УДК 504.06

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ

№41,

Экономические науки

Девятаев Виталий Викторович


Ключевые слова: ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; СИСТЕМА; МЕХАНИЗМ; СТРУКТУРА ОРГАНОВ КОНТРОЛЯ; ENVIRONMENTAL PROTECTION; SYSTEM; STRUCTURE OF CONTROL BODIES; MECHANISM.


Аннотация: Общество и государство реализуют свои цели и властные полномочия посредством совокупности государственных и муниципальных органов, которые, в свою очередь, имеют свои задачи, осуществляют свою деятельность согласно предметам своего ведения, наделены властными полномочиями и исполняют различные функции согласно действующему законодательству.

Система органов управления в области охраны природной окружающей среды представляет собой совокупность органов, организаций, учреждений, у которых имеются однородные задачи, они наделены конкретными компетенциями, занимают определенное место и имеют связи в политической структуре, направляют свои полномочия и усилия на реализацию основных управленческих функций.

Данная система по своему статусу состоит из двух подсистем – общей и специальной частей управления, по масштабам своей деятельности – федеральной и территориальной.

Так, к органам общего управления относят: Президента РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, рисунок 1.


Рисунок 1 – Структура органов общего экологического управления РФ

Компетенция этих органов определена в Конституции РФ, а также в конституциях субъектов РФ, в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых содержаться специальные главы о наделении полномочий соответствующих органов и учреждений.

Деятельность Президента РФ и Правительства РФ в сфере экологического контроля за охраной окружающей среды заключена на определении и реализации основ экологической политики в целом, а также в области охраны окружающей среды, нормотворчестве в данных областях, стратегическом и тактическом планировании, определении приоритетных задач охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, общем управлении природопользования, контроле за их исполнением. В особых случаях при определенных обстоятельствах данные органы наделяются иными функциями – заключение концессионных договоров по разработке определенных видов ресурсов от имени государства, объявлении определенной территории государства зоной чрезвычайной экологической ситуации. В зависимости от масштабов деятельности подобные функции выполняют и региональные государственные власти.

Кроме экологической функции органы общей компетенции осуществляют также и прочие задачи, такие как: развитие социально-экономических отношений в государстве, оборона, космическая деятельность, культура и образование.

При этом автор А.В. Матвеев компетенцию органов общего экологического управления делит на следующие группы:

— определение основных направлений экологической политики государства, утверждение особых экологических программ развития, установление правовых основ управления защиты окружающей среды;
— планирование и финансирование, а также материально-техническое обеспечение экологических программ развития, координация этапов их реализации;
— оценка и учет природных ресурсов, прогнозирование состояния окружающей среды, регулирование и ведение кадастра природных ресурсов, проведение мониторинга природной среды;
— утверждение нормативов вредных выбросов и воздействий, и соответствующих платежей за них, выдача разрешений на природопользование, формирование и расходование экологических фондов;
— государственный экологический контроль, экспертиза, решения об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности, привлечение к административной, либо уголовной ответственности за совершение экологических преступлений;
— реализация заповедного дела охрана памятников природы, экологической воспитание, образование;
— международное сотрудничество.

Представленные компетенции должны решать все управленческие структуры общей направленности, основное разграничение должно происходить только по двум основным направлениям: пространственному и ресурсному. Согласно перовому подходу, исполнительные органы власти осуществляют представленные полномочия в масштабах всего государства, при этом органы субъектов Федерации реализуют свои полномочия в границах административно-территориального деления государства. Согласно второго подхода, в рамках одной и той же территории могут находится ресурсы различного значение – республиканского, краевого, областного, муниципального, либо представляющие федеральную собственность. Это и определяет объем предоставленных полномочий.

Также существует разграничение полномочий в области охраны окружающей среды между представительными и исполнительными органами власти, оно основывается на конституционном разделении властей.

Представительные органы решают общие вопросы, которые не требуют исполнительно-распорядительных действий, согласно ст.5 7-ФЗ «О охране окружающей среды» к компетенции представительных органов относятся:

— определение направлений экологической политики;
— утверждение экологических программ развития;
— определение правовых основ регулирования экологических отношений;
— определение полномочий в области охраны окружающей среды и порядка организации и деятельности органов управления в данной области;
— установление чрезвычайных зон по экологической ситуации на территории.

В компетенцию представительных органов республик входят:

— утверждение программ развития экологии на территории субъекта;
— создание экологических фондов, определение порядка предоставления земель;
— объявление на территории субъекта объектов памятниками природы;
— принятие решений об образовании и работе природоохранной инспекции.

Таким образом, органы общего экологического управления являются основанием для дальнейшей работы органов специальной компетенции.

Органы специальной компетенции реализуют непосредственное решение задач в области охраны окружающей среды. Подсистема органов специального экологического управления охраной окружающей среды имеет более сложную структуру. В ее структуре находятся разнообразные федеральные и региональные органы исполнительной власти, специально уполномоченные Президентом РФ или Правительством РФ органы, осуществляющие экологическое управление в данной сфере, рисунок 2.

По мнению автора В.В.Петрова органы специальной компетенции необходимо разделить на три основные группы:

— комплексные – такие органы, которые исполняют природоохранные задачи или блок таких задач;
— отраслевые – такие органы, которые реализуют свое управление над отдельными видами природных ресурсов;
— функциональные – такие органы, которые исполняют одну или несколько близких по смыслу функций соотношению ко всем видам природных ресурсов.


Рисунок 2 – Структура органов специальной компетенции

К комплексным органам управления относятся: Госкомэкологии, Госкомсанэпидемнадзор, МЧС России, Министерство природных ресурсов РФ.

Отраслевые уполномоченные органы включают: Госкомзем, Рослесхоз, Госкомрыболовство, Минсельхоз РФ.

К функциональным или региональным органам относят: Госатомнадзор, Госгортехнадзор, Государственный таможенный комитет, МВД России.

Например, основными функциями Госкомэкологии является комплексное выполнение контрольно-инспекционных функций, координация мероприятий по охране природных объектов, регулирование природопользования, руководство и организация контрольно-инспекционной деятельности, разрешительная деятельность, информационная деятельность, руководство охранной природно-заповедного фонда; организация экологического образования и воспитания. Свои полномочия Госкомэкологии реализует посредством системы территориальных органов, созданных по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме специально уполномоченных органов государства для управления по защите окружающей среды существуют и такие, которые в процессе исполнение своих специфических задач одновременно реализуют вопросы и специальных органов, к ним относят:

— министерство экономики – решает задачи по формированию стратегии развития государства, размещению производственных сил, разработке направлений инвестиционной политики;
— госстандарт – разрабатывает и утверждает государственные стандарты по защите окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, следит за правильностью учета экологических требований;
— роскартография – выполняет экологическое картографирование, мониторинг окружающей среды, взаимодействует по вопросам ведения природоресурсных катастроф, составляет земельный кадастр, природный кадастр по недрам.

Таким образом, комплексный подход различных министерств и организаций позволяет реализовать системное осуществление охраны окружающей среды, как в регионе, так и в государстве.


Список литературы

  1. Демичев А.А., Грачева О.С. Экологическое право: учебник. М.: Прометей, 2019. 348 с.
  2. Дубовик, О. Л. Экологическое право / О.Л. Дубовик. — М.: Проспект, ТК Велби, 2018. — 231 c.
  3. Ерофеев, Б. В. Экологическое право / Б.В. Ерофеев. — М.: Форум, 2018. — 271 c.
  4. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников, В.И. Звонников. — М.: Инфра-М, 2021. — 368 c.
  5. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. — М.: Инфра-М, 2022. — 222 c.