ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

№3,

Педагогические науки

Ефремова Оксана Сергеевна


Ключевые слова: ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ; КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ; КЕЙС-СТАДИ; ТЕХНОЛОГИЯ СИТУАТИВНОГО АНАЛИЗА; КЕЙСЫ; ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ; ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС; INTERACTIVE LEARNING; CASE-TECHNOLOGY; CASE STUDIES; SITUATIONAL ANALYSIS TECHNOLOGY; CASE STUDIES; PROFILE TRAINING; ELECTIVE COURSE.


Аннотация: Статья посвящена использованию технологии ситуативного анализа в обучении. В частности, дается краткая характеристика зарождения и использования кейс-стади, а также его применение в процессе преподавания истории в школе.

В настоящее время в мире происходят заметные изменения, связанные с модернизацией образовательной системы. В условиях распространения личностно-ориентированного подхода в обучении, важную роль стали играть различные активные виды деятельности, способствующие развитию познавательных способностей учащихся. В частности, школа должна уметь не только традиционно давать знания, но и создавать условия, способствующие формированию энергичного и разностороннего выпускника, обладающего навыками самоорганизации, способностью учиться всю жизнь, умением добиваться поставленных целей. Причем знания учащийся должен приобретать в процессе его собственной активной деятельности.

Всего этого можно достичь посредством методов и приемов управления качеством образовательного процесса в школе. Одним из важнейших условий оптимизации качества образования является применение педагогами современных образовательных технологий [3, с. 25], в частности интерактивных.

Интерактивное обучение – это одна из форм диалогового обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и учащихся [5, с. 46]. Важной характеристикой данных технологий является способность ученика принимать и понимать роль другого и в соответствии с этим планировать собственные действия. В рамках интерактивного обучения школьники (студенты) побуждается к самостоятельному поиску нужной им информации по заданной проблеме или ситуации.

К интерактивным технологиям относится кейс-технология (кейс-метод или кейс-стади), которая может быть использована как в школе, так в высших учебных заведениях.

Метод кейс-стади – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (так называемых кейсов). Непосредственной целью кейс-технологии является анализ предложенной проблемной ситуации с последующей выработкой практического решения.

Данная технология была разработана еще в 20-е гг. прошлого столетия в Гарвардской бизнес-школе. В 1910 г. доктор Коупленд стал применять в дополнение к лекциям и семинарам новые технологии обучения, предполагающие проведение обсуждений со студентами реальных управленческих ситуаций. На занятия приглашались руководители бизнес-организаций, которые делились со студентами некоторыми проблемами, встречавшиеся в ходе работы фирмы, подвергали их анализу и давали советы и рекомендации относительно их решения. В дальнейшем, оказавшись в схожей ситуации, студенты, таким образом, могли легко найти пути решения проблемы.

Вскоре Уоллес Б. Донхэм, адвокат и декан Гарвардской школы, обученный в свое время по кейс-технологии, предложил перевести всю систему обучения в Гарвардской школе на кейс-стади. Прошло время, но до сих пор Гарвардская школа придает большое значение кейс-технологии в обучении бизнесу: в этом образовательном учреждении тратиться около 90 % учебного времени на разбор различных кейсов [4, с. 44].

Наиболее широко кейс-технология распространилась уже во второй четверти XX века: с течением времени кейс-стади стал использоваться в учебных программах не только США, но и других государств.

В нашей стране эта технология была известна еще в 20-е гг., но применялась под другим названием – метод казусов. Его использовали некоторые передовые учебные заведения в рамках деятельности экономических факультетов. Зачастую технологию ситуационного анализа (еще одно название кейс-стади) совмещали с дискуссионными и игровыми технологиями [1, с. 62].

Период 90-х гг. принес с собой особый интерес к данной технологии. Развал СССР и ухудшение социально-экономического положения граждан требовал подготовить специалистов, обладающих навыками работы в условиях кризиса, умеющих работать в группе, склонных к инновациям и критическому мышлению. Гуманитарные дисциплины (маркетинг, социология и политология) стали заполнять образовательный процесс, неся за собой расширение числа интерактивных методов обучения. Последнее сопровождалось использованием в отечественной практике западных кейсов. В скором времени кейс-технологию начинают рассматривать и как научно-исследовательский метод (например, в Томском университете были разработаны исследовательские кейсы) [2].

В последние годы в отечественной практике наметилась тенденция к использованию кейс-технологии не только в сфере бизнесе и управления, но и в предметном обучении, в частности в процессе преподавания истории в школе.

Основной задачей применения кейс-технологии — научить школьников решать сложные и неоднозначные проблемы, развивать их аналитические способности, привить им самостоятельность и стремление к поиску новой информации. Кроме того, метод способствует развитию у учащихся навыков коммуникации и учит четко выражать свои мысли.

Кейсы могут быть различного объема: от нескольких предложений, до нескольких страниц. В данной ситуации важно не забывать, что данная технология требует подготовки не только самих учащихся, но и педагога: построение кейса, выбор информации, а также предложенные задания должны быть понятны ученикам. Учителю необходимо направлять учащихся в их деятельности, предоставлять дополнительные материалы для подготовки к занятию, а также не сдерживать их творческую инициативу. При этом важно понимать, что большую часть работы учащиеся должны делать самостоятельно.

Преимуществом кейс-стади является его некий плюрализм, т.к. для заданий (кейсов) подбираются только проблемные ситуации, не имеющие однозначного ответа. Школьники могут смотреть на одну и ту же проблему с разных точек зрения и с помощью подготовленной системы аргументации доказывать свою позицию.

Кейсы можно использовать как в среднем, так и старшем школьном звене, в том числе и в профильном обучении. Как правило, применение кейс-стади должно быть основано на определенной базе знаний учащихся, поэтому данная технология особенно актуальна при закреплении пройденного материала.

В целом методика проведения занятий на основе технологии ситуативного анализа предполагает как индивидуальную работу, так и работу в группах (около 4-6 человек). В зависимости от объема анализируемого материала индивидуальный этап может осуществляться как предварительно (задание на дом), так и непосредственно в классе.

Стоит отметить, что кейсы могут использоваться систематически в профильных классах при реализации элективного курса по истории. Программа элективного курса призвана не только углубить знания старшеклассника, но и позволяет создать условия для более полноценного и систематизированного понимания исторического прошлого. Также элективный курс способен содействовать формированию творческой и всесторонне развитой личности учащегося.

Применение кейсов в ходе проведения элективного курса может происходить по схеме: одна тема — один кейс. Таким образом, в курсе по выбору, состоящему, например, из 12 тем, может быть разработано 12 проблемных ситуаций.

В качестве примера, мы предлагаем вариант изучения истории Восточного вопроса на основе кейса «Начало Первой мировой войны в аспекте Восточного вопроса» (как часть методического пособия для работы с учащимися 10-11 классов «Разработка заданий сквозной темы «Восточный вопрос» в рамках применения технологии ситуативного обучения»).

При составлении данного кейса была отобрана информация из статей, монографий и исторических источников (печать изучаемого периода). Причем при создании кейсов источниковая база наиболее предпочтительна:

Начало Первой мировой войны в аспекте Восточного вопроса

«При существующем положении вещей, никем из великих народов не желаемая общеевропейская война, беспримерная по своим размерам, способная привлечь на поля сражений для взаимного истребления более 12 000 000 людей, чреватая неисчислимыми последствиями, может возникнуть по воле и капризу ничтожной горсти людей, по знаку, поданному из какого-нибудь маленького центра, вроде столицы Балканских государств».
(Источник: Вишняков Я.В. Сербия в начале Мировой войны: 1914–1915 годы // Новая и Новейшая история. 2013. № 2. С. 53-65).

«Вся европейская печать (не только австро-венгерская) немедленно объявила убийство делом рук сербских националистов, за которыми стоит Россия: мол, она хочет войны. В Австрии начались антисербские погромы. Дипломаты в этой истории тоже вели себя довольно странно, реагируя на все с опозданием и фактически не контролируя волну нагнетавшейся истерии. В результате 15 (28) июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии, после чего Россия начала мобилизацию».
(Источник: Назаров М.В. Убийство наследника австрийского престола Франца-Фердинанда в г. Сараеве как повод для начала Первой міровой войны).

«Иезуиты (связанные с Фердинандом давними отношениями и имевшие влияние на его супругу), целью которых было обращение всех славян в католичество, подготовили проект, который должен был реализовать покойный.
План этот сводился к захвату под власть Габсбургов Болгарии, Сербии, Черногории и обширной части русских владений до Киева. Конечный итог плана ― образование новой славянской монархии, во главе которой должен был встать «Славянский Царь», король Сербии, Болгарии, Черногории и других славянских народностей, император Австро-Венгрии, Франц-Фердинанд. После образования нового государства славянское население должно было постепенно перейти в католичество. Теперь, со смертью эрцгерцога, план этот сам собой рушится».
(Источник: «Петербургская газета» о смерти эрцгерцога Франца Фердинанда, 1914 год).

«Носитель воинствующей германской идеи и противник славянства погиб жертвою славянской пули», и теперь память о Фердинанде непобедима, а его идеи могут получить широкую общественную поддержку — одним словом, убитый может стать новым символом антиславянской политики Австрии и Германии».
(Источник: Газета «Новое время» о смерти эрцгерцога Франца Фердинанда, 1914 год).

«Социалисты заявляли: «Думать, что пуля или бомба, поразившая наследника австрийского престола, способна изменить направление внутренней или внешней политики империи — нелепость».
(Источник: Террор и империализм // Трудовая правда. 18 июня, 1914).

«Принцип представал молодым человеком, гимназистом, который совершил убийство из патриотических убеждений, стремясь уничтожить враждебную сербам политическую фигуру. Те издания, которые поддержали версию «великосербского» следа, указывали на вину самого Фердинанда в произошедшем — именно он был инициатором жесткой политики Вены по отношению к Сербии, а также поддерживал дискриминацию православных сербов в Австро-Венгрии».
(Источник: Алексеева Е.О., Решетов А.В. «Противник славянства погиб жертвою славянской пули»: реакция на убийство Франца Фердинанда в петербургских газетах.).

Задания:

1. Какие тенденции в политике Австро-Венгрии в отношении балканских народов привели к убийству её наследника?
2. Смерть эрцгерцога Австро-Венгрии стала поводом к началу Первой мировой войны. Возможно ли было избежать мирового конфликта, предотвратив покушение Г. Принципа? Обоснуйте свою точку зрения.
Таким образом, применение кейс-технологии имеет довольно длинную историю, однако связана она непосредственно со сферой обучения управлению и бизнеса. На современно этапе кейс-стади применяется на занятиях в средних общеобразовательных учреждениях и высшей школе, как технология активизации познавательных, коммуникативных и аналитических способностей обучающихся. Примечательно, что данный метод также нашел применение в практике преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе истории и обществознания.


Список литературы

  1. Андюсев Б.Е. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – 2010. – №4. – С. 61–65.
  2. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – №6. [Электронный ресурс] – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-istoriya-razrabotki-i-ispolzovaniya-metoda-v-obrazovanii (дата обращения: 22.10.2016).
  3. Калуцкая Е.К. Современные образовательные технологии в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе. – М., 2013. – №8. – С. 25–34.
  4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Академия, 2009. – 192 с.
  5. Стрельникова Т.Д. Возможности интерактивных технологий на уроках географии //География в школе. – 2013. – №8 – С. 45–52.