ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ «ТЕОРИИ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ» В УПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

№7,

Экономические науки

Баженова Елена Сергеевна

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ; МОТИВАЦИЯ; ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ; УПРАВЛЕНИЕ; ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ; GOAL SETTING; MOTIVATION; CUSTOMS MANAGEMENT; OFFICERS; CUSTOMS BODIES; FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA.


Аннотация: Статья посвящена вопросам анализа основ «теории постановки целей», получившей развитие в трудах таких известных учёных, как Эдвин Локк, Гэрри Латем, Дуглас МакГрегор и Питер Фердинанд Друкер. Обоснована необходимость применения разработанных авторами теоретических положений в практике управления должностными лицами таможенных органов России. Доказано, что постановка целей выступает необходимостью для формирования системы мотивации и повышения интенсивности труда таможенных служащих.

Труды учёных-последователей «теории постановки целей» основаны на умозаключении о необходимости следования персонала в своей работе конкретно сформулированным и чётко поставленным целям организации. Для анализируемой теории справедливо допущение о том, что в случае своего выполнения данное требование в определённой степени мотивирует должностных лиц к выполнению своих профессиональных обязанностей [1]. Основополагающим трудом «теории постановки целей» является статья «О теории мотивирования и стимулирования целями», опубликованная еще в 1968 году Эдвином Локком. Он предположил, что постановка целей̆ является познавательным процессом, имеющим практическую полезность. А индивидуальные сознательные цели и намерения выступают в качестве первых детерминантов поведения отдельных личностей.

Серьезный вклад в разработку «теории постановки целей» внес Т. Райен, который̆ делал акцент на роли намерений индивида при понимании мотивированного поведения [3]. Также ряд положений о целевом управлении был сформирован такими видными учёными, как Гэрри Латем, Дуглас Мак Грегор и Питер Фердинанд Друкер. Через несколько лет после того как Э. Локк опубликовал свою статью, Гэрри Латем взялся за изучение практической стороны вопроса постановки целей в рабочей среде. Результаты исследования полностью подтвердили то, о чем говорил Локк, тем самым была подтверждена чёткая зависимость качества работы от формулирования целей.

В 1990 году Э. Локк и Г. Латем опубликовали своё совместное исследование, получившее название «Теория постановки целей и выполнения работы». В этой книге авторы выделили три признака успешной постановки целей: самогенерацию (источник энергии является неотъемлемой частью организма); взаимосвязь «значение-значимость» (действия не только являются возможными, но и необходимы для выживания организма); взаимосвязь «цель-причинная обусловленность» (результирующее действие вызвано целью) [2]. Э. Локк и Г. Латем описали трудности, с которыми могут столкнуться менеджеры при постановке целей, такие как психологические различия сотрудников, оценка среды и др. Также они сформулировали чёткие рекомендации по преодолению этих потенциальных трудностей̆, в первую очередь направленные на совершенствование коммуникаций внутри коллектива, системы вознаграждения и на выработку конкретных стандартов поведения.

Теория фокусируется на вопросе о том, почему одни люди лучше выполняют рабочие задачи, чем другие. Если они равны в способностях и знаниях, тогда причина должна быть мотивационной [2]. «Теория постановки целей» подходит к проблеме мотивации с точки зрения объяснения индивидуальные различия результатов при выполнении задачи [3]. Теория утверждает, что самое простое и самое прямое мотивационное объяснение того, почему одни люди работают лучше, чем другие, — это то, что у них разные цели эффективности.

В «теории постановки целей» качество выполнения работы зависит от таких свойств целей как сложность, специфичность или конкретность, приемлемость, а также приверженность [6]. Сложность цели является предпосылкой повышения профессионализма должностных лиц таможенных органов. Как правило, чем сложнее цель, тем больше мотивация. Это легко объясняется с точки зрения психологии, поскольку простые цели не требуют от таможенных служащих повышения результатов труда, в то время как сложные заставляют приложить максимум усилий [14]. Специфичность или конкретность цели показывает количественную составляющую цели. Действительно, точность и определённость цели заведомо помогает таможенникам двигаться к желаемому результату [13]. Приемлемость характеризует степень восприятия должностными лицами поставленной цели и желание достигнуть её. И, наконец, приверженность рассматривается как готовность их к труду, в ходе выполнения работы она может возрастать или понижаться.

Удовлетворённость должностных лиц таможенных органов результатом – завершающий этап процесса постановки целей. Он ставит точку в процессе мотивации и закладывает начало следующему циклу, который состоит из семи этапов [7]:
1. Оценка ресурсов для достижения поставленных целей (организационных, людских, финансовых);
2. Определение сложности, специфичности поставленных целей;
3. Вовлечение подчинённых в процесс обсуждения целевых ориентиров;
4. Оценка приверженности трудового коллектива к поставленным целям;
5. Распределение обязанностей среди подчинённых в зависимости от степени приверженности целям;
6. Корректировка целей;
7. Анализ достижений целей, оценка результатов работы.

«Теория постановки целей» объясняет, что внутриличностные и внешние процессы определяют восприятие должностным лицом результатов [12]. Позитивные результаты удовлетворяют психологическое состояние человека, в то время как негативные расстраивают. Внутренние процессы отражают самооценку специалистом полученного результата на предмет достижения цели. Внешние процессы отражают оценку степени исполнения цели, даваемую таможенным ведомством. Когда реакция внешнего окружения положительна (благодарность руководства, продвижение по службе, повышение оплаты, похвалы коллег и т.п.), то это вызывает удовлетворение, отрицательная реакция ведёт к неудовлетворённости [8]. Признание заслуг должностного лица предполагает совокупный учёт количества и качества труда. Как следствие, постановка целей выступает необходимостью для формирования системы мотивации и повышения интенсивности труда таможенных служащих [9].

Практика показывает, что научные основы менеджмента необходимы для эффективного функционирования таможенной системы России. Желание людей прилагать усилия к выполнению работ возникает только в условиях уверенности в результатах. Соответственно, для оптимального формирования целей и выполнения задач, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, важно знать основы теоретических положений управления [15]. В связи с этим сформировался особый вид менеджмента. Таможенный менеджмент — это особая разновидность менеджмента в государственной службе, связанная с реализацией задач в области таможенного дела как путём воздействия через принятие решений, так и путём повышения профессионализма и роста организованности таможенной системы [4]. Основными методами организационного воздействия в таможенных органах выступают нормирование и инструктирование [12]. Нормирование представляет собой установление норм и нормативов, служащих ориентиром в деятельности должностных лиц таможенных органов, они устанавливают предельные границы. А инструктирование всегда выступает в форме методической, информационной помощи для успешного выполнения специалистами таможенного дела своей работы [5].

«Теория постановки целей» не даёт однозначного ответа на вопрос, кто должен ставить цели — руководитель или группа? Однако с практической точки зрения, на современном этапе к руководителям таможенных подразделений предъявляются высокие требования в области оперативности и качества принимаемых решений и методической базы управления [10]. Также спорно в «теории постановки целей» и то, как правильно осуществлять стимулирование: по конечным результатам или за конкретно проделанную работу? Практика свидетельствует, что есть необходимость в комбинации этих подходов. Относительно механизма мотивации в таможенных органах можно отметить, что он основан на административно-командных стимулах, которые чётко регламентируют труд таможенных служащих. То есть управление в такой структуре имеет распорядительную и исполнительную стороны, первая из которых стимулирует вторую [11].

Таким образом, нельзя преуменьшать значение «теории постановки целей» для таможенных органов. Наличие целей компенсирует неопределённость, а также является нормой для дальнейшего анализа и оценки полученных результатов. Уже сегодня таможенная система развивается в данных направлениях: детализирует и структурирует требования к должностным лицам, их профессионализму и базовым компетенциям.


Список литературы

  1. Locke EA. Toward a theory of task motivation and incentives // Organizational Behavior & Human Performance. – 1968. – No 3.
  2. Ryan ТА. International behavior. – New York: Ronald Press, 1970.
  3. Ершов А.Д. Менеджмент: учебное пособие. – СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2007.
  4. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учеб. пособие – М: Троицкий мост, 2012.
  5. Просянников Н.Н., Управление персоналом в таможенных органах: учебное пособие – Владивосток: Изд-во Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012 – 160 с.
  6. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  7. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 164 с.
  8. Кнышов А.В. К вопросу об уточнении и интерпретации понятия деятельности таможенных органов // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2012. — С. 53-57.
  9. Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2011. — С. 15-19.
  10. Кнышов А.В. Оценка обеспеченности таможенной службы России трудовыми ресурсами за период 2000-2010 гг. // Таможенные, экономические и правовые аспекты функционирования таможенного союза: Материалы IV Международной научно-практической конференции молодых учёных. Российская таможенная академия, Ростовский филиал. — 2011. — С. 95-98.
  11. Юсупова С.Я., Кнышов А.В. Контроллинг в таможенных органах России // Novation. — 2016. — № 3. — С. 151-153.
  12. Юсупова С.Я., Гамидуллаев С.Н., Кнышов А.В. Контроллинг как элемент системы управления таможенными органами // Управленческий учет. — 2016. — № 11. — С. 26-33.
  13. Юсупова С.Я., Симионов Р.Ю., Кнышов А.В. Контроллинг как инновационный метод развития системы таможенных органов // Инновационное развитие экономики. — 2016. — № 3-2 (33). — С. 39-42.
  14. Кнышов А.В.; Попова Д.А. Анализ динамики уровня доходов руководящего состава центрального аппарата Федеральной таможенной службы России // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 128-133.
  15. Кнышов А.В.; Попова П.А. Социальные льготы как мотивационный фактор эффективной деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 125-127.