦИИ; EFFICIENCY; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; LEGAL CONFLICTS; OFFENSES; LEGISLATION; OFFENSES; BASIC SANCTIONS; CITIZENS’ RIGHTS.
Задача построения эффективного российского государства не может быть решена, если оно не способно обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина. Прежде всего, само государство, в лице своих представителей, обязано соблюдать права и свободы человека, а также обеспечивать их, посредством грамотно составленного законодательства, которое запрещает нарушение прав и свобод и диктует ответственность за такие правонарушения.
В настоящий период государство и общество РФ вынуждены адаптироваться к новой реальности, что требует корректировки и трансформации системы законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты при соблюдении принципов правовой определенности и разумности.
Прежде всего, нуждается в повышении качество нормативных актов, регулирующих вопросы административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан.
Считаем необходимым закрепление в нормах КоАП понятия «минимальный базовый размер административного наказания» (далее — МБРН) с установлением его значений для каждого из предусмотренных видов административных наказаний. Данное изменение особенно важно для самого распространенного вида наказания — административного штрафа [4].
Установление единого минимального базового размера административных наказаний одного вида позволит оперативно, системно и с сохранением необходимого единства корректировать уровень правового регулирования. Кроме этого необходимо закрепить понятие «базовая санкция». Данная категория позволит гибко определять единую основу для определения наказания по каждому отдельному составу административных правонарушений и сохранит возможность индивидуальной законодательной корректировки уровня правового регулирования в данном конкретном случае.
Вместе с тем следует избавиться от такого неоднозначного смягчающего обстоятельства, как «раскаяние лица, совершившего правонарушение» [5].
В целях наиболее эффективного достижения общественно значимого результата института привлечения к административной ответственности наибольшие коэффициенты, понижающие размер базовой санкции, должны иметь смягчающие административную ответственность обстоятельства, связанные с полным возмещением причиненного правонарушением ущерба (при этом можно разделить возмещение на добровольное, то есть произведенное до того, как факт правонарушения был выявлен, и возмещение после начала производства по делу, первый вариант должен поощряться выше, чем второй), а также с сокращением издержек производства по делу об административном правонарушении, выражающемся в признании лицом своей вины и активном содействии в сборе подтверждающих его вину доказательств.
Давно назрела необходимость законодательно решить вопрос с материально-обеспеченными правонарушителями, для которых любой размер административного штрафа не представляет собой реального наказания и воспринимается ими как неизбежные издержки их образа жизни. Подобные лица живут по принципу: я богат, поэтому мне можно все. На них могут повлиять лишь ограничения их образа жизни. Поэтому необходимо предусмотреть в законе обязательную замену для злостных правонарушителей, начиная, например, с десятого правонарушения, административных штрафов на иной вид наказания — обязательные работы, а в случае совершения еще, допустим, пяти правонарушений — только административный арест. При этом размеры данных видов наказаний также должны увеличиваться кратно количеству совершенных правонарушений.
Полагаем необходимым исключить из конструкции нового КоАП положения о возможности освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности ввиду малозначительности. Возможность такого освобождения по факту ставится в зависимость от усмотрения судьи, органа или должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении, так как, несмотря на соответствующие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, четких и однозначных критериев для установления факта малозначительности не существует [3].
Одним из основополагающих принципов законодательства об административной ответственности должна стать недопустимость необоснованного освобождения от административной ответственности или административного наказания. Каждый случай такого освобождения должен быть действительно исключительным и основанным не на субъективной оценке со стороны правоприменителя, а на установленных соответствующими доказательствами фактах, наличие и значение которых может быть проверено при возможном пересмотре дела об административном правонарушении.
Задачами сегодняшнего дня должно стать совершенствование правотворческих процессов в сфере прав человека на началах планомерности, научности и открытости, обеспечения согласованности федерального и регионального секторов [7].
Считаем необходимым наделить участкового уполномоченного полиции, как основного субъекта профилактики правонарушений в рамках обслуживаемого административного участка, юрисдикционными полномочиями по возбуждению дела об административном правонарушении за оскорбление.
Во-первых, это облегчит порядок обращения в государственные органы для защиты гражданами нарушенных прав, так как участковый уполномоченный полиции находится в непосредственной близости к населению в опорных пунктах полиции;
-во-вторых, значительно снизит нагрузку на прокуроров;
-в-третьих, позволит аккумулировать информацию о лицах, проживающих на территории административного участка и привлеченных к административной ответственности за оскорблением, создаст возможность осуществлять с ними индивидуальную профилактическую работу.
Таким образом, представляется возможным говорить о том, что совершенствование правового регулирования административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан должно осуществляться по следующим основным направлениям:
— четкая систематизация составов рассматриваемых правонарушений, посягающие на права граждан;
— установление санкций соразмерно характеру правонарушения.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ», 04.08.2014. № 31. ст. 4398
- Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция от 21.12.2021 №424-ФЗ)// Собрание законодательства РФ, 05.11.1999, N 34, ст. 344
- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция от 29.12.2022 №641-ФЗ)
- Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция от 05.12.2022 № 498-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.2019, N 32, ст. 89
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 64-ФЗ (ред. от 29.12.2022)// Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, Ст. 2954, 2022. № 14, Ст. 2003.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.03.2023) // Собрание законодательства РФ.- 2002 — № 1 (ч. 1). — Ст. 1; 2019 — № 22 — Ст. 2670
- Кожевников О.А. К вопросу о понятии и признаках административной ответственности // /О.А.Кожевников Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-i-priznakah-administrativnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 09.03.2023).
- Коняхин В.П., Бахметьев П.В. Ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих: доктринальный, законодательный и правоприменительный аспекты // Российский судья. 2017. № 10. С. 34–39.
- Кудрявцева К. Р. Кодификация административного законодательства: актуальность и перспективы // Административное право и процесс. — 2021. — № 4. — С. 79— 82.
- Юфина Л.В. Основания привлечения к административной ответственности за нарушения прав инвалидов /Л.В. Юфина // Universum: экономика и юриспруденция. 2021. №6 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-privlecheniya-k-administrativnoy-otvetstvennosti-za-narusheniya-prav-invalidov (дата обращения: 10.03.2023).
- Кузьмина И.В. Направления совершенствования правового регулирования административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность /И.В.Кузьмина // Вестник НИБ. 2022. №46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-pravovogo-regulirovaniya-administrativnoy-otvetstvennosti-za-pravonarusheniya-posyagayuschie-na (дата обращения: 17.03.2023).