УДК 34

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

№41,

Юридические науки

Лобода Виктория Витальевна


Ключевые слова: МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ; РЕАЛИЗАЦИЯ; ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ; НАСЕЛЕНИЕ; MUNICIPAL PROPERTY; MANAGEMENT OF MUNICIPAL PROPERTY; IMPLEMENTATION; LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES; POPULATION.


Аннотация: В данной статье автором проанализирована специфика управления муниципальной собственностью, при рассмотрении учтены особенности ее использования, экономический результат вследствие применений и изменений способов управления муниципальной собственностью. Рассматривается роль объектов муниципальной собственности в развитии муниципалитета, правовое регулирование и реализация полномочий органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственности.

Несомненно, право собственности – это основа всех социально-экономических обществ. Является одним из индикаторов развития социально-экономической системы, от регулирования которого зависит финансовое состояние всего государства.

Развитие и образование государственной собственности в России имеет богатый исторический опыт, а ее исследование несет огромную социально-экономическую ценность для современников в настоящее время, так как еще в дореволюционной России началось закладывания современных основ муниципальной собственности.

Одной из экономических основ местного самоуправления является муниципальная собственность. Непосредственно создание института муниципальной собственности произошло в 1993 году с институционализацией его в Конституции РФ [1].

Посредством закрепления в Конституции РФ основных положений муниципальной собственности, муниципальные органы власти получили права на самостоятельное управление данным видом собственности.

Муниципальная собственность как ранее, так и сейчас играет важную роль в организации местного самоуправления, в решении вопросов местного значения, а также в обеспечении всех потребностей местного населения, возникающих в процессе жизнедеятельности [5, С. 9].

В ч. 2 ст. 8 Конституции РФ содержится указание на то, что муниципальная форма собственности признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности. Кроме того, в ч. 1. ст. 130 Конституции РФ сказано, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Управляют же ею, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления, причем делают они это самостоятельно.

Наделенные властью, органы местного самоуправления являются основными распорядителями муниципальной собственностью, которая включает местные финансы, имущество, различные муниципальные организации, земли муниципалитета, прочие природные ресурсы, которые находятся на территории муниципального образования. Цель управления такой собственностью в основном зависит от стратегических целей и миссии развития муниципального образования.

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 215 [2] определяет муниципальную собственность как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

А.В. Леви муниципальную собственность определяет «как систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы» [7, С. 58].

Таким образом, специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые имеют как одно целевое назначение, так как созданы для решения вопросов сугубо местного, социального назначения, так и обладают многофункциональностью, поскольку оказываются задействованы в решении широкого круга местных вопросов, в частности участвуют в обеспечении доходов местного бюджета, в укреплении социальной инфраструктуры территории, в развитии инженерной инфраструктуры муниципального образования, в стимулировании развитии малого бизнеса, создании и укреплении рыночной конъюнктуры.

Значительная часть муниципального имущества представляет собой материальную основу предоставления социальных услуг, оплачиваемых не самим населением, а местными бюджетами и поэтому не приносящих дохода муниципальным образованиям, следовательно, в экономическом смысле эта собственность не может рассматриваться доходной базой местного самоуправления. Однако в муниципальных образованиях, где величина доходов от использования муниципального имущества высока, имеет смысл не ликвидировать имущество, а, наоборот, повышать эффективность его использования.

Муниципальная собственность включает в себя широкую сеть объектов как хозяйственного, так и социально-бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой территориальной воспроизводственной системы. От уровня развития муниципальной собственности, а также эффективности использования ее составляющих и всей системы в целом во многом зависит качество жизни населения.

Порядок образования, владения, пользования и распоряжения закреплен в Гражданском кодексе Российской Федерации и федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] и в других законах и нормативно-правовых актах.

Необходимо отметить, что основной целью управления муниципальной собственностью на территории муниципального образования является удовлетворение потребностей и интересов, проживающего на данной территории общества.

Процесс управления муниципальной собственностью делится на следующие этапы: формирование, использование, сохранение, обеспечение сохранности, дальнейшее воспроизводство.

Процесс управления муниципальной собственностью – это сложный и многогранный процесс организации деятельности органов местного самоуправления, который направлен на максимальное удовлетворение потребностей и интересов общества, проживающего на территории муниципального образования, реализуемый в рамках действующего законодательства посредством формирования, использования, учета, обеспечения сохранности и воспроизводства муниципальной собственности.

С целью повышения эффективности результатов управления в настоящее время в некоторых субъектах нашего государства приняты специальные законы о проведении местных референдумов, позволяющие населению муниципального образования реализовывать непосредственно права по управлению муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность, прежде всего, обязывает к достижению общего блага, удовлетворению потребностей частных лиц за счет государственного и муниципального имущества, и лишь для этого органы власти в необходимых пределах наделяются компетенцией на реализацию правомочий собственника [4, С. 719]. В результате рассматриваемые правомочия и обязанности трансформируются в полномочия публичной администрации, осуществляющей деятельность по имущественному обеспечению муниципальных функций.

Н. А. Модин [8, С. 25] предлагает признать население соответствующего муниципального образования субъектом гражданского права в силу закона, руководствуясь при этом положениями ст. 8 ГК РФ, определяющей основания возникновения гражданских прав и обязанностей. С целью реализации такого законодательного признания населению необходимо придать статус муниципальной организации, при наличии которого оно сможет участвовать в гражданских правоотношениях.

Итак, муниципальная собственность является финансово-экономическим выражением исполнительной власти органов местного самоуправления, которое расположено в границах определенной территории, кроме этого также выступает и самим объектом управления. Именно для управления муниципальной собственностью и создаются органы местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, а также на внутригородских территориях городов федерального значения. Которые являются муниципальными образованиями, а также субъектами права муниципальной собственности.

Проведенный анализ позволил выделить следующие особенности муниципального образования как особого участника гражданских отношений, который реализует свои права согласно требованиям законодательства, а также наделен статусом субъекта гражданского права, обладает правом собственности, которое за ним закреплено законодательском, реализует свои полномочия в пределах собственной компетенции и в пределах определенной муниципальной территории, методами и средствами, установленными законодательством в императивном порядке. Отметим также, что обладание субъективными правами для управления муниципальной собственностью на правах полного владения и распоряжения ее не является достаточным качеством, для того, чтобы органы местной власти считались собственниками данного имущества.

Местные органы самоуправления не способны самостоятельно приобретать и реализовывать гражданские права, и соответственно, не способны создавать и исполнять подобные обязательства. Представители муниципальных органов управления могут лишь выражать волю, проживающего на данной территории сообщества с помощью реализации основных функций органов местного самоуправления и различных муниципальных юридических организаций. Осуществление основных гражданских прав и обязанностей зависит от способности такого лица к формированию и способности проявления воли. Поэтому, в законодательстве, при признании муниципального образования субъектом гражданских правоотношений, и имелось в виду способность местных органов самоуправления к принятию волевых решений, конкретнее, волевых решений местной общины, проживающей на данной территории [6, С. 733].

Можно сделать вывод о том, что органы местного самоуправления являются непосредственными распорядителями объектами муниципальной собственности, что определено в принципе самостоятельности управления муниципальной собственностью. Данное положение закреплено не только в Конституции РФ (ст. 130), но и дополнительно ст. 132, которая устанавливает тот факт, что местные власти могут самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью. Тем самым, Конституция РФ гарантирует невмешательство в данный процесс управления государственных органов власти, в том числе и управление объектами муниципальной собственности, обеспечивая, таким образом, защиту собственности муниципалитета наравне с прочими формами собственности в государстве.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.
  4. Габдуллина С. И. Содержание права государственной и муниципальной собственности / С. И. Габдуллина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 719-723.
  5. Граненко Е. В. О проблемах управления муниципальной собственностью / Е. В. Граненко. — Текст: непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 3 (10). — С. 9-11.
  6. Ерошкин А. К. Система управления муниципальной собственностью в РФ / А. К. Ерошкин // Молодой ученый. – 2016. – № 11(115). – С. 733-736.
  7. Леви А.В. Эффективное управление муниципальной собственностью / А.В. Леви. – М., 2010. — 239 с.
  8. Модин Н. А. Возможно ли участие населения муниципального образования в управлении муниципальной собственностью / Н. А. Модин // Современное право. – 2009. – № 7. – С. 25-27.