УДК 342.92

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА

№41,

Юридические науки

Решетняк Мария Владимировна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА; ОСНОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ; НАЗНАЧЕНИЕ; ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО; ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; DEPRIVATION OF A SPECIAL RIGHT; GROUNDS FOR INVOLVEMENT; APPOINTMENT; INDIVIDUAL.


Аннотация:В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с теоретическими взглядами на институт административного наказания в виде лишения специального права, а также исследуются основания и особенности его назначения. Кроме того, раскрывается специфика исполнения административного наказания в виде лишения специального права по административному законодательству.

На сегодняшний день, ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ [1] устанавливается и применяется 10 видов административного наказания, в их числе п. 5 указанной статьи предусматривает такой вид наказания, как лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Лишение специального права – это особый вид административного наказания. Оно занимает важное место в системе административных взысканий и играет большую роль в борьбе с административными правонарушениями [5, С. 119]. Данный вид наказания считается наиболее строгим, в сопоставлении с другими, так как гражданин лишен возможности осуществлять определенную группу прав.

Данное право предоставляется только физическим лицам соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления. На момент совершения административного правонарушения у лица должно уже быть специальное право. Если такое право было предоставлено после его совершения, то лишение специального права применять в качестве наказания нельзя.

Сущность представленного административного наказания заключается в лишении правонарушителя, ранее предоставленного ему, специального права заниматься той или иной определенной деятельностью по причине грубого или систематического нарушения порядка осуществления такого права (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ).

Также, физическое лицо может быть лишено специального права за уклонение от исполнения другого административного наказания, которое было назначено ему на нарушение порядка пользования таким правом, что также предусматривается статьями Особенной части КоАП РФ. Либо причиной лишения права может стать нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом.

Как правило, такое нарушение несет в себе угрозу жизни и здоровью самого нарушителя, окружающих лиц, объектам собственности и природе. Применение такой санкции связывается с ограничением правовой сферы виновного лиц, лишением его на время определенного субъективного права, и отвечает задачам законодательства об административных правонарушениях [6, С. 336].

Назначить административное наказание в виде лишения специального права может только судья. При этом, важно отметить, что срок лишения специального права устанавливается от одного месяца до трех лет. Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается.

Постановление о назначении административного наказания, выносимое по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, должно отвечать требованиям, установленным статьей 29.10 КоАП РФ. В постановлении должны быть указаны необходимые реквизиты: данные судьи, наименование и адрес судебного органа, рассматривающего дело, дата и время. Установленные обязательные требования к содержанию постановления позволяют удостовериться в компетенции судьи, органа, должностного лица, их права на рассмотрение дела. Помимо этого, в постановлении обязательно должна содержаться информация о том, что по данному делу соблюдены сроки давности привлечения к административной ответственности.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность [4, С. 15].

Наличие или отсутствие данных обстоятельств также отображается в постановлении. В постановлении указывается и правовая квалификация совершенного деяния, то есть те нормы законодательства, которые предусматривают административную ответственность за совершение правонарушения. В резолютивной части постановления в обязательном порядке указывается подразделение органа, уполномоченного исполнять административное наказание, назначенное правонарушителю.

Существенным отличием данного административного наказания от других является то, что данная санкция – это совокупность нескольких разновидностей, перечисленных в ст. 32.5 КоАП РФ.

Самым распространенным видом исследуемого административного наказания является лишение права управления транспортным средством, связано это с большим количеством совершаемых административных правонарушений в области дорожного движения. Данная мера является достаточно серьезной и используется исключительно в случаях, когда существует угроза жизни и здоровья других граждан [3, С. 230]. Большинство нарушений, за которые могут лишить водительских прав несут умышленный характер. При этом водитель осознает факт того, что он действует неправомерно и относится к этому безразлично. Тем не менее, нередки ситуации, при которых нарушения носят неосторожный характер – когда водитель не осознает самого факта нарушения, хотя при должном внимании, он обязан был выполнять установленные правила.

В соответствии с п. 3 ст. 3.8 КоАП РФ, недопустимо применять такую санкцию, как лишение права управления транспортными средствами, к лицам с инвалидностью. Однако, существует ряд ограничений и для этой группы лиц, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 КоАП РФ. Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел (ГИБДД МВД РФ).

Допуск к управлению самоходными машинами осуществляется в соответствии с установленными категориями самоходных машин. Лишение права управления транспортным средством определенного вида означает, что субъект административной ответственности одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, т. е. и права управления трактором, самоходной машиной — всеми видами транспортных средств. Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники.

Административное наказание в виде лишения права управления судном предусмотрено за отдельные нарушения правил безопасности эксплуатации воздушных судов и правил плавания судов на морском и внутреннем водном транспорте, а также маломерных судов. Постановление судьи о лишении права управления судном (в том числе маломерным) исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами (в том числе маломерными).

Лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Под указанными средствами и устройствами понимаются технические средства, оборудование или приборы, упомянутые соответственно в примечаниях 1 и 2 к ст. 13.3 КоАП РФ [7, С. 36]. Постановление судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за связью.

Лишение специального права также применяется к лишению права осуществлять охоту. Нарушением правил охоты признается охота, осуществляемая лицом, не обладающим правом на охоту либо не отвечающим иным, установленным законом требованиям. Целью ст. 8.37 КоАП РФ является непосредственно защита и охрана объектов животного мира, который является важным элементом окружающей среды при использовании животного мира (в том числе при осуществлении охоты). Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 КоАП РФ. Постановление судьи о лишении права осуществлять охоту исполняется должностными лицами органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания.

28 декабря 2010 года Федеральным законом N 398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия» [2] была введена еще одна разновидность лишения специального права – лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему. Право, предоставляемое гражданину на совершение определенных действий с оружием подтверждается соответствующим разрешительным документом (лицензией, разрешением), который выдается органами внутренних дел. Следовательно, изъятие и аннулирование указанных документов в установленном законом порядке является, по сути, лишением ранее предоставленного гражданину специального права. Постановление судьи о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему исполняется должностными лицами органов внутренних дел.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что анализируемый вид административного взыскания направлен на предотвращение создания угрозы жизни и здоровья физических лиц, объектов собственности. Оперативное, полное, неукоснительное и законное исполнение административного наказания в виде лишения специального права играет важную роль в общественной жизни, так как без исполнения назначенных наказаний административное законодательство не может эффективно решать задачи, закрепленные за этой отраслью права. Применение указанной санкции напрямую зависит от самого физического лица по той причине, что по его воле совершается правонарушение.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. N 1 ст. 10.
  3. Думаревская С. В. Проблемы правового регулирования лишения специального права как меры административного наказания / С. В. Думаревская, В. В. Дюкарев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 229-231.
  4. Козицкая А. В. Проблемы назначения административного наказания в виде лишения специального права / А. В. Козицкая // Образование и наука в России и за рубежом. – 2020. – № 7(71). – С. 14-19.
  5. Ловля Д. Ю. Основания назначения наказания в виде лишения специального права / Д. Ю. Ловля. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 118-121.
  6. Смолиенко А. А. Лишение специального права как один из видов административного наказания / А. А. Смолиенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 335-337.
  7. Якимов А. Ю. Установление и применение административного наказания в виде лишения специального права (разновидности данного наказания и их особенности) / А. Ю. Якимов // Административное право и процесс. – 2015. – № 6. – С. 32-40.