УДК 338.24

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

№42,

Экономические науки

Хоменко Надежда Якубовна


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА; ПЛАНИРОВАНИЕ; ПРОГРАММИРОВАНИЕ; РЕГИОН; STATE PROGRAM; PLANNING; PROGRAMMING; REGION.


Аннотация: В настоящее время государственное и муниципальное управление имеет четкую стратегическую направленность. Стратегическое государственное и муниципальное управление направлено на решение комплекса задач, взаимосвязь которых можно проследить по таким критериям как время, ресурсное обеспечение, прочие параметры. При этом, период реализации стратегического государственного, а также муниципального управления, как правило, превышает один финансовый год. Рост длительности периода стратегического управления приводит к усложнению процесса согласованности планов развития территорий и государства в целом. Таким образом, задача государственной власти состоит в обеспечении взаимосвязи долгосрочных целей развития развития государства с его регионами и муниципальными образованиями. Решение данной задачи обеспечивается посредством применения такого универсального инструмента государственного управления как программно-целевое управление, которое получает фактическое воплощение в форме целевых программ.

Программно-целевой метод – это способ решения крупных и сложных социально-экономических проблем посредством выработки и принятия органами государственного управления системы взаимоувязанных программных мер, которые направлены на достижение определенных целей, связанных с устранением, подавлением, смягчением тех проблем, ради которых они разрабатывались [4, С. 72].

Государственное программирование — основной современный инструмент, который позволяет решить социально-экономические проблемы современного общества [1, С. 49].

В таблице 1 представлены основные подходы к определение государственного программирования.

Таблица 1 – Сущность понятия государственного программирования

 

Автор Подход
Б.А. Райзберг Совокупность намеченных и подлежащих последовательному исполнению задач и действий, которые связаны общностью решаемой проблемы.
С.Д. Ильенкова Конкретные меры по распределению ресурсов с соответствующей последовательностью выполняемых действий, которые относятся к определенной проблеме
Л.Ш. Лозовский Долговременное целевое регулирование экономики, которое предусматривает нет только разработку экономических, но и социальных программ
И.В. Смирнова Специальный метод реализации внутренней государственной политики, предполагающий разработку и реализацию для управления национальной экономики комплекса общехозяйственных программ на основании социально-экономических прогнозов развития территорий
Е.М. Майбурд Один из видов прямого регулирования, в основе которого лежит ориентация на достижение сформулированных на определенный период стратегических целей социально-экономического развития

Источник: [2]

Таким образом, отметим, что государственное программирование является комплексным и системным инструментом государственной политики, позволяющим регулировать и контролировать сложившуюся социально-экономическую обстановку в регионе.

Программно-целевой подход к государственному планированию обладает определенными особенностями:

— использование программно-целевого метода государственного планирования в совокупности с методами стимулирования, способны обеспечить рост заинтересованности участников в реализации программ социально-экономического значения;
— новизна процедуры доведения программных заданий до ее исполнителей. В рамках прочих подходов государственного планирования задачи доводились до исполнителей в виде директивных и административных приказов. Переход на современные экономические механизмы развития изменил данный процесс, позволил трансформировать систему в договорные отношения между органами государственной власти, а также коммерческими организациями, которые и являются основными исполнителями.

Механизм реализации программно-целевого подхода представлен на рисунке 1.


Рисунок 1 – Механизм программно-целевого метода государственного управления

Таким образом, формулу программно-целевого метода можно представить в виде следующей логической цепочки: цели-пути-средства- организация исполнения.

Объединение определений программы и цели образуют целостную категорию – программно-целевая деятельность, которая содержит в себе такие структурные элементы как программно-целевые методы, целевые программы, программно-целевое управление [3, С. 27].

В целом, программно-целевая деятельность – система запланированных и подлежащих осуществлению мер, при реализации которых происходит обеспечение поставленных целей.

Автор З.Б. Лукяненко под государственной программно-целевой деятельностью понимает использование программно-целевого метода планирования развития государства в форме разработки и реализации периодически меняемой и корректируемой совокупности целевых социально-экономических программ, формирующихся согласно с возникшими и обострившимися проблемами общества, такими проблемами, решение которых требует немедленного воздействия, а также концентрации и привлечения дополнительных сил и ресурсов [2, С. 12].

Отметим, программно-целевой метод является одним из действенных методов государственного решения сложных и комплексных задач развития территорий. В основном используется в условиях инерционного режима функционирования, в случае изменения подхода могут привести к ухудшению ситуации [1, С. 85].

Основным признаком программно-целевого метода является существование таких элементов как целеполагание и целеобоснование, которые позволяют ориентировать реализацию мероприятий системы программно-целевого метода на реализацию запланированных целей.

Использование программно-целевых принципов позволяет выделить подходы к решению следующих задач:

— распределение бюджетных средств по стратегическим целям и задачам;
— возможность предоставления услуг, на которые у населения существует реальный спрос;
— контроль издержек, предоставляемых бюджетных услуг, посредством выбора наиболее эффективного способа их предоставления;
— возможность сравнения расходных программ и выбор наиболее эффективной и экономичной в результате оценки ее эффективности;
— увеличение прозрачности и обоснованности бюджетных расходов;
— рост положительного общественного эффекта от реализации запланированных мероприятий;
— смещение акцентов контроля за целевым использованием бюджетных средств на внутреннюю ответственность и эффективность расходов;
— рост ответственности за принимаемые бюджетные расходные решения.

Особенностью программно-целевого метода является наличие в нем определенного описания проблемы, определение ее количественных характеристик.


Список литературы

  1. Белокрылова, О.С. Введение в специальность. Государственное и муниципальное управление. Программа курса. — М.: РГГУ, 2020. — 616 c.
  2. Вирт Н.А. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 352 c.
  3. Добролюбова, Е. И. Методическое пособие по разработке (коррекции) и организации реализации государственных программ / Е.И. Добролюбова. — Москва: Машиностроение, 2019. — 250 c.
  4. Добролюбова, Е. И. Методическое пособие по разработке (коррекции) и организации реализации государственных программ / Е.И. Добролюбова. — Москва: РГГУ, 2022. — 332 c.
  5. Елохов А.М. Стратегическое программно-целевое управление: монография/ А.М. Елохов, Т.А.Елохова, Пермь, 2021. – 376 с.