УДК 340.111

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ И НАЛОГОВЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

№40,

Юридические науки

Беспалова Оксана Андреевна


Научный руководитель: Боярский М.Г., канд.экон.наук.


Ключевые слова: ОЦЕНКА; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; РЕГИОН; НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА; НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ; НАЛОГОВАЯ ПРЕФЕРЕНЦИЯ; ПРОБЛЕМАТИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ; МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ; ASSESSMENT; EFFICIENCY; REGION; TAX BENEFIT; TAX DEDUCTION; TAX PREFERENCE; PROBLEMS OF EFFICIENCY ASSESSMENT; MECHANISM OF LEGAL REGULATION AND APPLICATION.


Аннотация: Вопрос оценки эффективности налоговых льгот, налоговых вычетов и налоговых преференций актуален в современных условиях, так как является одним из приоритетных направлений совершенствования механизма правового регулирования и применения исследуемого института. Крайне важна оценка эффективности на региональном уровне в части региональных налоговых льгот вычетов и преференций.

Важное значение в механизме правового регулирования и применения налоговых льгот (далее – льготы), налоговых вычетов (далее – вычеты) и налоговых преференций (далее – преференции), занимает вопрос оценки эффективности их применения. В связи с этим, оценка эффективности льгот, вычетов и преференций является одним из приоритетных направлений совершенствования механизма правового регулирования и применения исследуемого института.

В условиях сложной экономической ситуации льготы, вычеты и преференции приобретают стратегическую функцию. Особенно это актуально для региональных финансовых систем.

К основополагающим принципам применения льгот и вычетов на региональном уровне относиться следующие принципы:

1) экономической целесообразности;
2) экономической эффективности;
3) целевой направленности;
4) выгоды;
5) прозрачности критериев установления.

Необходимо отметить, что вопрос эффективности региональных льгот и вычетов является предметом внимания всех уровней властей так и научного сообщества. Так, в частности в научной литературе указывают, что пока не формализована оценка эффективности льгот, что создает предпосылки для уменьшения прозрачности, эффективности налоговой политики.

На региональном уровне законодатели субъектов РФ активно применяют механизм льгот и вычетов. Между тем для совершенствования развития механизма льгот и вычетов на региональном уровне необходима, прежде всего, оценка эффективности этих льгот и вычетов именно для региона. Следует отметить, что в научной среде ведутся дискуссии о необходимости систематизации, анализа существующих методик оценки эффективности льгот на региональном уровне [8, с. 3].

Данное направление совершенствования механизма правового регулирования нашло отражение в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденных Минфином России [3] (далее – Основные направления).

Как справедливо отмечает Н.И. Малис, в Основных направлениях отводится особое место предоставлению льгот [9, с.54].

Представляется на федеральном уровне разработан четкий структурированный план основных направлений налоговой политики на ближайшие годы, в том числе, в части оценки эффективности применяемых льгот и вычетов, получения доходов от применения льгот и вычетов. Обозначены также приоритетные сферы применения льгот и вычетов.

Разработку аналогичных программ на уровне субъектов РФ, в том числе в Республике Хакасия можно назвать одним из ключевых направлений совершенствования развития механизма правового регулирования льгот и вычетов на региональном уровне.

Минфином РФ рекомендовано разработать методологические основы, которые будут позволять применять единые подходы к оценке эффективности льгот и вычетов. На основе информации, предоставленной регионами, ФНС сформирован проект Сводного реестра налоговых льгот субъектов РФ [4].

Так оценка налоговых расходов РФ и субъектов РФ регламентирована ч.1, 2 ст. 174.3 БК [2]. При этом оценка налоговых расходов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.04.2019 №439 [5], а оценка налоговых расходов на уровне субъекта РФ, в соответствии с общими требованиями, утвержденными Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 796 [6].

В Постановлениях Правительства РФ №439, №796 регламентируются только оценка эффективности налоговых расходов, а не льгот, как было предусмотрено проектом, где прямо льготы приравнивали к налоговым расходам и не нашло место в указанных постановлениях. Такой подход законодателя не соответствует легальной дефиниции термина «налоговая льгота» согласно ст. 56 НК РФ.

Необходимо обратить внимание, что предложенная методика оценки эффективности льгот весьма сложна громоздка. Так показателей для проведения оценки налоговых расходов составляет от 20 до 24, что полагаем излишним. Оценка эффективности льгот и вычетов должна быть прозрачна и регулироваться НК РФ.

В Республике Хакасия оценка эффективности налоговых расходов регламентируется Постановлением Правительства РХ от 19.11.2019 г. №583, сравнительно-правовой анализ которого, позволяет сделать вывод, что положения носят отсылочный характер и дублирует положения Постановления Правительства РФ №796.

В целях совершенствования оценки эффективности льгот и вычетов на региональном уровне следует проводить оценку эффективности не по каждой отдельной льготе и вычету, а по совокупности льгот и вычетов применительно к конкретному субъекту РФ. В связи с этим предлагаем дополнить Постановление Правительства РХ №583 Приложением 3 «Методика проведения оценки эффективности совокупности налоговых льгот, соответственно социально-экономической политики Республики Хакасия».

Интересен подход Ю.А. Стешенко, предлагающей проводить оценку эффективности льгот и вычетов в рамках отдельных секторов экономики [10, с. 15], в связи с чем, предлагаем, дополнительно на уровне регионах проводить такую оценку по отраслям экономики, в силу следующих ограничений:

1) восприимчивость отраслей экономики к льготам в зависимости от налоговой нагрузки;
2) ограниченность объема стимулов размером бюджетных потерь от выпадающих налоговых доходов (расходов);
3) отраслевая ориентированность льгот.

Это позволит на уровне региона вводить новые льготы, которые будут направлены на стимулирование и создание новых производств, поддержку промышленных отраслей субъекта РФ, что окажет ощутимый эффект на доходы региона, так как с точки зрения Н.Ш. Иксановой, А.А. Миннимуллиной, реализация указанных мероприятий входит в их полномочия в сфере налоговой политики [7, с. 129].


Список литературы

  1. Налоговый кодекс Рос. Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: [принят Государственной Думой 16 июля 19987 г.: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998] в ред. Фед. Закона от 28.06.2022 №443-ФЗ) // Рос. газ. – 1998 — №148-149 – 06 авг.
  2. Бюджетный кодекс Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ [принят Государственной Думой 17 июля 1998 г.: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г.] в ред. Федер. закона от 22.11.2022 №448-ФЗ // Рос. газ. – 1998. №153-154. – 12 авг.
  3. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (утв. Минфином России) [Электронный ресурс] // www.consultant.ru: [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183748/16962435758aabc53d411234b186dea49968159a/ (дата обращения: 27.11.2022).
  4. Письмо Минфина РФ от 28.04.2018 №23-05-07/29126 [Электронный ресурс] // www.consultant.ru: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=qnAPHOTPABfLvBd5&cacheid=1E24E6EA518785805FF202B6FE62E50F&mode=splus&rnd=h18PHOTmVXngwL7C&base=EXP&n=473073#fb9zMOTrgrnjBi86 (дата обращения: 27.11.2022).
  5. Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 12 апр. 2019 № 439: в ред. от 08 февр. 2022. [Электронный ресурс] // www.consultant.ru: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=qnAPHOTPABfLvBd5&cacheid=8C8AA993F51BC453CE85861CAA3A1342&mode=splus&rnd=h18PHOTmVXngwL7C&base=LAW&n=431888&dst=4768#xBLPHOTgFBCvudDG1 (дата обращения: 26.11.2022).
  6. Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образовании: Постановление Правительства Рос. Федерации от 22 июня 2019 г. №796: в ред. от 15 июня 2022. [Электронный ресурс] // www.consultant.ru: [сайт]. – URL: (дата обращения: 26.11.2022).
  7. Иксанова, Н.Ш., Миннимуллина А.А. Проблемы налогового администрирования и эффективности налоговой политики субъектов РФ / Н.Ш. Иксанова // Актуальные проблемы налоговой политики. Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т. – 2017. – С. 12-130.
  8. Косов, М.Е. Разработка нового подхода к оценке эффективности налоговых льгот с учетом опыта их применения в субъектах Российской Федерации / М.Е. Косов // Налоги и налогообложение. – 2017. – № 11. – С. 1-8.
  9. Малис, Н.И. Совершенствование налоговой политике на региональном уровне: основные направления / Н.И. Малис // Финансовый журнал. – 2018. – №7. – С. 51-60.
  10. Стешенко, Ю.А. Совершенствование налогового инструментария стимулирования роста в секторах экономики / Ю.А. Стешенко: автореф. … дис. канд. экон. наук. – СПб., 2021. – 23 с.