УДК 34

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

№41,

Юридические науки

Гончарова Ольга Александровна


Ключевые слова: ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО; ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА; НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; TRAFFIC RULES; VEHICLE; VEHICLE OPERATION; VIOLATION OF TRAFFIC RULES; CRIMINAL LIABILITY.


Аннотация: В статье автор предпринял попытку провести анализ проблем уголовной ответственности за преступления, нарушающие правила дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств. По мнению автора, существующие проблемы нуждаются в разрешении.

На сегодняшний день среди правоведов вызывает повышенной интерес положения ст.264 УК РФ. Во многом это обусловлено тем, что отмечается рост указанной категории противоправных деяний. При этом, как указывают исследователи, существуют некоторые основные факторы, которые так или иначе отражаются на безопасности дорожного движения:

— человеческий фактор:
— фактор, который связан с самим транспортным средством;
— факторы, касающиеся дорожной обстановки и внешней среды.

Дорожное движение стоит рассматривать с позиции системы, которая состоит из важных элементов: самого человека, транспортного средства, дороги. Все указанные элементы тесно взаимосвязаны друг с другом, а соответственно им присуща и определенная целостность. И именно человек (водитель) в указанной связке элементов играет первоочередную роль. Именно водитель осуществляет деятельность с учетом существующих факторов риска [3, С.41].

Несмотря на то, что сегодня со стороны государства разработана значительная нормативно-правовая база, касающаяся безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также различные средства, позволяющие реализовывать направления транспортной политики, рост противоправных деяний по ст.264 УК РФ так и остается на достаточно высоком уровне.

Серьезной проблемой является то, что в ст.264 УК РФ детально не указаны возможные варианты уголовного наказания за преступления в области нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Например, в ч.5 ст.264 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. В тоже время в ч.5 ст.264 УК РФ не представлена какая-то градация назначения наказания в зависимости от формы вины (небрежность или легкомыслие). Как показывает судебная практика, решения, принимаемые судами по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями, далеко не всегда носят объективный характер. Именно поэтому рационально было бы предусмотреть в ст.264 УК РФ определенную дифференциацию наказания в зависимости от формы вины (небрежность или легкомыслие) [2, С.7].

Помимо этого, спорным является вопрос и относительно возможности совершения деяния, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ лицом в состоянии алкогольного опьянения, повлекшего по неосторожности смерть человека (ч.5 ст.264 УК РФ). Лицо, которое допущено к управлению транспортным средством, должно понимать недопустимость употребления алкогольных напитков, наркотических средств при вождении транспортного средства, так как это существенно повышает вероятность наступления дорожно-транспортного происшествия. Получается, что управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, по сути, является выбором человека, который он делает осознанно. При таких обстоятельствах лицо просто не может ни понимать риск наступления ДТП. Поэтому вполне очевидно, что управление транспортным средством в состояние алкогольного опьянения и наступление ДТП просто не должно относиться к противоправным деяниям, которые совершаются по неосторожности. Данное преступление является именно осознанным и обусловлено пренебрежением со стороны водителя установленных законодательных правил дорожного движения [4, с.150].

Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что сегодня есть необходимость конкретизации положений ст.264 УК РФ. Такого рода изменения позволят в лучшую сторону изменить ситуацию на дорогах. Ужесточение уголовной ответственности за преступления, нарушающие правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств – это необходимая мера, которая позволит повысить степень ответственности водителей на дороге.


Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  2. Аюпова Г.Ш., Макеева И.С. Особенности квалификации нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, обусловленные признаками предмета // Уголовное право. 2019. N 1. С. 4 — 8.
  3. Дворников А.А. Проблемы уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения // Уголовное право. 2017. N 2. С. 39 — 46.
  4. Кострова М.Б. Парадоксы российской уголовной политики усиления ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения // Lex russica. 2017. N 7. С. 137 — 150.