УДК 342.92

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

№42,

Юридические науки

Девятаев Виталий Викторович


Научный руководитель: Иванов А.М., к.ю.н. доцент.


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ОСНОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ; НАКАЗАНИЕ; ENVIRONMENTAL OFFENSES; ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; GROUNDS FOR INVOLVEMENT; PUNISHMENT.


Аннотация:В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с теоретическими взглядами на институт административной ответственности за экологические правонарушения, а также исследуется основания, по которым возможно привлечь к административной ответственности за нарушение норм охраны окружающей среды и природопользования. Кроме того, автором раскрывается специфика порядка привлечения к административной ответственности в сфере экологии по действующему законодательству.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации [1] каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, кроме того, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В целях сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Российской Федерации действует Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [3].

Действенным способом по организации предупреждения и профилактики любых правонарушений, в том числе и в сфере экологии, является комплексное правовое регулирование.

Вопросы по мерам предупреждения правонарушений, касающихся охраны окружающей среды и природопользования, являются достаточно актуальными в данный период времени, что в свою очередь, повышает научный и практический интерес в изучении отдельных аспектов привлечения к административной ответственности за экологические правонарушения.

Законодатель, устанавливая определенную меру административного наказания за конкретное правонарушение, должен оценивать его с точки зрения соотносимости с характером и степенью общественной опасности данного административного правонарушения, наделять его разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов [6, С. 79].

В соответствии со ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» субъекты природоохранных правоотношений за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды наряду с имущественной, дисциплинарной и уголовной несут административную ответственность.

Наступление такого вида ответственности регулируется нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [2] и экологическим законодательством.

В кодифицированном законе таким видам правонарушений посвящена 8 глава, а также административная ответственность предусматривается за отдельные правонарушения нормами глав 7, 10 и рядом других норм КоАП РФ, если правонарушение создает угрозу для окружающей среды.

Под административным экологическим правонарушением понимается «общественно-вредное, противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на отношения в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности, причиняющее экологический вред или создающее угрозу причинения такого вреда, за совершение которого КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации установлена административно-правовая ответственность» [5, С. 263].

Под административной ответственностью принято понимать наступление негативных последствий для лица, нарушившего административное законодательство, в виде лишений и ограничений принудительного характера, предусмотренных нормативно-правовыми актами в данной сфере.

Административная ответственность за экологические правонарушения заключается в применении компетентным органам государства мер административного взыскания за совершение правонарушений в области природопользования и охраны окружающей среды [4, С. 71], которая в том числе является действенным инструментом борьбы с ними и одновременно профилактики их повторного совершения.

Основаниями административной ответственности являются наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за нарушение.

Субъектами административного экологического правонарушения могут выступать, как было сказано выше, и физические, и юридические лица, в том числе иностранные граждане, действие или бездействие которых привело к нарушению законодательства в области природопользования или охраны природной среды.

Для наступления административной ответственности не имеет значения, находится ли объект, в отношении которого совершено правонарушение, в собственности нарушителя, либо принадлежит ему на праве владения или пользования. Кроме того, субъекты правонарушений вообще могут не иметь к ним никакого правового отношения, как в большинстве случаев и происходит.

Дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды в большинстве случаев рассматриваются уполномоченными органами, указанными в главе 23 КоАП РФ. Данные дела также могут рассматриваться и судами — в случаях обжалования постановлений органов и должностных лиц и если за правонарушение предусмотрены такие наказания, которые назначаются только судом.

Другими словами, производство по делам об административных правонарушениях в сфере экологии является одной из сторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти в области управления охраной окружающей среды и природопользованием, а также их должностными лицами. С другой стороны, субъектами такой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел об административных правонарушениях, в том числе и в сфере экологии.

Более того, перечень субъектов, рассматривающих дела об административных правонарушениях по гл. 8 КоАП РФ, самый многочисленный и разнообразный. В первую очередь это обусловлено важностью и значимостью регулирования эколого-правовых отношений, что изначально отражено в Конституции РФ, а также закреплено в КоАП РФ, в котором среди основных задач законодательства об административных правонарушениях выделяется охрана окружающей среды.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения в течение одного месяца с момента возбуждения дела, хотя в исключительных случаях этот срок может быть продлен на один месяц вышестоящим должностным лицом. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, который в течение суток направляется судье, другим уполномоченным рассматривать такие дела органам, должностным лицам, при этом ряд дел об экологическом правонарушении, если по ним проводилось административное расследование, могут рассматривать только судьи. В остальных же случаях они рассматриваются мировыми судьями.

Применяя административное взыскание, соответствующими органами или должностными лицами учитывается характер совершенного правонарушения, личность правонарушения, степень вины, имущественные положения, а также обстоятельства, которые смягчают или отягчают наказание.

Следует обратить внимание на еще один важный момент, привлечение к административной ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности возместить причиненный экологический вред. Связано это с тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда. Кроме того, непривлечение лица к административной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.

Изучая специфику привлечения к административной ответственности за экологические правонарушения можно выделить некоторые особенности:

– привлечь к ответственности можно только за конкретные правонарушения, указанные в законе как административные;
– субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные граждане;
– ответственность применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица в определенном процессуальном порядке;
– применяются только предусмотренные законом взыскания, возможно освобождение от них при малозначительности проступка;
– наложение штрафа и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда окружающей среде.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133.
  4. Бурдина А. А. Административная ответственность за экологические правонарушения / А. А. Бурдина, А. А. Беляева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 71-73.
  5. Евсикова Е. В. Некоторые аспекты привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования / Е. В. Евсикова, Г. А. Петросян // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2019. – Т. 5, № 2. – С. 259-269.
  6. Руденко А.В. Соблюдение принципов соразмерности наказания и индивидуализации наказания при привлечении к административной ответственности / А.В. Руденко / Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. — 2016. — № 4 (25). — С. 77-81.