ПРИМЕНЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ИНСТРУМЕНТОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

№7,

Экономические науки

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)

Тарасова Виктория Сергеевна


Ключевые слова: МОРАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ; МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ; МОТИВАЦИЯ; ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; МОТИВ ТРУДА; ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА; ПООЩРЕНИЕ; MORAL INCENTIVES; FINANCIAL INCENTIVES; MOTIVATION; OFFICIALS; CUSTOMS AUTHORITIES; THE MOTIVE OF LABOR; WAGES; PROMOTION.


Аннотация: В статье проанализирована возможность применения для должностных лиц таможенных органов методов материального и морального стимулирования. Охарактеризованы действующие в таможенной практике способы поощрений персонала. Обоснована необходимость дальнейшего совершенствование системы мотивации труда должностных лиц таможенных органов.

Труд должностных лиц, к которым относятся сотрудники и государственные служащие, будет эффективен тогда, когда их личные и профессиональные интересы не противоречат поставленным перед Федеральной таможенной службой России (далее – ФТС России) целям. Должностные лица таможенных органов мотивированны, а значит заинтересованы в результатах труда, тем самым создаётся положительный прецедент, при котором достигаются ведомственные цели и удовлетворяются личные потребности. Соответственно, система мотивации в таможенных органах является инструментом сопряжения целей таможенных органов и личных целей отдельных служащих для наиболее полного удовлетворения интересов обеих сторон. В своем арсенале ведомственная система мотивации имеет перечень разнообразных способов воздействия на должностных лиц, анализу которых и будет посвящена данная статья.

Совершенствование системы мотивации труда сотрудников и государственных служащих является приоритетным направлением в развитии ФТС России [1]. Так как отсутствие четко выстроенной системы мотивации может привести к снижению результативности труда персонала таможенных органов. Для повышения эффективности работы ФТС России следует мотивировать кадры, так как они обладают рядом компетенций в выполняемой ими работе.

Система внутриведомственной мотивации очень важна, так как с ее помощью происходит стимулирование должностных лиц к выполнению работы, тем самым достигаются цели ведомства. Мотив труда – это побудительная причина трудовой деятельности индивида, вызванная его интересами и потребностями, удовлетворение которых возможно посредством получения благ, являющихся жизненной необходимостью, с наименьшими моральными и материальными издержками [8]. Выделяют несколько основополагающих мотивов труда [2,12]:
1. Мотив выгоды — подразумевает под собой получение вознаграждения за свою деятельность;
2. Мотив безопасности — указывает на стремление избегать опасных ситуаций в процессе труда;
3. Мотив удобства — выражает желание персонала таможенных органов выполнять свою деятельность в комфортных условиях;
4. Мотив удовлетворенности — проявляется в получении удовольствия от своей деятельности;
5. Мотив нивелирования — заставляет подстраиваться только принятых на работу должностных лиц под предъявляемые таможенной службой требования.

Каждый из перечисленных мотивов реализуется в таможенных органах через различные формы морального и материального стимулирования, к числу которых относятся: заработная плата, надбавки, льготы, премии, социальные льготы и т.д. [3]. Основной формой материального стимулирования является заработная плата. Заработная плата в таможенных органах – это мера трудового вклада, выраженная в денежных единицах, которая одновременно является мерой стоимости рабочей силы и мерой результативности труда, или денежный эквивалент трудового вклада в выполнение функций таможенного органа и стоимости рабочей силы должностного лица [7,11].

Основной формой морального стимулирования труда должностных лиц таможенных органов является поощрение, под которым понимается метод внешнего активного стимулирования [10]. На практике таможенных органов выделяют такие способы поощрения персонала, как [4,9]:
1. Медали (например, медаль ФТС России «За усердие», медаль ФТС России «За службу в таможенных органах»);
2. Нагрудные знаки (например, нагрудный знак ФТС России «Отличник таможенной службы», нагрудный знак «Ветеран таможенной службы»);
3. Почетные грамоты (например, почетная грамота ФТС России, почетная грамота Всероссийского Союза ветеранов таможенной службы (далее –ВСВТС));
4. Благодарности (например, благодарность руководителя ФТС России, благодарность председателя ВСВТС, благодарность начальника Центрального таможенного управления, благодарность начальника Центрального таможенного управления, благодарность начальника таможни);
5. Досрочное получение очередного звания;
6. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания;
7. Доска почета.

Все перечисленные меры морального стимулирования осуществляются для достижения ведомством следующих задач [5,6]:
1. Признание труда служащих, добившихся значительных результатов, с целью дальнейшего стимулирования их деятельности;
2. Демонстрация отношения руководства к высоким результатам труда;
3. Популяризация результатов труда отдельных должностных лиц, получивших признание;
4. Апробация различных форм признания заслуг должностных лиц для повышения действенности системы мотивации;
5. Обеспечение морального подъема должностных лиц через соответствующую форму признания;
6. Обеспечение процесса повышения трудовой активности должностных лиц.

Таким образом, можно констатировать, что способы стимулирования труда должностных лиц разнообразны и ориентированы на повышение эффективности работы таможенных органов. Для повышения уровня эффективности работы таможенной службы РФ необходимо продолжить совершенствование системы мотивации труда должностных лиц таможенных органов, являющейся важнейшим фактором функционирования ведомства и перспектив ее развития. Главным критерием оценки эффективности работы таможенных органов являются результаты их деятельности в решении возложенных на них задач. В настоящий момент данные задачи системно выполняются в рамках морального и материального стимулирования должностных лиц таможенных органов.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  2. Актуальные проблемы экономики таможенного дела: учебник / А.Я. Черныш, Е.А. Терехова, А.В. Павлова и др. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. — 348 с.
  3. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  4. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 164 с.
  5. Кнышов А.В. Жизненные ценности как социальный феномен // Сборник: Таможня: история, теория, практика; материалы конференции «Неделя науки». Ростовский филиал Российской таможенной академии. — 2007. — С. 220-223.
  6. Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2011. — С. 15-19.
  7. Палицына Е.А. Мотивация персонала в таможенных органах // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10 – С.15.
  8. Османова Е. В. Пути совершенствования мотивации трудовой деятельности в таможенных органах // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С.371-373.
  9. Юсупова С.Я., Кнышов А.В. Контроллинг в таможенных органах России // Novation. — 2016. — № 3. — С. 151-153.
  10. Кнышов А.В.; Попова Д.А. Анализ динамики уровня доходов руководящего состава центрального аппарата Федеральной таможенной службы России // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 128-133.
  11. Кнышов А.В.; Попова П.А. Социальные льготы как мотивационный фактор эффективной деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 125-127.
  12. Клитинова В.А.; Кнышов А.В. Возможность применения теории мотивации Портера–Лоулера в деятельности таможенных органов // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 122-124.