УДК 33

СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

№40,

Экономические науки

Чачаева Сабина Амришоевна


Ключевые слова: АУТСОРСИНГ; БЕНЧМАРКИНГ; ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ; РЕИНЖИНИРИНГ; OUTSOURCING; BENCHMARKING; TECHNOLOGICAL INNOVATION; REENGINEERING.


Аннотация: Цифровые тренды затрагивают все общественные и государственные сферы. В данной статье рассматриваются теоретические основы технологий в системе государственного управления.

Несмотря на актуальность именно технологического измерения управленческих нововведений, сами инновационные технологии в сфере государственного управления существенно отличаются от технологических процессов. Последние представляют собой те новые элементы деятельности, обеспечивающие получение и использование определенных новаций для решения инженерно-технологических задач разного характера, прежде всего, в области научно-технического и экономического развития.

Технологические инновации определяют и сопровождают те сферы жизни общества, которое мы связываем с развитием научно-технического прогресса в современных условиях. Управленческие инновации являются нетехнологичными рядом с инновациями правового, экологического, социокультурного, общегуманитарного характера. Инновационные технологии исследователи определяют как изменения различного характера в системе управления на уровне социума или его определенной составляющей, имеющие своей целью достижение целей или решение конкретных задач, связанных с функционированием и развитием этой системы. В целом это такие трансформации в подсистеме управления общества, обеспечивающие рост эффективности управленческих решений. Исходя из имеющейся научной литературы, целесообразно выделить несколько составляющих таких инноваций:

– организационно-управленческие инновации, на основе которых осуществляется внедрение в деятельность органов государственной власти более эффективных новых методов, технологий, форм организации управленческой деятельности. Они имеют отношение к изменениям в формах и направлениях работы органов государственного управления на структурном и личностном уровне, в способах взаимодействия и организации сети управленческих связей;
– внутренние управленческие и нормативные инновации, которые определяют основные направления и формы целенаправленной трансформации функционального императива управленческой подсистемы, а также согласовывают эти изменения со всеми другими, предоставляя инновационному развитию органов государственной власти целостности и последовательности организационно-структурных, технологических и организационно-процессуальных новаций. Сюда же можно отнести инновации в планировании управленческой деятельности, оценке ее результатов и совершенствовании конкретных форм работы аппарата управления;
– социокультурно-личностные инновации, которые ориентированы на раскрытие возможностей развития человеческого потенциала системы государственного управления в пределах совершенствования корпоративной культуры, личностных и деловых качеств государственных служащих. В организационном плане речь идет не только о мотивации управленцев к самосовершенствованию, но и о различных формах кадровой политики, работе с персоналом, совершенствовании систем подготовки и переподготовки управленческих кадров.

В теоретическом плане инновационные технологии в сфере государственного управления обычно определяют на основе системно-функционального подхода в его синергетической интерпретации как целенаправленную или стихийную трансформацию системы управления или ее отдельной составляющей в соответствии с изменениями общества как объекта управляющего воздействия. В рамках такого подхода открываются возможности анализировать управленческие инновации в самом широком спектре измерений – от организационного до социокультурного, от изменений в функциях к становлению новой управленческой культуры, от новых качеств модельного уровня к использованию технологических новаций, связанных с информатизацией управленческих процессов

В современных условиях, когда на первое место выходит проективное управление в деятельности органов государственной власти, их инновационная деятельность, прежде всего, касается подготовки и реализации различных инновационных проектов и организации инновационной инфраструктуры для их осуществления. Основным содержанием инновационной деятельности в сфере государственного управления является становление новых организационных форм, методов, технологий реализации управляющих воздействий по объекту управления (общества и его отдельных составляющих), а также внедрения новых способов деятельности самих государственных служащих (новые подходы к организации рабочих мест). Мы соглашаемся с исследователями, которые выводят коммерческую составляющую инноваций за пределы деятельности органов государственной власти.

Исходя из сказанного, инновационные технологии в области государственного управления целесообразно понимать как принципиально новые или существенно усовершенствованные направления, способы и технологии реализации функционального императива органов государственной власти как относительно осуществления государственной стратегии и политики, так и по предоставлению конкретных государственных услуг, что обеспечивает рост результативности, эффективности, качества их управленческой деятельности за счет организационной оптимизации, развития кадров, использования технологических новаций и др. Такие конструктивные трансформации государственного управления являются следствием инновационной деятельности в области государственного управления, которую нужно интерпретировать как комплекс действий и реализацию конкретных проектов по разработке и внедрению инновационных форм и методов реализации управленческих функций органов государственной власти в контексте роста их эффективности и качества.

Основной социокультурной спецификой инноваций в государственном управлении следует считать их определенность тенденциями и приоритетами развития самого общества. Учитывая, что Российская Федерация находится сразу в нескольких процессах системных социальных трансформаций, управленческая деятельность органов государственной власти должна быть своего рода «инновациями относительно инноваций». Задачи государства, становление современной модели социально-экономического развития, формирование конкурентоспособной экономики и высокодуховной культуры можно решить только в рамках инновационной системы государственного управления. Поэтому цели инновационного развития отечественной системы государственного управления видятся не в нем самом, а в социальных ориентирах управленческих инноваций. Кумулятивным результатом управленческой деятельности должно стать становление в Российской Федерации инновационного общества, общества знаний, образования и науки. Именно за счет этих сфер обеспечивается максимизация потенциала развития страны и ее экономики, в частности, и относительно способности продуцировать или внедрять инновационные технологии, эффективные социально-экономические практики и организационные модели. Инновационное управление является источником антикризисного регулирования, становления механизмов самоуправления и постоянного обновления социальных институтов [1].

Инновациями в государственном управлении могут быть:

– новые или трансформированные организационные структуры;
– финансовые, информационные, правовые и другие механизмы управления общественным развитием;
– подходы во взаимодействии органов государственной власти с общественностью и бизнесом;
– новые формы и методы работы органов государственной власти;
– управленческие технологии, подходы и инструменты, используемые для решения задач.

Исследование инноваций как фактора эффективности государственного управления предусматривает внедрение инновационных технологий, методов и инструментов, учета взаимосвязи и взаимовлияния различных уровней управления как между собой, так и с конечным потребителем управленческих услуг — обществом.

К инновационным технологиям в государственном управлении относятся следующие:

– аутсорсинг — передача организацией определенных функций другой компании, специализирующейся в соответствующей сфере;
– бенчмаркинг — использование лучшего опыта;
– управление — управление без правительства;
– электронное управление, которое охватывает следующие составляющие: «правительство – правительству», «правительство – гражданам», «правительство – бизнес»;
– сбалансированная система показателей (Balanced Score Card, BSC);
– концепция «бережливого управления»;
– новое государственное управление;
– «предпринимательское правительство»;
– реинжиниринг;
– управление по целям;
– управление по результатам;
– управление проектами.

Использование этих инструментов возможно и в сфере публичного управления ввиду его сущности и характеристики как категории, которая, в свою очередь, имеет преимущества и ограничения. Так, основным преимуществом указанных инновационных технологий следует считать то, что существует возможность использования модифицированного варианта в зависимости от условий. Основным недостатком является то, что их использование в полном объеме требует значительных финансовых ресурсов.

Цифровизация является мировой тенденцией последних лет. С развитием и освоением цифровых технологий связываются возможности достижения ключевых целей социально-экономического развития России  (Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предполагает «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере»). Для достижения поставленных целей необходимо особое внимание уделить цифровизации государственного управления. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлены задачи, которые необходимо выполнить правительству страны при реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».


Список литературы

  1. Инновационный менеджмент : учебно-методическое пособие / В.И. Сурат [и др.].. — Москва : Дашков и К, 2021. — С. 55.