УДК 504.06

МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В РЕГИОНЕ

№41,

Экономические науки

Девятаев Виталий Викторович


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА; РЕГИОН; ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ECOLOGICAL LAW; ECOLOGICAL PROTECTION; REGION; ENVIRONMENTAL PROTECTION.


Аннотация:Современная юридическая литература предлагает различные варианты определения понятия управления охраной окружающей природной среды, однако, вместе с тем, еще до настоящего времени недостаточно разработан действующий правовой механизм управления окружающей средой в целом.

В сфере экологического права и охраны природной окружающей среды государство реализует управление по следующим видам деятельности:

— правотворческая — государством разрабатываются и принимаются нормы и правила, которые регулируют различные правоотношения в сфере охраны природной среды;
— правоприменительная – реализация прав на практике, государственные федеральные и региональные органы одновременно являются также еще и субъектами правоотношений в области экологического права, то есть выступают в роли участников определенных мероприятий по охране природной среды, либо реализуют мероприятия по контролю за их проведением;
— юрисдикционная – в пределах собственных полномочий органы власти имеют право давать указания субъектам экологических правоотношений, могут влиять на возникновение, внесение изменений в такие правоотношения. Правомочия государства включают в себя возможность и обязанность реализовывать действия, которые направлены на охрану окружающей среды. Основным признаком, который определяет данное положение, является соблюдение экологических прав юридических и физических лиц в государстве.

Под механизмом государственного управления охраной окружающей среды понимается комплекс мер, который направлен на охрану окружающей среды, в том числе на создание удовлетворительных условий жизни общества на определенной территории.

В зависимости от области применения и способу регулирования эти меры делятся на:

— организационные – компетентные государственные органы реализуют работу общественных институтов для охраны природной окружающей среды, а также самостоятельно участвуют в определенных природоохранных мероприятиях;
— правовые – государственные органы создают специальную правовую базу для реализации своей деятельности по охране окружающей среды посредством принятия систематизированного комплекса нормативно-правовых актов;
— экономические- реализация бюджетного финансирования мероприятий в области охраны окружающей среды, а также создание рычагов экономического стимулирования общества в государстве.

Таким образом, в настоящее время для реализации основ экологического механизма используют три типа основных мер – экономические, правовые, организационные.

Также в механизме охраны окружающей среды выделяют отдельные группы, имеющие следующие виды:

— управленческая – имеет в своей структуре систему органов власти, необходимые инструменты для реализации властных полномочий. Посредством данной группы государство не только предписывает основные правила поведения субъектов экологических правоотношений, но и одновременно участвует в определенных мероприятиях по охране окружающей среды;
— экономико-юридическая – включат комплекс мер экономического стимулирования охраны окружающей среды, основывается на законодательном регулировании. В данном случае государство оказывает прямую либо косвенную помощь субъектам, которые занимаются охраной окружающей среды: реализует финансирование таких мероприятий, внедряет денежные санкции за ущерб, который был причинен природной среде;
— правовая – предусматривает наличие правил и норм, которые являются обязательными к применению всеми субъектами экологических отношений, также в данной группе предусмотрены рычаги ответственности за их несоблюдение в виде штрафов, санкций, прочих возмещений осуществленного вреда. В данной группе только у государства есть право на принятие общеобязательных норм права;
— группа особой охраны – разрабатывается комплекс определенных мероприятий по специальной защите окружающей среды для специальных территорий;
— идеологическая группа – реализуется посредством проведения мероприятий по воспитанию, просвещению, обучению и повышению уровня экологической образованности общества. В данной группе государство является организатором, так как идеологические мероприятия реализовывать может различные субъекты правоотношений;
— международно-правовая — органы власти в области охраны окружающей среды работают в тесном сотрудничестве с различными международными институтами, подчиняются единым нормам международного права, участвуют в совместных решениях глобальных проблем по охране окружающей среды.

Итак, механизм по охране окружающей среды имеет сложную структуру, которая состоит из следующих элементов: управленческой, экономической, правовой, группы особой охраны, идеологической, международной.

В целом, экологическое право – это особая отрасль права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природной окружающей среды с целью ее сохранения и улучшения в интересах настоящего и будущего общества.

Предметом экологического права являются экологические отношения в области охраны и улучшения окружающей среды, предупреждения, а также устранения последствий негативного воздействия на нее хозяйственной и прочей деятельности.

Систему источников экологического права в России образуют: Конституция РФ, федеративные договоры, международные договоры РФ, общепризнанные нормы международного права, федеральные законы, нормативные указы и распоряжения Президента РФ, нормативные постановления правительства РФ, Конституции и нормативно-правовое обеспечение субъектов РФ, нормативно-правовое акты органов местного самоуправления.

В саму систему правовой охраны окружающей среды, непосредственно включены следующие группы юридических мероприятий:

— регулирование отношений в области использования, сохранения и восстановления природных ресурсов;
— организация обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение мер по проведению охраны окружающей среды;
— реализация контрольных мероприятий по выполнению требований охраны окружающей среды;
— юридическая ответственность за содеянные правонарушения.

Объектом правовой охраны окружающей среды выступает объективная, существующая вне общества и независимо от его сознания реальность, которая является местом обитания, условием и средством его существования.

При этом, общая совокупность природоохранных норм и правил, которая объединена общностью объекта, предметов, принципов, целей правовой охраны образует экологическое законодательство по защите природной среды в РФ.

Государственная политика в области охраны окружающей среды базируется на следующих принципах:

— устойчивое развитие – предусматривает равное внимание к экологической, экономической и социальной составляющим, принципиальное признание невозможности дальнейшего развития общества при деградации окружающей среды;
— приоритетность – обеспечение жизнеобеспечивающих функций биосферы в отношении к прямому использованию ее ресурсов;
— справедливость — равное использование доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
— предотвращение негативных экологических катастроф в результате хозяйственной деятельности человека, учет отдаленных последствий;
— отказ от хозяйственных проектов, которые связаны с влиянием на природные системы, в особенности непредсказуемости итогов их реализации;
— платность — природопользование на платной основе, возмещение населению ущерба, который был причинен в результате нарушения экологического законодательства;
— открытость экологической информации;
— участие общественности в обсуждении, принятии и реализации решений в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Таким образом, представленные принципы закрепляют основы нормативно-правового регулирования охраной окружающей среды в государстве, как на федеральном уровне, так на территориях субъектов государства.

Рассмотрим основные нормативно-правовое акты, составляющие экологическое законодательство.

Конституционные нормы являются основой всего экологического законодательства. В ее структуре выделяют две группы норм:

— общие, которые регулируют экологические отношения опосредовано;
— специальные, которые непосредственно регулируют экологические отношения.

К специальной группе относятся такие статьи, в частности ч.1 ст.9 Конституции, в которой утверждено то, что земля и природные ресурсы используются и охраняются в нашем государстве, как основа жизни и деятельности общества, которое проживает на соответствующей территории. Ч.2 ст. 9 Конституции РФ устанавливает многообразие форм собственности на землю и другие ресурсы, статья 42 закрепляет основные экологические права человека и гражданина, ст. 58 закрепляет экологические обязанности общества пред окружающей средой.

Вторая группа относится к экологическому праву более опосредовано и регулирует правоотношения в области человека и его свободах, о правах каждого на судебную защиту, о признании различных форм собственности.

Таким образом, в Конституции РФ прописаны основы экологического законодательства, на которых основываются все норматив-правовое обеспечение экологического права.

Также одним из важнейших источников права в РФ является Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10. 01. 2002 №7-ФЗ. Закон включает в себя 16 глав и регулирует взаимоотношения в сфере взаимодействия природы и общества, которые возникают при осуществлении последним финансово-хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду. Данный закон является специальным источником права и определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, которые обеспечивают сбалансированные решения основных социально-экономических задач, а также сохранение окружающей среды, природных ресурсов, биоразнообразия с целью удовлетворения потребностей всего общества.

Кроме данного федерального закона большое значение в экологическом регулировании имеют такие федеральные законы, как «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об отходах производства и потребления». К основным экологическим законам относят Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, ФЗ «О животном мире».

Также большое значение имеют экологизированные законы, в которых наравне с нормами других отраслей права, содержатся экологические нормы – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Градостроительный кодекс РФ.

Основными Указами Президента РФ в области экологии являются: указ «О стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года», указ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности», указ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Примерами правительственных актов — источников экологического права являются постановления «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды», положение «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» и прочие.

Министерства и ведомства в пределах своих полномочий издают общеобязательные нормы и методические рекомендации, которые также являются источниками экологического права. Такие акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений.

Нормотворчество субъектов РФ в области охраны окружающей среды основано на ст. 72 Конституции РФ, согласно которой обеспечение экологической безопасности отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. В целом, нормативно-правовое обеспечение осуществляется органами, как законодательной, так и исполнительной ветвей власти субъектов.

Субъекты РФ реализуют собственное правовое регулирование охраны окружающей среды с учетом политических, экономических, социальных, экологических и исторических особенностей региона. Нормативные акты принимаются в виде конституций, уставов, кодексов законов, указов, а также постановлений и распоряжений.


Список литературы

  1. Данилов-Данильян, В. И. Экология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Митина, Б. М. Малашенков; под ред. В. И. Данилова-Данильяна. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 363 с.
  2. Демичев А.А., Грачева О.С. Экологическое право: учебник. М.: Прометей, 2019. 348 с.
  3. Дубовик, О. Л. Экологическое право / О.Л. Дубовик. — М.: Проспект, ТК Велби, 2018. — 231 c.
  4. Ерофеев, Б. В. Экологическое право / Б.В. Ерофеев. — М.: Форум, 2018. — 271 c.
  5. Измалкова С.А. Экологический менеджмент: учебное пособие для высшего профессионального образования / С.А. Измалкова, И.Л. Авдеева, Т.А. Головина, С.С. Бахтина, Л.В. Парахина. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК», 2022. – 164 с.