СИСТЕМА МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№7,

Юридические науки

Маргиани Анастасия Левановна


Ключевые слова: АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ МЕРЫ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ; БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ; ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ; ANTI-TERRORISM MEASURES; STATE ACTION AGAINST TERRORISM; COMBATING TERRORISM; COUNTER-TERRORISM.


Аннотация: В статье раскрываются понятие антитеррористическая деятельность, мнения различных ученых на определение, формирование и функционирование мер по борьбе с терроризмом, способы осуществления государственными органами антитеррористической политики в Российской Федерации.

В XXI веке Российская Федерация испытывает постоянные волнения от террористических атак.

Поэтому за последнее время в российской юридической науке понятие «антитеррористическая деятельность» рассматривается достаточно подробно, подвергаясь детальному анализу. А.Н. Перенджиев рассматривает антитеррористическую деятельность как одно из главных направлений движения государства на мировой арене. Это «меры, направленные на профилактику и борьбу с терроризмом, пресечение, устранение и предупреждение террористических актов с целью сохранения существующего общественного и государственного строя, целостности и суверенности государства, а также обеспечения безопасности граждан и объектов от действий террористов» [5, с. 178-180]. Безусловно, для того чтобы деятельность по противодействию террористам была достаточно эффективной необходимы усилия не одного государства, а всего мирового сообщества, их служб безопасности и разведки, правоохранительных органов. А слаженны и четки взаимоотношения нескольких государств только тогда, когда их интересы едины в борьбе с терроризмом. Примером этому могут служить:
1. Покушение на объекты совместной защиты – посольства, делегации, средства транспорта и т.д;
2. Покушение террористов на сложившиеся международные отношения между государствами и т.д.

Именно поэтому в Российской Федерации деятельность по противодействию терроризму осуществляют уполномоченные как федеральные, так и местные органы власти, функциональные особенности которых направлены на проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные объединения, а также сами граждане, оказывающие содействие органам государственной власти [4].

Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» Президент РФ определяет основные направления политики государства в этой сфере, а также устанавливает компетенцию государственных органов по противодействию терроризму.

Также Федеральное Собрание РФ устанавливает законодательную основу по противодействию терроризму.

Контролирующие функции в этом направлении остаются за Прокуратурой РФ.

Правительство РФ устанавливает компетентную составляющую государственных органов исполнительной власти в этом направлении, разрабатывает и реализует антитеррористические мероприятия, обеспечивает продвижение антитеррористической деятельности государственной власти (федеральных и местных).

Особое место в организации антитеррористической деятельности принадлежит:
1. Вооруженным силам РФ;
2. Министерству обороны РФ;
3. Федеральной службе безопасности РФ;
4. Министерству внутренних дел РФ.

В основном Вооруженные силы РФ применяются для пресечения террористических актов силовыми методами в территориальных водах, воздушном пространстве, на территории континентального шельфа РФ, пресечения активизации международных террористических организаций [2].

Федеральная служба безопасности РФ занимается пресечением террористической деятельности, выявлением лиц, причастных к террористическим атакам, получением сведений, угрожающих безопасности общества и подрывающих ее [1].

Следуя Федеральному закону «О полиции» сотрудники полиции вправе участвовать в мероприятиях по противодействию террористическим атакам, в контртеррористических операциях, обеспечивать безопасность и защиту гражданских объектов и мест с массовым пребыванием людей [3].

Министерство внутренних дел РФ, в свою очередь, занимается локализацией, пресечением вооруженных столкновений, изыманием оружия среди населения, проведение деятельности по разоружению незаконных вооруженных группировок и их ликвидации, обезвреживании лиц, представляющих опасность для общества.

А в целом, координирующая деятельность по организации и проведению антитеррористических мер принадлежит:
1. Национальному антитеррористическому комитету-занимается подготовкой и формированием политики государства в сфере противодействия терроризму, организует мероприятия по улучшению законодательства в этом направлении, осуществляет координацию по противодействию терроризму федеральных и местных органов власти;
2. Федеральному оперативному штабу;
3. Антитеррористическим комиссиям-организует проведение антитеррористических мероприятий на местах и возглавляется главами субъектов РФ;
4. Оперативные штабы в субъектах РФ [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что в противовес терроризму как сложной социально-политической системе может быть противопоставлен комплекс антитеррористических мер. Следует отметить, что эффективность борьбы с терроризмом возрастает только тогда, когда противодействие терроризму оказывается усилиями всего международного сообщества.

В Российской Федерации на сегодняшний день активно развивается система мер по борьбе с терроризмом, которая должна решить некоторые вопросы – ликвидировать поводы, причины и факторы, влияющие на развитие терроризма; выявить и пресечь преступления террористической направленности, а также минимизировать либо локализовать негативные последствия террористических атак [2].


Список литературы

  1. О Федеральной службе безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 03.04.1995г. № 40-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22.02.1995г.: в последней ред. Федер. закона от 06.07.2016г.
  2. О противодействии терроризму Федер. закон от 06.03.2006г. N 35-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26.02.2006г.; одобрен Сов. Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 01.03.2006г.: в последней ред. Федер. закона от 06.07.2016г.
  3. О полиции Федер. закон от 07.02.2011г. N 3-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 28.01.2011г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 02.02.2011г.: в последней ред. Федер. закона от 03.07.2016г.
  4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 05.10.2009.
  5. Мельков С.А., Перенджиев А.Н. Террористическая угроза и «Теневая экономика»: есть ли взаимосвязь? // Власть. — 2016. — №10. – С.178-185.
  6. Косарев М.Н. Состояние и перспективы противодействия терроризму в России: теоретические и практические аспекты // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2016. — №4. – С. 37-41.