УДК 340

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЛИЦА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ВЕДЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

№42,

Юридические науки

Джавадова Кристина Андреевна


Научный руководитель: Пономарев А.В., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права, Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия».


Ключевые слова: УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; PARTICIPANTS IN PROCEEDINGS ON CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES; RIGHTS AND OBLIGATIONS; ADMINISTRATIVE OFFENSE.


Аннотация:В статье рассматривается некоторые особенности прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, раскрывается его административно-правовой статус.

Одним из основных участников производства по делам об административных правонарушениях является лицо, которое данное деяние совершило. Таковым может быть, как физическое, так и юридическое лицо. Как считают абсолютное большинство правоведов, правовое положение такого субъекта не зависит от того, каким лицом он является, физическим или юридическим.

Статья 25.1 КоАП РФ [1] посвящена правам и обязанностям рассматриваемого субъекта производства. Согласно данной статье, лицо, в отношении которого ведется производство по делу вправе: знакомиться с всеми материалами рассматриваемого дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства, отводы, давать объяснения, пользоваться правовой помощью защитника и т.д.

Согласно ч. 3–4 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола по делу об административном правонарушении юридическому и/или физическому лицу разъясняются их права и обязанности, а также указанным лицам должна быть обеспечена возможность присутствия при составлении протокола и дачи объяснений по факту вменяемых действий. Такое требование корреспондируется с задачами административного производства, одной из которых является создание лицу, привлекаемому к административной ответственности надлежащих условий для реализации своих прав, а также требованиями ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.

Соответственно, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении как юридическое лицо (его законный представитель, уполномоченный на то учредительными документами) и физическое лицо должны быть извещены надлежащим образом. Статьей 25.15 КоАП РФ установлено, что все физические лица извещаются по месту жительства заказным письмом, а юридические лица по месту государственной регистрации. Если юридическое лицо ведет дело через представителя (защитника), то уведомление отправляется и через защитника. И здесь должностные лица нередко допускают ошибки, направляя извещение о времени и месте составления протокола должностному лицу организации (привлекая его как физическое лицо) по месту его работы. Соответственно требование ст. 25.15 КоАП РФ не выполняется и в случае неявки лица на составление протокола (да и вообще на рассмотрение дела), такое лицом не может считаться надлежащим образом уведомленным, соответственно протокол по делу об административном правонарушении будет составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ.

Относительно производства по делам об административных правонарушениях каждому праву, закрепленному за лицом, в отношении которого ведется производство, соответствует определенная обязанность органа или должностного лица, ведущего производство, обеспечить данное право [4]. Так, в соответствии со ст. 24.2 КоАП РФ лицо имеет право заявлять ходатайство, а у судьи или иных должностных лиц возникает обязанность данное ходатайство рассмотреть.

Несмотря на то, что множество обязанностей органов и должностных лиц прямо не отражены в КоАП РФ, это не говорит о том, что такие обязанности отсутствуют, если соответствующее право закреплено за лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Существование встречной обязанности является одним из обязательных признаков любого субъективного права. Так, например, в КоАП РФ не закрепляет за органом или должностным лицом обязанность ознакомить лицо, в отношении которого ведется производство по делу, со всеми материалами этого дела, хотя такое право – знакомиться со всеми материалами дела, прямо закреплено за лицом статьей 25.1 КоАП РФ. Таким же образом отсутствие указания на порядок исполнения соответствующих обязанностей может повлечь за собой нарушение права на защиту [3]. Поэтому представляется правильным, закрепить в КоАП РФ процессуальный порядок, на основании которого юрисдикционные органы исполняют свои обязанности, которые в случае их неисполнения, приводят к нарушению прав и интересов лиц, в отношении которых ведется производство по делу.

Таким образом, можно сделать выводы, что в административно–процессуальный статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении входят его права, обязанности и гарантии их реализации.

Следующим участником рассматриваемого производства, который имеет в деле личный интерес, является потерпевший.

На основании п. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшими по делу об административном правонарушении может быть, как физическое, так и юридическое лицо, которым в процессе совершения административного правонарушения был причинен физический, имущественный, моральный вред.

Среди прав потерпевшего пункт 2 ст. 25.2 КоАП РФ выделяет следующие.

Во–первых, это право на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, и на дачу объяснений и замечаний относительно содержания данного процессуального документа.

Во–вторых, потерпевший имеет право предоставлять доказательства, которые предусмотрены в ст. 26.2 КоАП РФ, в течении всего производства по делу, до самого принятия решения компетентным органом, судом или должностным лицом. А.Ф. Быстрянцев считает, что в право на предоставление доказательства необходимо включать и право на предоставление следующих ходатайств:

– о допросе лица, совершившего правонарушение и свидетелей;
– об изъятии вещей и составлении соответствующего протокола;
– о назначении экспертизы;
– об использовании в качестве доказательств показаний специальных технических средств[2].

В–третьих, право выступать в производстве на своем родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

В–четвертых, право на извещение о месте и времени проведения производства по делу об административном правонарушении. На основании п. 3 ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении только в том случае может быть рассмотрено при отсутствии потерпевшего, если он был надлежаще извещен и если от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо в случае, если такое ходатайство поступило, но не было удовлетворено.

В–пятых, потерпевший имеет право на получение копии процессуальных документов, таких как протокол об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.2. КоАП РФ), постановление по делу об административном правонарушении (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ), решение по делу (п. 2 ст. 30.8 КоАП РФ).

В–шестых, потерпевший имеет право на возмещение всех расходов, которые он понес в связи с явкой на производство по делу, а также на возмещение вреда, который был причинен ему в результате совершенного административного правонарушения.

В–седьмых, потерпевший имеет право воспользоваться юридической помощью представителя. В том случае, если потерпевшим по делу является несовершеннолетнее лицо, либо лицо, которое в соответствии со своим физическим или психическим состоянием не может сам защищать свои права, то за данных лиц их право осуществляют законные представители.

В–восьмых, потерпевший наделен правом обжалования вынесенного по административному делу постановления или решения как в административном, так и в судебном порядке.

Раскрывая административно–процессуальный статус потерпевшего необходимо указать, что достаточно часто должностные лица, составляя протокол об административном правонарушении, не указывают в нем потерпевшего, чем нарушают предоставленные ему законом праве. В связи с чем, представляется необходимым установить в КоАП РФ норму, в соответствии в которой при обнаружении административного правонарушение, должностное лицо в каждом случае должно выявлять наличие потерпевшего и выносить постановление о признании потерпевшим конкретное лицо.

Итак, процессуальные права потерпевшего, в целом, аналогичным правам лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Как было указано выше, потерпевший, а также лицо, совершившее административное правонарушение, вправе пользоваться услугами законного представителя. Для несовершеннолетних лиц, а также для людей, который по своему физическому или психическому состоянию не могут реализовать свои права самостоятельно, законными представителями являются их родители, опекуны, попечители, усыновители. Полномочия данный представителей должны быть подтверждены необходимыми документами.

Согласно ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителем юридического лица является его руководитель, либо иное лицо, которое на основании закона или учредительного документа юридического лица, признан таковым. Полномочия законного представителя юридического лица, необходимо подтвердить документами, которые удостоверяют его служебное положение.

В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ административные правонарушения, которые совершены юридическим лицом, должны быть рассмотрены только с участием его законного представителя. Однако КоАП РФ делает исключение их этого правила. Так, согласно ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, без присутствия законного представителя юридического лица могул быть рассмотрены правонарушения, содержащиеся в гл. 12 КоАП РФ, а также правонарушения, которые были совершены в области благоустройства территории, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ, которые были совершены путем использования транспортного средства, собственником или иным владельцем земельного участка или любого другого объекта недвижимости, и когда данное правонарушение было зафиксировано при помощи специального технического средства, которое работает в автоматическом режиме с функцией видеозаписи или фотосъемки.

Такова общая характеристика прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и их законных представителей.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
  2. Быстрянцев А.Ф. К вопросу о правах потерпевшего по делу об административном правонарушении // Вопросы эволюции правовой мысли человечества. Сборник статей Международной научно–практической конференции. 2017. С. 47.
  3. Панцарино А.В. Процессуальный статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в Российской Федерации: проблемы и тенденции правового регулирования // Достижения науки и образования. 2018. № 1 (23). С. 63.
  4. Попов Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. 2–е изд., перераб и доп. М.: Норма, НИЦ ИНФРА–М, 2019. С. 73.