УДК 34

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ИСПОЛНЯЮЩЕЙ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ И МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА

№40,

Юридические науки

Мосина Варвара Андреевна


Ключевые слова: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ; НАКАЗАНИЯ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ОГРАНИЧЕНИЕМ СВОБОДЫ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА; СТАТИСТИКА; PENAL INSPECTION; PENALTIES NOT RELATED TO THE RESTRICTION OF FREEDOM; PENAL SYSTEM; STATISTICS.


Аннотация: В статье приведены данные из доклада Совета Европы и проанализирована деятельность уголовно-исполнительных инспекции России за последние 4 года. Выявлена тенденция к уменьшению преступлений в 2020 г. и соответственно количество видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Государство проводит политику, расширяющую возможность применения альтернативных наказаний в уголовном праве, которые не относятся и не связаны с изолированностью от общества (принудительные работы, ограничение свободы), поэтому, количество лиц, которые находятся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, постепенно снижается.

В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» приводятся данные на 1 января 2021 г.: «в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 482,9 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых, что на 381,1 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. — 864 тыс. человек).

Так, в исправительных колониях по состоянию на 1 января 2021 г. содержалось 354,1 тыс. человек, что на 369,8 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. — 723,9 тыс. человек)» .

Применяя такие меры пресечения, как запрет определенных действий и домашний арест, количество лиц, которые содержатся в помещениях, работающих как следственные изоляторы и в режиме следственных изоляторах намного уменьшилось. В 6 раз снизилось количество осужденных лиц, которые содержатся в воспитательных колониях, в том числе за счет проводимой с ними профилактической работы субъектами профилактики правонарушений, в число которых входят органы прокуратуры Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы Следственного комитета Российской Федерации, органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Совет Европы каждый год представляет ежегодный доклад по уголовной статистике (SPACE), согласно которому «в 2020 г. Россия занимает первое место среди стран Европы по количеству заключенных в тюрьмах, хотя к началу 2020-го в России количество заключенных сократилось до 520 тыс. человек, а за 10 лет — на 38%.».

Хотя Совет Европы тут же резюмирует, что «РФ по-прежнему остается на первом месте среди стран СЕ по количеству заключенных. На втором месте — Турция (297 019), на третьем — Великобритания (82 868). Далее по списку: Польша (74 130), Франция (70 651), Германия (63 399), Италия (60 971), Украина (52 609) и Испания (58 372)» .

Уголовная политика Российской Федерации развивалась в последние годы в соответствии с общемировыми тенденциями либерализации, путем увеличения числа альтернативных санкций и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, применяя большой диапазон наказаний, которые альтернативны лишению свободы, которые в большинстве своем исполняют уголовно-исполнительные инспекции.

Так, из 13 видов уголовных наказаний, которые законодательно закреплены, у 8 из них присутствует главенствующая черта — они не связаны с изоляцией осуждённого от общества. Это позволяет наблюдать неуклонный рост процесса глобализации, который происходит в мире в современный период.

О необходимости повсеместного развития системы наказаний которые не связанны с изоляцией говорится и в п. 1.5. Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила): «государства-члены разрабатывают меры, не связанные с тюремным заключением, в рамках своих правовых систем с целью обеспечения других возможностей, сокращая тем самым применение тюремного заключения, и с целью рационализации политики в области уголовного правосудия с учетом необходимости соблюдения прав человека, требований социальной справедливости и потребностей правонарушителя в отношении возвращения к нормальной жизни в обществе» .

Целесообразность и эффективность более всеобъемлющего использования наказаний без изоляции от общества осужденного очевидна. Так как очень много преступлений средней и небольшой тяжести, которые совершены впервые и, попав в тюрьму, многие осужденные не становятся на путь исправлений, а учатся у криминальных авторитетов, попадая под их влияние. Применяя в этих случаях наказание не связанное с изоляцией мы сможем снизить уровень беззакония в обществе, а также существенно снизить объем людей, которые содержатся в учреждения уголовно-исполнительной системы.

Таблица 1. Статистические данные по уголовно-исполнительным инспекциям


Рисунок 1. – Наказания, не связанные с лишением свободы в отношении осужденных лиц.

Рассматривая рисунок 1. следует отметить широкую практику применения условного осуждения, в 2020 году на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 490821 человек, у которых наказание не было связано с изоляцией от общества, из которых 240118 это условно осужденные или 49%, на втором месте осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 132824 чел. или 27 %, на третьем месте исправительные работы это 40152 или 8% от общего количества» .

Обязательные работы как считает Р. Р. Сайфулина «заключаются в выполнении осужденными, в свободное от основной работы или учебы время, бесплатных общественно полезных работ. Вид и объекты для отбывания обязательных работ определяются органами местного самоуправления по согласованию с УИИ. Осужденные обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду» . Количество обязательных работ снизилось с 36747 в 2017 г. до 31247 в 2020 г.

Рассматривая данные, приведенные в таблице 1 и рис. 1, за период с 2017 г. по 2020 г. общее количество осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества уменьшилось с 542985 чел. до 490821 чел., то есть на 10% меньше.

Ограничения на путешествия и перемещения в пределах городов и населенных пунктов, а также сокращение экономической активности и торговли в условиях пандемии тормозит и ограничивает преступную деятельность.

Предпринимаемые меры по блокировке, изоляции и социальному дистанцированию, оказывают положительное влияние на уличную преступность. Поэтому уменьшилось количество преступлений и параллельно количество привлеченных к ответственности.

По данным отчетности ФСИН «По состоянию на 1 апреля 2021 г. в уголовно-исполнительной инспекции на учете состоят 452 747 чел., осужденных к наказаниям, не связанных с изоляцией осужденных от общества, 7921 чел. подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под домашним арестом, 3009 – запретом определенных действий, 40 – залогом с обязанностью по соблюдению запретов, предусмотренных ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ.»

Нужно повсеместно использовать наказания без изоляции от общества осужденного, а рентабельность их применения по отношению к лицам, которые совершили преступления небольшой и средней тяжести, должна создать для общества защиту от преступлений, что в дальнейшем может, как мы надеемся, привести к качественному снижению уровня криминализации общества, а также к уменьшению количества лиц, которые находятся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Анализируя статистику по применению альтернативных наказаний проявляются проблемы, которые указывают на то, что законодательство в этой области должно совершенствоваться.

Политика государства должна быть направлена на либерализацию в отношении лиц, которые совершили преступления небольшой и средней тяжести. Данная проблема в России и за рубежом заслуживает пристального внимания так как, совсем недавно главным видом наказания, которое применялось судами, являлось наказание в виде лишение свободы. Для того чтобы Россия не функционировала как «тюремное государство», нужно более серьезно отнестись к этому, рассматривая данные меры не только на законодательном, но и на исполнительном уровне.

А.А. Коровин отмечает: «органы, исполняющие наказания, должны руководствоваться не только национальным законодательством, но, по мере возможности и при наличии условий, учитывать нормы международного права, следовать рекомендациям, выработанным международным сообществом, использовать практический опыт, накопленный зарубежными коллегами».

В целом следует отметить, что для эффективной реализации наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в последнем должны быть подготовлены соответствующие социально-экономические и социально-политические условия, общество должно сформировать общее мнение о правильности и необходимости данного подхода к противостоянию преступности. Увеличение же количества, совершаемых преступлений, их наглости, повышение тяжести последствий их совершения приводит к негативному отношению общества к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в итоге граждане страны убеждаются в бессилии правоохранительных органов и властей, все чаще слышатся голоса недовольных граждан, которые считают, что государственная политика неправильно осуществляется и нужно ужесточать систему наказаний вернув обратно смертную казнь. Так, недавно предложено ужесточить наказание к педофилам, которые совершают повторное преступление на данной почве. Но ведь все прекрасно понимают, что если сажать в тюрьмы всех и даже тех которые совершили преступления небольшой тяжести, то с достаточно большой долей вероятности, многие лица, психологически не устойчивые и поддающиеся негативному влиянию тюремной субкультуры пройдут в местах лишения свободы свои «университеты», которые негативно скажутся на дальнейшей социализации данных заключенных в обществе.

Итак, система наказаний, не связанных с изоляцией от общества, которая существует на данный момент в России и которая является гуманной, положительно воздействует на лицо, которое совершило уголовно-наказуемое деяние.


Список литературы

  1. Количество заключенных в РФ снижается с 2010 года — доклад Совета Европы // http://rapsinews.ru/international_news/20210408/306944265.html
  2. Коровин А. А. Правовое регулирование и организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций с учетом европейских стандартов и зарубежного опыта исполнения наказаний: дис. … канд. юрид. наук. / А. А. Коровин — М., 2012. – 80 с.
  3. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/kratkaya%20har-ka%20uis/
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 N 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 05.05.2021
  5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/110 «Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)» // http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/12123833/
  6. Сайфулин Р.Р. Ограничение свободы как мера уголовно-правового характера без изоляции осужденного от общества. Уголовно-исполнительные инспекции: история, современное состояние, и вопросы совершенствования деятельности: сборник материалов круглого стола; ФКУ НИИ ФСИН России. / Р. Р. Сайфулин — М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2019. — С. 218-221.
  7. СЕ представил доклад по уголовной статистике. Россия на первом месте по количеству заключенных в тюрьмах // https://www.business-gazeta.ru/news/505159
  8. Федеральная служба исполнения наказания // https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/Doklad/