УДК 33
ПОДХОДЫ К СОВРЕМЕННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
№40,
Экономические науки
Чачаева Сабина Амришоевна
Ключевые слова: БЕНЧМАРКИНГ; ПРОГРАММИРОВАНИЕ; ПРОЕКТИРОВАНИЕ; ФАНДРАЙЗИНГ; БРЭНДИНГ; BENCHMARKING; PROGRAMMING; DESIGN; FUNDRAISING; BRANDING.
Вопросы инновационного обеспечения государственного управления, внедрения иных организационных инноваций в систему публичного управления исследуются в теории и практике российского публичного управления.
В качестве перспективных направлений инновационного развития государственного управления в стране необходимо отметить следующие:
— внедрение информационных технологий в социальную сферу, прежде всего в сферу образования, здравоохранения;
— повышение доступности сети Интернет для российского населения, в том числе для стимулирования населения к участию в управленческих процессах и совместной с системой государственного управления реализации социально-значимых проектов;
— активное стимулирование и поддержка разработки инноваций российскими предпринимателями, поддержка внедрения инновационных решений на рынок и др.
Все имеющиеся инновационные технологии, которые в настоящее время уже используются или только внедряются в практику государственного и муниципального управления на разных уровнях, можно условно разделить на четыре группы:
1) технологии и методы менеджмента, используемые в системе нового государственного и муниципального управления и направленные на поиск повышения эффективности деятельности государственной организации;
2) инновационные технологии государственного и муниципального управления, основанные на применении программно-целевого подхода;
3) технологии и методы маркетинга, используемые в системе нового государственного управления и направленные на повышение конкурентоспособности государства, территорий, государственных организаций;
4) информационные технологии, используемые в системе нового государственного управления и направленные на повышение информационной прозрачности, коммуникации на основе обратной связи с населением и бизнес-сообществом.
Рассмотрим кратко сущность каждой из выделенных групп инновационных методов управления и сферы их применения.
К первой группе (подсистеме) технологий можно отнести технологии и методы менеджмента, используемые в системе нового государственного и муниципального управления и направленные на поиск повышения эффективности деятельности государственной организации.
Одна из таких технологий — бенчмаркинг (от англ, bench — уровень, marking — отметить) является способом изучения деятельности других государств, прежде всего основных конкурентов, для того, чтобы затем использовать их положительный опыт в своей работе.
Относительно инновационной деятельности бенчмаркинг представляет собой изучение системы управления других организаций для выявления основополагающих характеристик с целью разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций, обеспечивающих повышение эффективности ее деятельности. В настоящее время бенчмаркинг применяется практически всеми организациями сферы государственных, муниципальных, образовательных, медицинских и других услуг.
Следующая перспективная технология носит название бенчлернинг. Данный инструмент представляет собой работу организации над пониманием того, что именно способствует ее успеху, и мотивации к более успешной работе. Главный механизм использования бенчлернинга заключается в совместной работе сотрудников над получением желаемого результата посредством обучения всей организации и использования возможностей, позволяющих создать систему совершенствования для людей и рабочих групп. Ядро этой инновационной технологии заключается в вычислении отношений между причинными факторами, и количеством требуемых ресурсов (кадровых, финансовых, организационных), отборе из традиционных неформальных институтов наиболее жизнеспособных, способствующих дальнейшему развитию общества.
В свою очередь, технология бенчрейсинга состоит в определении путей достижения бенчфьючинговых целей. Это формирование последовательного процесса наращивания сильных сторон или конкурентных преимуществ продукта или объекта. Данная инновационная технология подобна используемой путевой карте, при которой целенаправленно поэтапно реализуется идея (цель -выработка наиболее оптимальной траектории развития продукта (объекта), при которой минимизируются, например, затраты и снижается время до начала пользования преимуществами).
Ко второй группе (подсистеме) технологий можно отнести инновационные технологии государственного и муниципального управления, основанные на применении программно-целевого подхода. Рассмотрим основные из них.
Программирование. Само по себе программирование социально-экономического развития страны и ее регионов не является инновационной технологией. Однако в настоящее время применение этого подхода позволяет принять специальные программные меры, сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсные возможности в интересах решения проблемы в течение определенного срока, что и обуславливает актуальность данной технологии государственного управления. Этот метод включает в себя установление или отбор приоритетных целей и задач использования бюджетных средств, и разработку взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки.
Проектирование. Это также не совсем инновационный метод, используемый в государственном и муниципальном управлении. В мире накоплен огромный опыт применения управления проектами. В нашей стране все больше регионов применяет технологию управления проектами и интерес к этой технологии непрерывно возрастает.
Проект представляет собой временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг. В свою очередь, сама технология управления проектами заключается в приложении знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и получения результатов, запланированных участниками проекта. Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различные функции управления:
1) процессы инициации — принятие решения о начале выполнения проекта;
2) процессы планирования — определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;
3) процессы исполнения — координация людей и других ресурсов для выполнения плана;
4) процессы анализа — определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий;
5) процессы управления — определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение;
6) процессы завершения — формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.
Одной из инновационных технологий в области государственного и муниципального управления, основанной на применении программно-целевого подхода, является фандрайзинг (от англ, fund — денежные средства, активы, финансирование; raise -приумножение, сбор). Относительно системы государственного управления, фандрайзинг представляет собой процесс поиска и привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных) организаций и населения на некоммерческие нужды, например, на выполнение какой-либо государственной программы в регионе.
Проведение фандрайзинга включает в себя следующие этапы: Шредслснис потребностей; выделение круга ресурсных баз (фонды, кампании, банки, частные лица и прочее); выявление возможных рисков (внешних и внутренних); составление SWOT-анализа, который имеет целью создание матрицы анализа условий жизнедеятельности системы (ее достоинств и недостатков, возможностей и угроз); сбор всех информационных ресурсов для подготовки заявки (проведение мозгового штурма для очной формулировки идеи проекта, составление плана реализации проекта, определение объема работ и уровня ответственности каждого члена коллектива).
К третьей группе (подсистеме) технологий можно отнести технологии и методы маркетинга, используемые в системе нового государственного управления и направленные на повышение конкурентоспособности государства, территорий, государственных организаций. Рассмотрим основные подходы.
Напомним, что маркетинг территории — это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также тех внешних субъектов, во внимании которых заинтересована страна или регион. Одним их технологий этой группы методов является брэндинг (от англ, branding) (в том числе территории), который представляет собой комплекс визуальных, смысловых и ценностных характеристик, позволяющих отличить государство, либо регион в целом, отдельное поселение и придающих ему социальную и коммерческую ценность.
Как технология, брэндинг заключается в определенной маркетинговой деятельности, имеющей целью создать особое потребительское впечатление, которое является частью имиджа, и формирует отношение целевого сегмента рынка к бренду территории (страны, региона, муниципального образования). В свою очередь, имидж территории определяется качественной информационной работой с целевыми группами потребителей.
Важнейшим направлением административной реформы является стандартизация. Причем, сама по себе стандартизация не является инновационной технологией, инновационность ей придает новая система целей и принципиальных подходов, которая подразумевает не только разработку и соблюдение административных регламентов, стандартов предоставления государственных услуг, но и собственно разработку стандартов таких услуг (как системы требований к юридическому и даже социальному результату деятельности по их предоставлению).
К четвертой группе (подсистеме) технологий можно отнести информационные технологии, используемые в системе нового государственного управления и направленные на повышение информационной прозрачности, коммуникации на основе обратной связи с населением и бизнес-сообществом. Обращая внимание на то, что в современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии — одним из инструментов повышения эффективности государственного управления, внедрение информационных технологий в сфере государственных услуг будет активно продолжаться.
Таким образом, выделяется четыре основных подхода со стороны государства к внедрению инновационных технологий в деятельности государственного и муниципального управления.
Список литературы
- https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6107