УДК 342.9

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ВИДЕ НЕИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ

№41,

Юридические науки

Максимова Виктория Игоревна


Ключевые слова: ПРОИЗВОДСТВО; ОХРАНА СОБСТВЕННОСТИ; СТАДИИ; ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ; PRODUCTION; PROTECTION OF PROPERTY; STAGES; OFFENSE; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; PROCEDURAL ACTIONS.


Аннотация: В научной публикации автором проанализированы особенности производства по делам об административных правонарушениях в виде неисполнения требований законодательства в области охраны собственности. Делается вывод о том, что стадии производства объединены общей целью – привлечение виновного лица к административной ответственности за правонарушение, связанное с неисполнением требований законодательства в области охраны собственности.

Производство по делам об административных правонарушениях в области охраны собственности происходит при четком соблюдении процессуальных действий на каждой из выделенных законодателем стадий производства [3, с. 178].

Важным в данном аспекте является завершенность каждой стадии, без чего невозможен переход к последующей. Это заключается в принятии соответствующего акта по завершении каждой из стадии, в зависимости от особенностей определяется круг участников, а также документы, обладающие процессуальным характерном, необходимы для того, чтобы конкретная стадия была завершена.

Следует различать такие стадии производства по делам об административных правонарушениях, в том числе в области охраны собственности:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении. Указанная стадия строго регламентирована законодателем и определен весь ее механизм и порядок действий, соблюдение которых является обязательным для всех участников, в том числе при производстве по административному правонарушению в области охраны собственности (Глава 28 КоАП РФ [1]).

И хотя в целом можно отметить, то этапы указанной стадии, в отличие от иных стадий, которые следуют далее, не обладает четким различием, тем не менее законодательно закреплены, следовательно, обязательно их соблюдение [5, с. 209].

Стадия возбуждения производства по делу об административном правонарушении, совершенном в сфере охраны собственности, связана с общим правилом, которое гласит, что происходит это в момент обнаружения совершенного правонарушения компетентным субъектом, который уполномочен законодателем составлять процессуальные документы по выявленным фактам. Также момент возбуждения производства по делу связывают и с поступлением материалом дела, заявлений уполномоченным лицам, которые законодателем поименованы в Общей части КоАП РФ.

2. Далее следует следующая стадия. Она именуется стадией рассмотрения. В частности, дело об административном правонарушении в сфере охраны собственности рассматривает компетентный на то орган (что регламентировано гл. 29 КоАП РФ), а далее принимает определенное по делу решение. Данная стадия производства также включает определенные важные этапы.

Так, для того, чтобы четко соблюдены все принципы производства и в дальнейшем ответственности за правонарушения в области охраны собственности, необходимо:

— в первую очередь необходима основательная подготовка к непосредственному рассмотрению дела;
— затем первоочередную важность также составляет необходимость анализа все обстоятельств по отдельно взятому делу, с елью дальнейшей их правовой оценки;
— в результате происходит принятие решения (постановления) по делу, а также его оформление. Ведь неправильно оформленное постановление может быть попросту оспорено, в случае, если были допущены при его оформлении ошибки. Так, оспаривание нормативно-правового акта не основывается на защите субъективных прав заинтересованных лиц. Такой акт признается неконституционным, то есть противоречащим законодательству Российской Федерации, вследствие этого он утрачивает свою юридическую силу, что влечет за собой недопустимость применения, изменения или отмены акта соответствующим органом власти.

Предметом спора выступает признание нормативно-правового акта незаконным, несмотря на то, что в заявлениях заинтересованных лиц содержатся факты нарушения определенных прав, вследствие применения оспариваемого акта. Указанное можно формулировать иначе: лицо, совершившее фактически административное правонарушение в сфере охраны собственности не будет подвергнуто наказанию, лицо будут существенно затянуты сроки лишь в связи с тем, что при оформлении решения (постановления) по делу были допущены конкретные ошибки.

Именно поэтому данный этап, а также все указанные имеют особую значимость для их соблюдения и соблюдения принципов производства.

— далее важным моментом является то, чтобы до сведения участников административного производства было доведено принятое решение.

3. Следующая стадия производства по делу об административном правонарушении – это пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ). Следует указать на наличие следующих этапов указанной стадии:

— обжалование, опротестование постановления;
— подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;
— рассмотрение жалобы (протеста);
— решение по жалобе (протесту) и его оглашение;
— пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.

Постановление, принятое в результате осуществления административного производства, может быть пересмотрено по протесту прокурора, что предусмотрено ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [2].

Таким образом, пересмотр постановления может быть результатом протеста прокурора.

4. Следующей является такая важная стадия для производства по делам о правонарушениях в области охраны собственности, как исполнение постановления, регламентированная гл. 31 КоАП РФ.

Она также включает определенные последовательные этапы, соблюдение которых является достаточно важным, ведь соответствует установленным принципам производства.

А именно, одним из таковых этапов является обращение к исполнению постановления.

Также, важно, чтобы установленное постановлением (решением) наказание было реально исполнено.

В этом связи отметим, что совершив правонарушение в области охраны собственности лицо должно понести соответствующее наказание, в противном случае, это приведет к тому, что правонарушение будет совершаться повторно многократно, собственность (имущество) лиц будет страдать, в том числе как и их законные права, а виновное лицо будет безнаказанным, что серьезно может «развязать» ему руки, и привести к тому, что будут совершаться уже преступления.

После того, как постановление (решение) было исполнено, производство по делу должно быть окончено.

5. Следующей важной стадией является пересмотр решения по административному делу.

Указанная стадия обладает определенной спецификой. Являясь факультативной и предусмотренной законодательством, обладает характерными отличиями он предшествующих стадий.

Отметим, значимой факт, что возможность данной стадии обусловлена возникшей у субъектов, которым было адресовано решение по делу, необходимости обжалования решения. Основания могут обладать материальным и процессуальным характером [4, с. 201].

В данном аспекте опять вернемся к такой стадии, как рассмотрение дело, и оговоренной нами важности четкого соблюдения всех этапов, соблюдения установленных принципов.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1 КоАП РФ: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела; разрешение его в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В завершении отметим, что проведенный анализ свидетельствует о значимости всех установленных законодателем стадий при осуществлении производства по делу об административном правонарушении в области охраны собственности.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Российская газета. № 229. 25.11.1995.
  3. Административное право России: учебник / ред. В.Я. Кикоть, И.Ш. Килясханов, П.И. Кононов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити, 2015. 760 с.
  4. Братановский С.Н. Административное право: учебник / С.Н. Братановский, А.А. Мамедов. – Москва : Юнити, 2015. 499 с.
  5. Стахов А.И. Административное право России: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А.И. Стахов, П.И. Кононов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. 685 с.