УДК 33

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ

№40,

Экономические науки

Приходько Илья Александрович


Научный руководитель: Тишкина Т.М., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и менеджмента».


Ключевые слова: ЗАКОН; ПРАВО; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА; ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ; МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА; LAW; STATE PROGRAM; EXECUTIVE AUTHORITIES OF SUBJECTS; YOUTH POLICY.


Аннотация: В статье раскрыты основные нормы права, регулирующие реализацию отрасли государственной молодежной политики программным методом в Республике Крым. Рассмотрена правовая сущность и функции государственного управления в области реализации государственных программ по молодежной политике в Республике Крым.

Введение

Актуальность затрагиваемой темы подтверждается необходимостью формирования моделей, совершенствованием и улучшением уже функционирующих механизмов с целью наиболее продуктивного функционирования государственной молодежной политики на региональном уровне.

Современное состояние государственной молодежной политики и ее нормативное обеспечение несмотря на принятие Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года и Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ тем не менее не может в полном объеме охватить специфичные сферы работы с молодежью на уровне субъектов. В связи с чем, реализация государственной молодежной политики характеризуется продолжающимся поиском моделей регионального управления при учете особенностей социально-экономического развития и географического положения субъектов Российской Федерации. В Республике Крым, как и во всех субъектах России реализация молодежной политики программным методом, не зависящей от образования, начала зарождаться в 2018 году, а функционировать лишь с 2020 года.

Практическая значимость работы заключается в изучении механизмов формирования и реализации программ по молодежной политике и их реализации на региональном уровне.

Объект исследования – Республика Крым.

Предмет исследования – механизмы формирования и реализации государственной молодежной политики программным методом в субъекте Российской Федерации Республике Крым.

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ К ЗАРОЖДЕНИЮ ПРОГРАММНОГО МЕТОДА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Нормативно-правовая база, разработка, реализация и финансирование государственных программ по молодежной политике в Республике Крым

Республика Крым с 2014 года трансформирует все свои сферы социальной и экономической жизни адаптируя их к политическим, экономическим и социальным стандартам Российской Федерации. Не исключением в этом процессе является и сфера государственной молодежной политики.

Характеризуя сферу молодежи в Республике Крым необходимо обратить внимание на численные характеристики социальной группы – молодежь. По информации опубликованной в открытых интернет-ресурсах Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым на 01 января 2014 года численность молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет составила – 434 тыс. 303 чел. (22% от общей численности населения). Через два года этот показатель снизился и по состоянию на 01 января 2016 года численность молодежи в Республике Крым составила 381 тыс. 356 чел., что являлось 20% от общей численности населения. На 01 января 2020 года численность молодежи в Республике Крым составила 327 тыс. 985 чел, что составило уже 17,15% от общей численности населения (Приложение 1). При этом согласно прогнозам, снижение численности населения Республики Крым молодежного возраста продолжит снижаться.

Однако задачи, поставленные в федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года № 63, предполагают устойчивое и неуклонное социально-экономическое развитие региона.[1] И решение этой задачи непосредственно связано с эффективной  реализацией человеческого капитала основным носителем, которого является молодежь.

Среди молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет в регионе основной формой занятости является обучение. Общее количество студентов в 2014 году превысило 117 тысяч человек. В 2016 году количество студентов среднего профессионального и высшего образования составило чуть более 92 тысяч человек. В 2021 году количество студентов среднего профессионального и высшего образования составило 81 тысячу человек.[2]

Безусловно, такая численность молодежи оказывает существенное влияние на все сферы социальной и экономической жизни крымского общества. В связи с чем, органами государственной власти приняты нормативные регуляторные акты, направленные на реализацию некоторых направлений молодежной политики. В настоящее время вопросы, связанные с молодежной политикой, рассматриваются в разнообразных нормативно-правовых документах. Одним из основных законодательных актов в сфере государственной молодежной политики в Республике Крым является Закон Республики Крым от 22 апреля 2022 г. № 277-зрк/2022 «О молодежной политике в Республике Крым».[3] С принятием закона был закреплен статус молодежи, цели, принципы и основные направления молодежной политики в Республике Крым. Указанным законом определяется необходимость формирования государственной программы государственной молодежной политики.

Стоит отметить работу, ведущуюся Государственным Советом Республики Крым в направлении принятия закона Республики Крым «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Крым», который, однако, не вступил в силу, и до сих пор действует лишь Указ Главы Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 522-У «Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым».[4]

Законодательное обеспечение сферы молодежной политики осуществляется Комитетом Государственного Совета по образованию, науке, молодежной политике и патриотическому воспитанию (далее — Комитет), который образован в соответствии с Постановлением Государственного Совета от 19 сентября 2014г. № 10-1/14 «Об образовании комитетов и комиссий Государственного Совета Республики Крым». В состав комитета входят 8 депутатов Государственного Совета. Председатель Комитета Шувалов А.А. осуществляет полномочия на постоянной профессиональной основе, заместитель председателя Комитета Додонов С.В. Помимо законотворческой работы Комитет осуществляет организационно-методические функции принимая участие в проведении мероприятий молодежной направленности и оказывая поддержку молодежным общественным объединениям и организациям.

В части подзаконного регулирования некоторых сфер ГМП в Республике Крым отдельно выделим следующие.

Указом Главы Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 522-У принята «Концепция патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым». Помимо целей и задач, коррелирующих с Основами государственной молодежной политики на срок до 2025 года указанная концепция рассматривает в качестве субъектов патриотического воспитания наряду с другими и молодых граждан и молодежные общественные объединения. Таким образом, молодежь рассматривается и как субъект политики в сфере патриотического воспитания и как ее объект. В сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания важным шагом к формированию общественного экспертного сообщества стало создание в 2014 году общественного координационного совета по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания при Главе Республики Крым. Впоследствии в 2017 году указанный консультативный орган претерпел изменений и стал называться Координационный совет по вопросам духовно-нравственного, патриотического воспитания и допризывной подготовки граждан при Главе Республики Крым.

Распоряжение Главы Республики Крым от 10 ноября 2022 года № 1500-рг «Об организации в Республике Крым обучения граждан начальным знаниям в области обороны и основам военной службы на 2022/2023 учебный год»[5] ввело в действие план основных мероприятий по организации допризывной подготовки в Республике Крым. Действие данного документа распространено на учащихся образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования. Практика введения в действие планов мероприятий по организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в Республике Крым носит регулярный характер с 2016 года.

В структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым с 2020 года вопросы реализации государственной молодежной политики отнесены к ведению Государственного комитета молодежной политики Республики Крым, созданный в соответствии с Указом Главы Республики Крым от 22 октября 2019 года № 382-У «О некоторых вопросах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 16 июня 2014 года № 51-У» и Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 декабря 2019 года № 681 «Об утверждении Положения о Государственном комитете молодежной политики Республики Крым».[6]

Государственный комитет молодежной политики Республики Крым (далее – Госкомитет) является исполнительным органом Республики Крым, осуществляющим государственное управление и нормативное регулирование в области государственной молодежной политики в Республике Крым.

Госкомитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовой формы, общественными объединениями и гражданами.

Госкомитет состоит из: Руководства, Управления делами, Управления поддержки молодежных инициатив и развития добровольчества, Управления патриотического воспитания и популяризации культуры безопасности в молодежной среде. (Приложение 2).

Госкомитет в своей деятельности подконтролен и подотчетен Главе Республики Крым и Совету министров Республики Крым.

Стоит отметить, что конкретная задача по разработке и реализации государственной программы, направленной на реализацию молодежной политики в регионе, в уставных документах Госкомитета отсутствует. Однако, исходя из совокупности смысла задач, поставленных перед Госкомитетом, становится ясно, что именно этот орган исполнительной власти субъекта наделен абсолютным большинством полномочий по разработке и реализации государственной программы в области молодежной политики субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3.13.2 закреплено лишь участие в разработке и реализации государственных программ Республики Крым в области профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Фактически, данная функция охватывает лишь одно поднаправление молодежной политики Российской Федерации смежное с функциями силовых органов.

Спорным решением для Госкомитета стал также факт наделения с 1 января 2022 года Госкомитета полномочиями по организации и проведению работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества на территории Республики Крым, в соответствии с Законом Республики Крым от 22.04.2022 № 272-ЗРК/2022 «О внесении изменений в Закон Республики Крым от 30 октября 2015 года № 157-ЗРК/2015 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества на территории Республики Крым».[7]

Задачи, поставленные перед Госкомитетом, безусловно, взаимосвязаны с задачами, поставленными в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года и Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».

В Республике Крым в части реализации работы с молодежью на уровне субъекта реализуется программно-целевой подход.  В 2020 году в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 г. № 258 была принята Государственная программа Республики Крым «Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым»[8], направленная на комплексную реализацию всех направлений ГМП в Республике Крым. Исполнителем по данной Госпрограмме является исключительно Госкомитет.

Общий объем финансирования Госпрограммы в 2022 году составляет 558 694,51994 тыс. руб. (Приложение 3)

Распределение финансирования на реализацию Госпрограммы в 2022 году указано в таблице 3.

Таблица 1

Ресурсное обеспечение расходов на реализацию целей Госпрограммы по источникам финансирования

Название Подпрограммы: Финансирование подпрограммы, тыс. руб.
Подпрограмма 1. Поддержка молодежных инициатив в Республике Крым 69259,89893
Наименование мероприятия в рамках подпрограммы: Финансирование, тыс. руб.
Основное мероприятие 1. Обеспечение участия молодежи Республики Крым в межрегиональных, окружных и всероссийских мероприятиях (форумах, фестивалях, акциях, конкурсах и т.д.) всего, в т.ч. по отдельным источникам финансирования: 9224,00
федеральный бюджет 0,0
бюджет РК 9224,00
внебюджетные средства 0,0
Основное мероприятие 2. Предоставление субсидий (грантов) некоммерческим организациям с целью поддержки молодежных проектов, направленных на развитие гражданского общества всего, в т.ч. по отдельным источникам финансирования: 60035,89893
федеральный бюджет 0,0
бюджет РК 60035,89893
внебюджетные средства 0,0
Название Подпрограммы: Финансирование подпрограммы, тыс. руб.
Подпрограмма 2. Патриотическое воспитание и популяризация культуры безопасности в молодежной среде 149552,50000
Наименование мероприятия в рамках подпрограммы: Финансирование, тыс. руб.
Основное мероприятие 1. Обеспечение функционирования в Республике Крым системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Крым всего, в т.ч. по отдельным источникам финансирования: 56229,30000
федеральный бюджет 0,0
бюджет РК 56229,30000
внебюджетные средства 0,0
Основное мероприятие 2. Организация и проведение мероприятий, оказание услуг государственными бюджетными учреждениями в рамках исполнения государственных заданий всего, в т.ч. по отдельным источникам финансирования:  

93323,20000

федеральный бюджет 0,0
бюджет РК 93323,20000
внебюджетные средства 0,0
Основное мероприятие 3. Проведение мероприятий, направленных на популяризацию культуры безопасности в молодежной среде всего, в т.ч. по отдельным источникам финансирования: 0,0
федеральный бюджет 0,0
бюджет РК 0,0
внебюджетные средства 0,0
Название Подпрограммы: Финансирование подпрограммы, тыс. руб.
Подпрограмма 3. Развитие и поддержка добровольчества (волонтерства) 123462,49798
Наименование мероприятия в рамках подпрограммы: Финансирование, тыс. руб.
Основное мероприятие 1. Проведение мероприятий в рамках развития добровольческой деятельности отдельных категорий граждан и направлений добровольческой деятельности всего, в т.ч. по отдельным источникам финансирования: 0,0
федеральный бюджет 0,0
бюджет РК 0,0
внебюджетные средства 0,0
Основное мероприятие 2. Популяризация и мониторинг развития добровольческой деятельности всего, в т.ч. по отдельным источникам финансирования: 0,0
федеральный бюджет 0,0
бюджет РК 0,0
внебюджетные средства 0,0
Основное мероприятие 3. Организация и проведение мероприятий, оказание услуг государственными автономными учреждениями в рамках исполнения государственных заданий всего, в т.ч. по отдельным источникам финансирования: 114512,70000
федеральный бюджет 114512,70000
бюджет РК 0,0
внебюджетные средства 0,0
Основное мероприятие 4. Реализация практик поддержки добровольчества (волонтерства) по итогам проведения ежегодного Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки добровольчества (волонтерства) «Регион добрых дел» всего, в т.ч. по отдельным источникам финансирования: 8949,79798
федеральный бюджет 8860,30000
бюджет РК 89,49798
внебюджетные средства 0,0
Название Подпрограммы: Финансирование подпрограммы, тыс. руб.
Подпрограмма 4. Содействие успешной социализации молодежи 193197,60500
Наименование мероприятия в рамках подпрограммы: Финансирование, тыс. руб.
Основное мероприятие 1. Организация и проведение мероприятий в сфере государственной молодежной политики всего, в т.ч. по отдельным источникам финансирования: 193197,60500
федеральный бюджет 0,0
бюджет РК 193197,60500
внебюджетные средства 0,0
Мероприятия, не вошедшие в подпрограммы Финансирование, тыс. руб.
Мероприятие 1. Финансовое обеспечение деятельности Государственного комитета молодежной политики Республики Крым всего, в т.ч. по отдельным источникам финансирования: 23222,01803
федеральный бюджет 0,0
бюджет РК 23222,01803
внебюджетные средства 0,0

Источник: составлено автором по материалам Государственной программы Республики Крым «Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым» (с изменениями на 28 февраля 2022 года).[9]

Основной целью данной Госпрограммы является совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи Республики Крым.

Также Госпрограмма предусматривает достижение конкретных количественных показателей, к которым относят увеличение доли молодых граждан, задействованных в мероприятиях по реализации молодежной политики в Республике Крым; увеличение доли молодых граждан, принимающих участие в деятельности общественных организаций и объединений; улучшение условий для оздоровления и отдыха детей, повышения качества предоставления услуг, выявление и распространение передового опыта организации оздоровления и отдыха детей.

Рассматривая событийную составляющую реализации ГМП в Республике Крым необходимо отметить существенные успехи в вопросе интеграции крымской молодежи в социальное и общественное пространство Российской Федерации путем обеспечения ее участия в разнообразных молодежных форумах. Официальные делегации молодежи республики были участниками форумов «Территория смыслов на Клязьме» (Владимирская область), «УТРО» (Тюмень), «Балтийский Артек» (Калининградская область), «Итуруп» (о.Итуруп, Сахалинская область, Курильский городской округ), «ВсмыслЕ» (г.Санкт-Петербург), «iВолга» (Самарская область), «СелиАс» (г.Астрахань), «Ростов», «Бирюса» (Красноярский край) и др. В целом,за период с 2014 по 2022 год более 7000 молодых людей приняли участие в молодежных мероприятиях на территории материковой России.

При этом на территории уже самой республики в этот период формируются молодежные площадки, на которых реализуются и модифицируются методы работы с молодежью принятые в практике Российской Федерации и разрабатываемые на Всероссийских мероприятиях и формух. Так, под общей тематикой формирования российской идентичности в Крыму регулярно проходят образовательный молодежный форум «Родная гавань», межрегиональный молодежный форум «Таврический бриз» и всероссийский форум «Таврида» (с постоянной площадкой в городе Судак Республики Крым). Проводится ряд крупных мероприятий: конкурс «Студент года» (среди студентов ВУЗов и учащихся сферы СПО); конкурс «Молодой предприниматель»; конкурс «Лидер 21 века»»; фестиваль молодежного творчества «Крым в моем сердце», фестивали «Яркие улицы», «СпортФест», «ГТО», «КрымНаш»; «Школа вожатых», «Медиа-выходные»; «Молодежный медиа форум».

Реализация молодежной политики на региональном уровне регламентируется полномочиями, отнесенными к ведению органов власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (утрачивает силу с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).[10]

В Республике Крым согласно Базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг и работ по разделу «Молодежная политика» деятельность по работе с молодежью должна включать в себя меры, принимающиеся органами государственной власти для создания условий самореализации личности молодых людей, развития гражданской активности молодежи, профилактику асоциального и деструктивного поведения, а также отдыха и оздоровления.

При этом, по мнению ряда исследователей, несмотря на то, что молодежная политика на региональном уровне имеет прямые зависимости с ГМП, но при этом предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного субъекта в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. И, конечно имеет особенности в механизме реализации.[11]  С 2014 года в Республике Крым происходили процессы интеграции в правовое, экономическое и социальное пространство Российской Федерации всех сфер жизни. Не стало исключением и сфера молодежной политики. Наиболее четкую и в 100% определенную структуру государственная молодежная политика в Республике Крым начала приобретать начала с конца 2019 — начала 2020 года, когда было принято решение о создании отдельного государственного органа исполнительной власти субъекта, осуществляющего полномочия исключительно в сфере молодежной политики Республики Крым:

— Указ Главы Республики Крым от 22 октября 2019 года № 382-У «О некоторых вопросах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 16 июня 2014 года № 51-У»;

— Постановление Совета министров Республики Крым от 2 декабря 2019 года № 681 «Об утверждении Положения о Государственном комитете молодежной политики Республики Крым».

— Постановление Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 г. № 258 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым».[12]

В 2016 году, когда полномочия по реализации государственной молодежной политике в Республике Крым осуществляло Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, общий объем финансирования ГМП в 2016 году составлял 369182,88800 тыс. руб.[13]

В 2022 году финансирование ГМП в соответствии с Государственной программой Республики Крым «Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым», утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 г. № 258 в Республике Крым возросло до 558694,51994 тыс. руб.

При этом в Госпрограмме формулируются следующие ключевые задачи, которые, по их мнению, направлены на достижение поставленной цели:

  • создание условий для успешной самореализации молодежи, повышения уровня ее компетенций и навыков, финансовая поддержка молодежных инициатив;
  • развитие и совершенствование системы патриотического воспитания молодежи, формирование нетерпимости к экстремистской деятельности и террористической идеологии;
  • формирование устойчивого развития добровольческих (волонтерских) инициатив на территории Республики Крым;
  • вовлечение молодежи в социальную практику.

Госпрограммой предусмотрено 12 основных целевых индикатора и показателя, которые необходимо достигнуть к 2024 году:

— количество молодежи, принявшей участие в межрегиональных, окружных и всероссийских мероприятиях (675 человек к 2024 году);

— количество реализованных молодежных проектов в Республике Крым, направленных на развитие гражданского общества (176 проектов к 2024 году);

— доля студентов, вовлеченных в клубное студенческое движение;

— количество детей и молодежи, вовлеченных в мероприятия патриотической, духовно-нравственной направленности (до 148000 человек к 2024 году);

— количество детей и молодежи, вовлеченных в мероприятия антиэкстремистской и антитеррористической направленности (до 20000 человек к 2024 году);

— доля обучающихся в образовательных организациях Республики Крым, вовлеченных в деятельность Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» (до 10% к 2024 году);

— доля образовательных организаций Республики Крым, вовлеченных в реализацию мероприятий антиэкстремистской и антитеррористической направленности (до 95% к 2024 году);

— общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую (волонтерскую) деятельность (до 173600 человек к 2024 году);

— количество молодежи, вовлеченной в социальную практику (по данным автоматизированной информационной системы «Молодежь России») (до 70000 человек к 2024 году);

— количество студентов, вовлеченных в клубное студенческое движение (до 25000 человек к 2024 году);

— доля молодежи, задействованной в мероприятиях по вовлечению в творческую деятельность (до 45% к 2024 году);

— количество молодежи, принявшей участие в образовательных форумах и фестивалях, проводимых на территории Республики Крым (до 57000 человек к 2024 году).

Рассматривая финансовый механизм реализации молодежной политики в Республике Крым обратим внимание на отсутствие в Госпрограмме финансирования из внебюджетных источников.

Главным организатором реализации указанной Госпрограммы определен Государственный комитет молодежной политики Республики Крым, в котором осуществляют отраслевую деятельность сотрудники двух управлений:

  1. Поддержка молодежных инициатив и развитие добровольческого (волонтерского) движения в Республике Крым.
  2. Патриотическое воспитание и популяризация культуры безопасности в молодежной среде.

В целом, анализируя организационную и правовую систему реализации государственной молодежной политики программно-целевым методом в Республике Крым, мы можем признать определенные успехи в развитии органов управления, реализации и финансировании молодежной политики, формирование специального государственного органа исполнительной власти Республики Крым и составления Госпрограммы молодежной политики в субъкте.

Однако, стоит отметить, что органы законодательной власти Республики Крым наделили Государственный комитет молодежной политики Республики Крым дополнительными, не связанными с реализацией государственной молодежной политикой функциями и обязанностями, исполнение которых необходимо будет финансировать из бюджета Республики Крым. Так, в Государственную программу Республики Крым «Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым» необходимо будет вносить изменения, дополнив Подпрограмму 2 «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание» еще одним Основным мероприятием «Обеспечения проведения мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества на территории Республики Крым».

Заключение

Несмотря на то, что молодежная политика как на федеральном, так на региональном уровнях на данный момент находится в уже сформированном виде, оформлена в достаточной мере в нормативно-правовом и организационном отношении, следует отметить необходимость еще более интенсивных и предметных шагов на создание дополнительных мер, которые направлены на придание ей идеологического характера.  Вместе с тем уже сейчас имеется достаточно правовых инструментов, позволяющих развивать молодежную политику в субъектах России в едином направлении с федеральной политикой.

Главными результатами совершенствования молодежной политики должны стать улучшение положения молодежи в субъектах и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие своих территорий.

В работе рассмотрены основные этапы становления государственной молодежной политики в Республике Крым.

Институциональное обеспечение реализации ГМП на региональном уровне. Частая смена подчиненности федеральных структур, отвечающих за работу с молодежью, долгое время не позволяло выстроить эффективные долгосрочные коммуникации между органами государственного управления.

Анализируя организационную и правовую систему реализации ГМП в Республике Крым фиксируются определенные успехи в развитии органов управления. Функционирование специального органа исполнительной власти Республики Крым отвечающего за молодежную политику – Государственного комитета молодежной политики Республики Крым. В сфере нормативного обеспечения отрасли на региональном уровне сформированы относительно устойчивые институциональные связи между органами государственной власти в части обеспечения реализации молодежной политики.

Рассматривая основные механизмы реализации государственной молодежной политики в Республике Крым, отметим основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие работу с молодежью – Закон Республики Крым от 22 апреля 2022 г. № 277-зрк/2022 «О молодежной политике в Республике Крым» и Государственную программу Республики Крым «Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым», утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 г. № 258. Данные нормативно-правовые документы призваны обеспечить программно-целевой подход в реализации молодежной политики на территории Республики Крым. Мероприятия Госпрограммы конкретизируются планами работы Государственного комитета молодежной политики Республики Крым.

Приложения

Приложение 1 – Численность постоянного населения в возрасте отдельных возрастных групп по муниципальным образованиям Республики Крым по состоянию на 01.01.2020г.

Источник: Портал Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым. Население по возрастным группам, полу, возрасту и образованию. Материалы территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым. 2014 год// Портал Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю (Крымстат).–URL: https://crimea.gks.ru/storage/mediabank/pub-03-01_638171.pdf;

Приложение 2 – Структура Государственного комитета молодежной политики Республики Крым

Источник: Портал правительства Республики Крым// .–URL: https://gkmp.rk.gov.ru/ru/structure/15

Приложение 3 – Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию целей Государственной программы Республики Крым «Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым» по источникам финансирования

Источник: Постановление Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 года № 258 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым» (с изменениями на 28 февраля 2022 года) (в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 11.01.2022 № 3, от 28.02.2022 № 89).


Список литературы

  1. «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя», Госпрограмма, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года №63// Портал Правительства Российской Федерации.–URL: http://government.ru/rugovclassifier/827/events/
  2. Население по возрастным группам, полу, возрасту и образованию. Материалы территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым. 2014 год// Портал Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю (Крымстат).–URL: https://crimea.gks.ru/storage/mediabank/pub-03-01_638171.pdf
  3. Закон Республики Крым от 22 апреля 2022 г. № 277-зрк/2022 «О молодежной политике в Республике Крым»// Портал Правительства Республики Крым.–URL: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/8/act/277z.pdf
  4. «Концепция патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым»: Указ Главы Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 522-У// Портал Правительства Республики Крым.–URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_237906.pdf
  5. «Об организации в Республике Крым обучения граждан начальным знаниям в области обороны и основам военной службы на 2022/2023 учебный год»: Распоряжение Главы Республики Крым от 10 ноября 2022 года № 1500-рг// Портал Правительства Республики Крым.–URL: https://rk.gov.ru/ru/document/show/37037
  6. Указ Главы Республики Крым от 22 октября 2019 года № 382-У «О некоторых вопросах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 16 июня 2014 года № 51-У» // Портал Правительства Республики Крым.–URL: https://gkmp.rk.gov.ru/ru/document/show/1 ; Постановление Совета министров Республики Крым от 2 декабря 2019 года № 681 «Об утверждении Положения о Государственном комитете молодежной политики Республики Крым» // Портал Правительства Республики Крым.–URL: https://gkmp.rk.gov.ru/ru/document/show/2
  7. Закон Республики Крым от 22.04.2022 № 272-ЗРК/2022 «О внесении изменений в Закон Республики Крым от 30 октября 2015 года № 157-ЗРК/2015 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества на территории Республики Крым»// Информационно-правовая база данных Российской Федерации.–URL: https://ipbd.ru/doc/9100202204260015/?page=2
  8. Государственная программа Республики Крым «Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым» Постановление Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 г. № 258// СПС «Консультант-плюс».–URL: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW509&n=56592# ZVWQBQTKqZNbih9j2
  9. Государственная программа Республики Крым «Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым» Постановление Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 г. № 258// СПС «Консультант-плюс».–URL: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW509&n=56592# ZVWQBQTKqZNbih9j2
  10. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (утрачивает силу с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»)// СПС «Консультант-плюс».–URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/
  11. Рожнов О.А., Луков В.А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность// Безопасность Евразии. 2006. №3. с.65
  12. Государственная программа Республики Крым «Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым» Постановление Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 г. № 258// СПС «Консультант-плюс».–URL: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW509&n=56592# ZVWQBQTKqZNbih9j2
  13. Государственная программа развития образования в Республике Крым на 2016 — 2025 годы, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 16.05.2016 № 204// Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов.–URL: https://docs.cntd.ru/document/413912863