УДК 34

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

№40,

Юридические науки

Ивницкая Владлена Львовна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО; ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ; АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ; КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ; ADMINISTRATIVE LAW; HIGHER EDUCATION; RULE-OF-LAW STATE; RIGHT TO EDUCATION; PUBLIC ADMINISTRATION; EDUCATIONAL ACTIVITIES; NATIONAL PRIORITIES; CURRENT PROBLEMS; CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS.


Аннотация: В статье анализируется механизм административно-правового регулирования в сфере высшего образования. В статье отмечается модернизационный потенциал положений Конституции РФ, устанавливающих право на высшее образование и общие вопросы его организации, использование которого позволит сделать получение качественного и отвечающего потребностям современности высшего образования не только целью, но и результатом деятельности органов законодательной и исполнительной власти.

Конституция Российской Федерации играет ключевую роль в системе отечественного законодательства, поскольку имеет прямое действие и высшую юридическую силу, в связи с чем иные принятые в России нормативные правовые акты не могут ей противоречить. Конституционная реформа 2020 г., связанная с принятием поправки к Основному Закону, закрепила, помимо прочего, приоритетный характер конституционно-правовых норм по отношению к положениям межгосударственных соглашений. Это отразилось и на нормативно-правовом регулировании в сфере образования, поскольку законодатель исключает исполнение в Российской Федерации решений межгосударственных органов, которые основаны на положениях международных договоров Российской Федерации, истолкованных в противоречии с Основным Законом [1].

Будучи базовым документом для всех отраслей права, Конституция Российской Федерации представляет собой основу в том числе и для административно-правового регулирования. Государственно-управленческая деятельность, а также организационные меры, связанные с обеспечением государственного управления и соблюдением законности и дисциплины в его системе, основываются на тех принципах, которые заложены в Конституции РФ.

Фундаментальное значение конституционно-правовых норм отражается в общих положениях федеральных законов, определяющих Конституцию Российской Федерации как главенствующий нормативный акт в соответствующей сфере регулирования. Действующая Конституция Российской Федерации на момент ее принятия явилась документом, отразившим необходимость перехода к правовому государству, построения демократического общества и рыночной экономики, решения задачи по преодолению отставания от ведущих государств Запада в политическом, экономическом и общественном развитии [2].

Конституционное право на высшее образование рассматривается с объективной и субъективной стороны. С объективной точки зрения данное право обусловлено наличием комплекса правовых норм, обеспечивающих всестороннюю регламентацию социальных связей в сфере высшего образования. В субъективном понимании право на высшее образование означает фактическое наличие у индивида гарантированной государством возможности обладать и пользоваться обеспечиваемым системой высшего образования объемом знаний, навыков и умений для повышения своего образовательного и культурного уровня.

Право на высшее образование относится к числу наиболее значимых прав человека, обеспечивающих формирование необходимых предпосылок для социализации личности и ее развития, оказывающих влияние на состояние социума в целом, поскольку корреспондирует иным социально-культурным, экономическим и политическим правам. Одна из особенностей высшего образования состоит в непризнании государством необходимости обеспечения его сплошного характера, охвата им всего населения, для чего организован конкурсный порядок его получения. Это правило призвано не допустить «усреднения» высшего образования за счет пополнения состава обучающихся лицами, имеющими недостаточный общий уровень подготовки.

Вместе с тем образование всех уровней относится к числу приоритетов общественного и государственного развития. Формулирование национальных приоритетов и задач государства в тех или иных областях, отраслях и сферах государственного управления должно обеспечивать достижение цели эффективной реализации конституционно-правовых норм, которые в общем виде устанавливают базовые постулаты, сформировавшиеся в обществе и государстве на момент принятия Основного Закона. Соответственно, при разработке норм, регулирующих отношения в сфере образования, в том числе высшего, учитывались преимущества существовавшей на тот момент модели организации образовательной деятельности.

Для наиболее эффективного претворения в жизнь положений Конституции Российской Федерации в публично-управленческой сфере на ее основе формируется механизм административно-правового регулирования, базисное положение в котором занимают нормы административного права, содержащиеся в нормативных правовых актах федерального и регионального уровней.

Однако механизм административно-правового регулирования в сфере высшего образования объективно нуждается в постоянной адаптации к динамично развивающимся общественным отношениям. Конституция Российской Федерации сама по себе как акт основополагающего характера не может постоянно обновляться сообразно с многочисленными направлениями совершенствования жизни общества и функционирования государства. Соответствующая задача стоит перед законодателем, который должен реагировать на новые вызовы и глобальные тенденции [4].

Положениями Конституции Российской Федерации закрепляются не только гарантии прав и свобод физических и юридических лиц, но и предметы ведения органов государственной власти в сфере административно-правового регулирования.

Формирование механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования во многом зависит от распределения полномочий по нормативно-правовой регламентации соответствующих отношений и осуществлению государственного управления между Российской Федерацией и ее субъектами.

Представляется, что актуальный до конституционных поправок вариант определения предметов ведения в сфере образования был оптимальным с точки зрения установления баланса полномочий федеральных и региональных органов государственной власти. К компетенции федеральных органов относились только те полномочия, наделение которыми обусловливалось объективной необходимостью, а именно: установление федеральных государственных образовательных стандартов и обеспечение проведения в России единой государственной политики в отрасли образования [3].

В связи с этим важно отметить имеющееся в научной литературе утверждение, что конституционно обусловленные задачи в сфере высшего образования могут быть решены только при условии надлежащего взаимодействия федеральной и региональной власти. При этом приоритет составляют: повышение престижности высшего образования, получаемого в отечественных вузах; гарантированность прав и свобод человека в сфере высшего образования; существенное повышение качества высшего образования; увеличение расходов государства на организацию предоставления услуг в сфере высшего образования; рационализация государственно-управленческой деятельности и общественного контроля в рассматриваемой сфере; внедрение механизмов повышения транспарентности системы управления высшим образованием. Это относится и к механизму административно-правового регулирования в сфере высшего образования, поскольку перечисленные задачи определяют содержание деятельности органов исполнительной власти общей и специальной (в сфере образования) компетенции как федерального, так и регионального уровня.

Представляется, что фундаментом для двух вышеописанных принципов выступает конституционное право на образование, закрепленное статьей 43 Конституции Российской Федерации. В то же время на фоне коммерциализации высшего образования, равно как и законодательно подкрепленного общественного мнения, сформировавшего современный подход к образованию как к услуге, назрела проблема конституционного определения сущности образования. Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует право на образование, конкретизируя условия его получения и уточняя его уровни. Но Основной Закон не говорит о том, что образование, от дошкольного до высшего, — это не только кузница подготовки профессиональных кадров, но и основа культурного и нравственного развития российского общества, первостепенная возможность воспитания новых поколений в духе патриотизма и сохранения исторической памяти, а также сохранения мира и равного диалога между народами.

Таким образом, следует резюмировать, что в Конституции РФ, регулирующей вопросы, связанные с правом на высшее образование, а также общие вопросы его организации, содержится потенциал, который еще предстоит задействовать для того, чтобы получение качественного и отвечающего потребностям современности высшего образования стало ключевой целью деятельности соответствующих органов законодательной и исполнительной власти.

Однако здесь необходим надлежащий механизм административно-правового регулирования в сфере высшего образования, обусловленный политико-правовыми актами в виде документов стратегического планирования Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в которых должны быть определены приоритеты и вектор развития высшего образования. Значительная роль в этом механизме отводится нормативным правовым актам, регулирующим организационные правоотношения в сфере образования. От качества законодательства об образовании, взвешенной расстановки приоритетов в определении целей и условий получения высшего образования зависит реализация соответствующего конституционного права. В настоящее время вряд ли может быть поставлен вопрос о разработке и принятии нового закона об образовании, но законодателем должны отслеживаться все негативные аспекты реализации действующего законодательства в целях последующего совершенствования механизма административно-правового регулирования в данной сфере.

При этом должны учитываться новые положения Конституции Российской Федерации о распределении предметов ведения в сфере образования, чтобы обозначенные в перечне вопросов совместного ведения «общие вопросы образования» не были поглощены правилом Конституции Российской Федерации об установлении Российской Федерацией единых правовых основ системы образования. Однако для наиболее эффективного развития механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования представляется целесообразным определение сущности и целей высшего образования не только на уровне отраслевого законодательства, но и в положениях Основного Закона.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу от 01.01.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Троицкая Т.В. Конституционно-правовые основы права на высшее образование в России и зарубежных странах // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. N 5(88). С. 51.
  4. Франк Е.В. Высшее образование в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. N 3. С. 40.