УДК 342.92

К ВОПРОСУ О ВИДАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НАЗНАЧАЕМЫХ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

№42,

Юридические науки

Девятаев Виталий Викторович


Научный руководитель: Иванов А.М., к.ю.н. доцент.


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; НАКАЗАНИЕ; ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ; ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ; ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА; ENVIRONMENTAL OFFENSE; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; PUNISHMENT; TYPES OF ADMINISTRATIVE PENALTIES; WARNING; ADMINISTRATIVE FINE; DEPRIVATION OF A SPECIAL RIGHT.


Аннотация:Данная статья посвящена характеристике административной ответственности, назначаемой за экологические правонарушения, подробно раскрыто понятие и содержание видов административных наказаний в исследуемой сфере. Кроме того, автором выявлены особенности назначения и применения конкретных видов наказаний, предусмотренных КоАП РФ в отношении лиц, совершивших экологическое правонарушение.

В ст. 58 Конституции РФ [1] закреплено: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Закрепленное положение в основном законе стране носит основополагающее начало института правового обеспечения охраны окружающей среды. Защита и сохранение окружающей среды является одной из актуальных проблем современного мира.

В ХХI веке сфера ответственности человека перед природой и будущими поколениями беспрецедентно расширилась, поскольку значительно возросли технико-технологические и производственные мощности, что в свою очередь привело к большей техногенной нагрузке на окружающую среду, измерения последствий этой деятельности охватывают всю биосферу. Прямым следствием причинения вреда окружающей среде является ухудшение качества жизни человека и причинение вреда его здоровью. В последние годы отмечается тенденция ежегодного увеличения числа экологических правонарушений [6, С. 376]. В связи с этим, Правительство РФ осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В сегодняшних реалиях несоблюдение природоохранного законодательства, а также нарушение правил охраны окружающей природной среды является особо опасным, по этой причине законодательством за завершение правонарушений в исследуемой области предусмотрено несколько видов юридической ответственности, наступление определенной ответственности зависит от вины, уровня природоохранной угрозы, а так же экологического риска.

Большинство правонарушений в сфере экологии являются административными, однако число правонарушений, хоть и незначительных по своему характеру, настолько велико, что своим количеством они наносят огромный вред природным ресурсам [7, С. 289].

В комментарии к Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды»[3] под экологическим правонарушением понимается противоправное, виновное деяние, причиняющее вред или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда, либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права [4, С. 4].

Под административным экологическим правонарушением принято понимать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее угрозу такого причинения. При этом административное экологическое правонарушение является составной частью экологического правонарушения в целом.

Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды установлена, прежде всего, нормами главы 8 КоАП РФ [2], а также отдельными нормами глав 7, 10 КоАП РФ, если правонарушение создает угрозу причинения вреда окружающей среде.

Административная ответственность за экологические правонарушения заключается в применении компетентными органами государства мер административного взыскания за совершение правонарушений в области природопользования и охраны окружающей среды [5, С. 71]. Административная ответственность в сфере экологических правонарушений наступает только за совершение деяния, содержащий конкретный состав административного проступка.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Актуальность изучения административных наказаний и их видов, назначаемых за экологические правонарушения, состоит в стремлении к более успешной борьбе с преступлениями и правонарушениями.

В правоприменительной практике, а также в законодательных актах можно наблюдать различные классификации административных наказаний:
— в зависимости от субъекта, применяющего то или иное наказание, можно подразделить их на применяемые в административном или судебном порядке;
— по характеру воздействия можно классифицировать на психические (морально-правовые), имущественные, физические и организационные;
— по частоте ежегодного использования — на применяемые очень часто, применяемые часто и применяемые редко;
— законодательно все административные наказания делятся на основные и дополнительные.

Далее, из анализа главы 8 КоАП РФ следует, что за нарушения в области охраны окружающей среды назначаются следующие виды административного наказания:

1. Предупреждение как наименее строгое административное наказание назначается за ряд правонарушений, обладающих наименьшей общественной опасностью. Последствия предупреждения сведены к моральному осмыслению противоправного поступка и размещению в базе данных органа исполнительной власти информации о правонарушении для последующего установления факта повторного совершения административного правонарушения. Это правонарушение с формальным составом, то есть без наступления вредных последствий и выражается в нарушении определенных правил и требований в области охраны окружающей среды.

2. Административный штраф на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных и распространенных видов административного наказания, что обусловлено тем, что большинство санкций за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ, предусматривает именно уплату административного штрафа. Для должностных и юридических лиц штрафы значительно больше, чем для граждан – например, для юридических лиц максимальный размер штрафа в главе 8 КоАП РФ – до 1 млн рублей. Кроме того, размер штрафа может зависеть не только от общественной опасности правонарушения и причиненного ущерба, но также исчисляться в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, стоимости водных биологических ресурсов и иных предметов административного правонарушения.

Предупреждение и штраф за правонарушения в рассматриваемой сфере могут назначаться уполномоченными органами и их должностными лицами.

Следующие три вида административного наказания, в отличие от предыдущих, могут назначаться только судом:

3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как более строгое наказание назначается физическим, должностным и юридическим лицам – за более серьезные правонарушения, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Конфискация по своему содержанию и последствиям является одной из самых серьезных санкций в административном праве, о чем свидетельствует тот факт, что применение данной меры возможно только в судебном порядке. Следует отметить, что, согласно статье 8.28 КоАП РФ, существует достаточно большое количество аналогичных ситуаций использования конфискации, в том числе во многих регионах Российской Федерации. Однако конфискация орудия или объекта административного правонарушения не всегда является эффективным наказанием, поскольку изъятый инструмент и объект правонарушения могут быть возвращены нарушителю при отсутствии имущественных прав, что создает возможность повторного правонарушения.

4. Лишение специального права представляет собой особый вид административного взыскания. Данное взыскание налагает уполномоченный орган на гражданина, который совершил административное правонарушение, либо который был замечен в грубом или систематическом нарушении порядка пользования специальным правом. По общему правилу, установленному ст. 3.8 КоАП РФ, срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Однако единственным составом экологического проступка ст. 8.37 КоАП РФ, которым предусматривается лишение специального права, установлена специальная санкция, предусматривающая лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет.

5. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (ст. 3.12 КоАП РФ). Данная позиция законодателя еще раз подтверждает мнение о том, что административное приостановление деятельности является в настоящее время наиболее суровым видом административного наказания за экологические правонарушения. Однако сложность применения данного вида наказания заключается в том, что контролирующему органу нужно доказать суду необходимость применения данного вида административного наказания. Административное приостановление деятельности может быть назначено судьей районного суда, если менее строгих наказаний недостаточно, чтобы достичь целей административного наказания, предотвратить наступление вредных последствий для окружающей среды и прекратить противоправное поведение лица.

По действующему законодательству за административные правонарушения в сфере экологии в качестве основных административных наказаний, применяются предупреждение, административный штраф, лишение специального права и административное приостановление деятельности, а из дополнительных наказаний – лишь конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. За совершение одного административного правонарушения виновному лицу может быть назначено либо основное, либо основное и дополнительное наказание.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133.
  4. Анисимов А. П. Правовой режим территорий с особым эколого-правовым статусом и проблемы его совершенствования / А. П. Анисимов, С. А. Чаркин // Аграрное и земельное право. – 2013. – № 3(99). – С. 4-9.
  5. Бурдина А. А. Административная ответственность за экологические правонарушения / А. А. Бурдина, А. А. Беляева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 71-73.
  6. Пахомова Я. А. Административная ответственность за экологические правонарушения в области охраны окружающей среды / Я. А. Пахомова // Вопросы российской юстиции. – 2021. – № 11. – С. 376-384.
  7. Юнкина О. П. Понятие административного экологического правонарушения / О. П. Юнкина // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. – № 8. – С. 289.