УДК 343.2

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕОКАЗАНИЕ КАПИТАНОМ СУДНА ПОМОЩИ ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ

№42,

Юридические науки

Вульфин Яков Дмитриевич


Ключевые слова: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; НЕОКАЗАНИЕ; ПОМОЩЬ; СУДНО; БЕДСТВИЕ; RESPONSIBILITY; FAILURE TO PROVIDE; ASSISTANCE; VESSEL; DISASTER.


Аннотация:В работе рассматриваются особенности ответственности за неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие.

Статьей 270 Уголовного Кодекса Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за такое преступление, как неоказание помощи капитаном судна терпящим бедствие, Данный состав является одним из видов оставления в опасности. Случаи неоказания помощи терпящим бедствие людям на практике встречаются не часто, но тем не менее возможны. Например, когда при столкновении судов капитан, чтобы скрыть следы своей ошибки, принимает меры к сокрытию судна с места происшествия и не оказывает помощь людям, нуждающимся в ее получении. Для того бы избежать таких случаев законодатель ввел норму, устанавливающую ответственность за неоказание помощи на море.

В состав преступления данной статьи входит «неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров» [1, с. 25].

Как видится анализируемая норма выступает специальной по отношению к ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности».

Объективная сторона состава преступления характеризуется бездействием капитана судна, выразившемся в неоказании помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Под неоказанием помощи понимается несовершение действий, которые должен был и мог совершить капитан судна в данной ситуации. Согласно ст. 2.1.9 Конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г. при возникновении бедственной ситуации капитан обязан принимать все меры для оказания любой возможной помощи. О том, какие конкретно действия должен совершать капитан в ситуациях подобного рода, закреплено в ст. 5.3.3. данной Конвенции. Так, если он узнал о бедствии из сообщения, незамедлительно следовать в зону бедствия; если он находится на месте происшествия – приступить к действиям, используя для спасения людей все имеющиеся у него ресурсы, проинформировать находящиеся рядом спасательные центры, уведомить капитана корабля, терпящего бедствие, запросить любую помощь от летательных аппаратов, судов или служб, которая может быть ими оказана.

Невыполнение данных действий и образует состав преступления, предусмотренного ст. 270 УК РФ. Однако, следует заметить, что с позиции уголовного права не важно, выполнил ли капитан корабля указанную в законе последовательность действий. Для уголовного законодательства имеет значение лишь одно обстоятельство – была ли фактически оказана помощь терпящим бедствие.

Терпящими бедствие признаются люди, которые оказались в воде, на борту тонущего корабля, в лодке, на плоту и т.п., и которым реально угрожает смерть или оставление их без помощи.

Субъект преступления, предусмотренного ст.270 УК РФ – специальный. Капитан судна – это лицо, которое имеет действующий диплом или свидетельство об аттестации капитана судна.

В диспозиции ст. 270 УК РФ термины «капитан» и «судно» объединены. В национальном морском праве существуют капитаны, которые не выполняют никаких полномочий на конкретных судах. Например, капитан морского порта, главный капитан промыслового района, старший капитан-наставник из службы наблюдения за рыбопромысловым районом и т.п. Такие лица не могут являться субъектами данного преступления, так как они не работают на судне как таковом.

Для привлечения капитана судна к уголовной ответственности необязательно, что его действия повлекли гибель людей.

Однако, капитан судна не привлекается к уголовной ответственности за неоказание помощи в том случае, когда эта помощь была сопряжена с серьезной и реальной опасностью для своего судна и находившихся на нем экипажа и пассажиров [2, с. 156].

Также следует заметить, что к ответственности не привлекаются лица, которые управляют маломерными судами. К ним относятся катера и лодки с подвесным мотором, надувные суда, глиссеры, водные мотоциклы (гидроциклы) и др. Параметры таких судов определены в ст. 11.7 КоАП РФ и к ним относят суда, длина которых не должна превышать 20 метров, и общее количество людей не должно быть более 12 человек.

В том случае, если судоводитель не оказал помощь людям, терпящим бедствие на воде и сам поставил их в опасное для жизни и здоровья состояние вследствие нарушения правил пользования маломерными судами, прогулочными судами и спортивными парусными судами, на водных объектах, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть кого-либо из них, то это деяние надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 268, ст. 125 УК РФ [3, с. 25].

Плавательные средства, энергетическим источником которых является мускульная сила человека: гребные шлюпки и лодки, байдарки, спортивные и спасательные надувные плоты и другие, также не являются судами. Следовательно, привлечение по ст. 270 УК РФ невозможно.

В тех случаях, когда капитан судна сам нарушил правила безопасности движения морского или внутреннего водного транспорта (допустим, произошло столкновение с другим судном) и он не принимает должных мер к спасанию терпящих бедствие, то перед нами совокупность преступлений — ст. 263 и ст. 270 УК РФ. Для квалификации содеянного неважно, что это за потерпевшие — ими могут быть в равной мере как пассажиры и члены экипажа своего, так и «чужого» судна.

В ситуации, когда капитан судна, которое само потерпело аварию, не оказывает помощи своим пассажирам и экипажу, его бездействие следует квалифицировать по ст. 125 УК РФ. Оставление людей в опасном для их жизни и здоровья состоянии должно быть заведомым, при условии, что у потерпевших не было возможности принять меры к самосохранению вследствие своей беспомощности. Уголовная ответственность обусловлена тем, что у капитана изначально существует юридическая обязанность «иметь заботу» о всех людях на судне и у него при этом была реальная возможность оказать им помощь [4, с. 53].


Список литературы

  1. Молчанова С.И. Становление и развитие уголовной ответственности за неоказание помощи капитаном судна людям, терпящим бедствие // РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ Сборник статей Международной научно-практической конференции. УФА, 2022. С. 25 – 30.
  2. Грузинская Е.И., Саруханян М.С. Статья 270 УК РФ «Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие»: особенности криминообразующих признаков состава // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА, КРИМИНОЛОГИИ, УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА, Тамбов, 2021. С. 154 – 158.
  3. Клементьев А.Н., Чих Н.В., Попов С.А. Об ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие // Вестник ВГАВТ, выпуск 33, 2012 г. С. 17 — 25
  4. Плешаков, А., Яковлева, С. Неоказание помощи терпящим бедствие на море: уголовная ответственность и квалификация // Уголовное право. — 2013. — № 4. С. 47-53.