УДК 37

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№40,

Педагогические науки

Старыгина Анна Ивановна


Ключевые слова: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; РАЗВИТИЕ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; РАЗВИТИЕ; ПСИХОЛОГ; ПЕДАГОГ; УЧИТЕЛЬ; INDEPENDENCE; JUNIOR STUDENT; DEVELOPMENT; EFFICIENCY; DEVELOPMENT; PSYCHOLOGIST; TEACHER; TEACHER.


Аннотация: В статье рассматривается основные психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраст. Раскрывается проблематика самостоятельности у разных авторов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указано, что учебный процесс необходимо строить таким образом, чтобы он был в полной мере ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Педагог в первую очередь должен организовывать учебный процесс так, чтобы он проходил эффективно и результативно. Самостоятельность, как раз то качество, которое помогает в достижении целей и задач образовательного процесса, ее формирование необходимо начинать еще с начальной школы.

Проблема формирования самостоятельности у младших школьников до сих пор актуальна. Самостоятельность младших школьников определяется как одно из важнейших личностных качеств. Успешному развитию самостоятельности младших школьников способствует овладение формами и методами самостоятельной работы. На примере белгородской школы показана динамика уровня самостоятельности младших школьников. На основе первичных результатов определения уровня развития самостоятельности выбираются педагогические условия, способствующие эффективному развитию самостоятельности младших школьников. Условия реализуются во внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса младших школьников.

Процесс развития самостоятельности младших школьников во всех видах деятельности образовательного процесса на сегодняшний день считается актуальной проблемой современной педагогической теории и практики. Самостоятельность изучали следующие известные педагоги: И.Я. Лернер, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Я. Савченко, Г.А. Цукерман, Б.Г. Ананьев, П.Т. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов. Были использованы также труды педагогов: К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я.А. Коменского, А. Дистервега, раскрывающие проблему воспитания самостоятельности у детей младшего школьного возраста.

Особенно подробно проблему самостоятельности раскрыл педагог-гуманист Акишева А.К.. Он утверждал, что возможно выучить наизусть лишь то, что понял человек рассудком [1].

В свою очередь немецкий педагог Пакулина С.А. считал самостоятельность основой, главным принципом воспитания. Он доказывал, что ценность имеют лишь те знания и навыки, которые были приобретены человеком самостоятельно, без посторонней помощи [2].

Педагог считал, что ученики, не без участия педагога, должны осознать, что изучение новых задач в повседневной жизни приносит неоценимую пользу.
Одной из важнейших задач образования в современном мире является развитие у учащихся их собственной самостоятельности.

Лишь в условиях воспитания у младших школьников первейших навыков самостоятельности возможно их успешное обучение. Также самостоятельность младших школьников является важнейшим условием для процесса развития у детей познавательных способностей.

В работах русского педагога Осницкого А. К. центральным вопросом является развитие самостоятельности, а также активности обучающихся. Им предлагается исходить из возрастных периодов и особенностей обучающихся при соотношении способов и средств организации самостоятельной работы детей [5].

Самостоятельность стоит рассматривать с точки зрения двух аспектов, то есть как характеристику какой-либо деятельности ребенка и как черту личности ребенка. В первом случае, самостоятельностью является постоянно проявляющейся способностью школьника достигать поставленной цели без чьего-либо вмешательства.

При этом важно помнить, что ребенка можно считать самостоятельным лишь при условии, что он в полной мере освоил то или иное содержание, средства и возможные способы какого-либо действия.

Проблема воспитания самостоятельности отражается и в идеи В. А. Сухомлинского о личностно-развивающем подходе к обучению, развитии познавательной активности и самостоятельности, творческом подходе к овладению знаниями, создании оптимальных условий деятельности для каждого ученика, содействии проявлению индивидуальности в условиях коллективного обучения. Также актуальными признаются положения о том, что только в процессе искания, активного интеллектуального труда, самостоятельного преодоления трудностей возбуждается творческая мысль. — активности и самостоятельности, реализуемого в способностях учащихся к социальному действию, поступку, достижению поставленной цели [3].

Организованность является отличительной чертой самостоятельности младших дошкольников. При этом инициатива ребенка должна быть направлена непосредственно на то, чтобы его действие проходило по-своему, то есть вопреки желаниям и требованиям взрослых.

Согласно данному принципу, развитие учащегося происходит только в его собственной активной деятельности при сопровождающей поддержке педагога с использованием разнообразных средств стимулирования гуманистической направленности.

Дети младшего школьного возраста уже должны быть нацелены на то, чтобы порученное им дело, или же задуманное самостоятельно, было решено как можно быстрее.

Думается, что самостоятельность формируется постепенно по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. В то же время на каждом этапе необходимо рационально поощрять независимость детей, развивать необходимые навыки и способности. Ограничение детской самостоятельности может привести к подавлению личности и вызвать негативную реакцию. Исследователи в процессе формирования включают не только совершенствование знаний, умений и навыков, но и развитие соответствующих мотивов Самостоятельность тесно связана с таким психологическим аспектом как воля, где ребенок сознательно регулирует свое поведение и деятельность, которая выражается в умении преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

Младший школьник настроен оптимистично, чаще всего любит играть и фантазировать. Это натура интересующаяся, личность в целом независима, которая имеет свои собственные мнения и суждения и не всегда принимает мнение другого человека без доказательств. В то же время авторитет взрослого, его мнение, по-прежнему в значительной степени определяет поведение младшего школьника.

Все это напрямую влияет на взаимодействие ребенка с окружающим его миром. Тем не менее, ребенку трудно поддерживать постоянное добровольное внимание в течение длительного времени, чтобы запомнить значительное количество материала.

Одна из ведущих целей работы в школе — создание условий для формирования самостоятельности младших школьников через организацию учебной, игровой и трудовой деятельности. В современных условиях особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у детей личностных качеств, необходимых для успешной социализации.

Учитель имеет огромные возможности для развития самостоятельности детей младшего школьного возраста. Он может оперировать такими средствами для развития самостоятельности, как: общественные поручения, помощь окружающим, коллективное задание. Все эти средства важно организовывать так, чтобы у детей появилась возможность проявить свою самостоятельность в полной мере, то есть учитель ни в коем случае не должен принимать участие в процессе выполнения того или иного поручения, задания. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность, игровая деятельность продолжает иметь большое значение. Таким образом, можно утверждать, что игра может быть хорошим средством для развития самостоятельности младших школьников. Например, самостоятельность может активно развиваться в процессе развертывания сюжетов сложных коллективных игр, в которых задания были поручены ребенку при коллективном распределении обязанностей в команде. В этом случае самостоятельность определяется способностью ребенка оценивать свою выполненную работу и поведение окружающих его людей.

Выводы. Важно, что воспитание самостоятельности требует перехода от системы прямого внешнего управления действиями ребенка к опосредованному педагогическому влиянию на него через создание образовательной среды, в которой любой человек приобретает опыт самостоятельных действий. При этом, для воспитания самостоятельности могут быть использованы различные виды деятельности: творческая, игровая, познавательная.

На основе анализа и обобщения определений, предлагаемых различными авторами мы рассматриваем самостоятельность как качество личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. А также независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, возможность существовать без посторонней помощи или поддержки. Характеристиками самостоятельности могут быть названы: независимость, решительность, инициативность.

В заключение необходимо отметить, что дальнейшие перспективы данного исследования связаны с углубленным изучением механизмов развития самостоятельности не только младших школьников, но и личности в другие периоды своего развития.


Список литературы

  1. Акишева А.К. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста /А.К. Акишева // НИР/S&R. 2021. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-razvitiya-samostoyatelnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.11.2022)
  2. Пакулина, С. А. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы младших школьников / С. А. Пакулина, Т. П. Савушкина // Начальная школа. -2019. — №3. – 34 с.
  3. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М.: Академия, 2019. – 360 с.
  4. Пакулина С. А. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников // Начальная школа, 2019. №3. — 211 с.
  5. Осницкий, А. К. Психологические механизмы самостоятельности/ А.К.Осницкий. – Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2019. — 232 с.
  6. Маммадова, Л. А. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности / Л. А. Маммадова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 429-433. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75591/ (дата обращения: 19.11.2022)